Прп. Иосиф Песнописец |
Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес. В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха.
Это было в царствование императора Феофила (829-842) [2] - время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков.
Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и папа Лев III, неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит. Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину.
В Рождественскую ночь он удостоился видения святителя Николая Мирликийского, который известил его о смерти гонителя-иконоборца и о прекращении гонений на святые иконы. Святитель дал преподобному свиток и сказал: "Прими этот свиток и съешь его". В свитке было написано: "Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй". Преподобный прочитал свиток, съел его и сказал: Коль сладка гортани моему словеса сия (Пс. 118, 103). Святитель Николай велел ему пропеть эти слова. После этого оковы сами спали с преподобного, двери темницы отворились, и он свободно вышел из нее и был восхищен на воздух и поставлен близ Константинополя на большой дороге, ведущей в город. В Константинополе преподобный Иосиф уже не застал в живых преподобного Григория Декаполита, а встретился лишь с его учеником блаженным Иоанном, тоже вскоре скончавшимся. Преподобный Иосиф построил церковь во имя святителя Николая и перенес туда мощи преподобных Григория и Иоанна. При церкви был основан монастырь.
Преподобный Иосиф получил также от одного добродетельного мужа часть мощей апостола Варфоломея. Он построил церковь во имя святого апостола и хотел торжественно почтить его память, но сокрушался, что не было хвалебных песнопений, прославлявших память святого апостола, сам же он не дерзал их составить. Сорок дней со слезами молился преподобный Иосиф, готовясь к празднику памяти апостола. В навечерие праздника в алтаре ему явился апостол Варфоломей, возложил ему на грудь святое Евангелие и благословил писать церковные песнопения со словами: "Да благословит тебя десница Всесильного Бога, и да прольются на язык твой воды Небесной Премудрости, сердце твое да будет храмом Духа Святаго и песнопения твои да усладят вселенную". После этого чудесного явления преподобный Иосиф написал канон апостолу Варфоломею и с тех пор стал слагать церковные песнопения в честь Божией Матери, святых угодников и в их сонме - в честь святителя Николая, освободившего его из темницы.
В 842 году при святой царице Феодоре, восстановившей православное почитание святых икон, преподобный Иосиф был поставлен сосудохранителем в Софийском соборе в Константинополе. Но за смелое обличение брата царицы Варды в незаконном сожительстве он был отправлен в изгнание и возвращен лишь после смерти Варды, в 867 году.
Патриарх Фотий (857-867, 877-886) называл его "отцом отцов", "ангелом Божиим", он восстановил его в прежней должности и назначил духовником всего константинопольского клира.
Прп. Иосиф Песнописец. Роспись церкви арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. Мастер А. А. Патраков. 2010 г. |
Долгое время годом смерти Иосифа Песнописца считали 883 год, когда Пасха праздновалась 31 марта. Эту дату предложил болландист Д. Папеброх на основании указания Жития о том, что прп. Иосиф слег в постель после визита к патриарху в Страстную пятницу, а скончался через 7 дней, 3 апреля [3]. Однако если принять за дату смерти преподобного 3 апреля 883 года, то получается, что святой скончался не на 7-й, а на 6-й день (включая Страстную пятницу и последний день жизни). К. ван дер Ворст считал более вероятной датой смерти 886 год, когда Пасха приходилась на 27 марта. По его трактовке житийного текста, болезнь преподобного началась после Пасхи, в Светлый понедельник. Тогда 3 апреля можно было бы точно считать 7-м днем болезни. В любом случае, по мнению исследователя, прп. Иосиф умер ранее смещения свт. Фотия (которому он передал дела) с патриаршей кафедры (декабрь 886). Однако и эта дата вызывает сомнения в связи с тем, что сочинением прп. Иосифа Песнопевца считается канон прп. Феодоре Солунской, скончавшейся в 892 году.
Одаренный поэтическим талантом и проникнутый религиозным одушевлением, преподобный Иосиф всю свою деятельность посвятил составлению богослужебных песнопений, и в частности того рода их, который называется каноном. В "Ada sanctorum" (под 4 апр.) говорится, что им составлено всего до 300 канонов — больше, чем кем-либо другим из песнописцев церковных. Не все эти его творения известны в печати и даже в рукописях. Лучшие из них — каноны покаянные.
О духе и силе песнопений преподобного его жизнеописатель, диакон Константинопольской Церкви Иоанн, так писал около 890 года:
Кроме многочисленных гимнографических сочинений прп. Иосифу принадлежат Похвальное слово ап. Варфоломею [4] и, по всей видимости, Житие прп. Иоанна, игум. монастырей мучеников Сергия и Вакха и мч. Диомида, сохранившееся только в груз. переводе [5].
Почитание
О мощах прп. Иосифа Песнопевца средневековые паломники не упоминают. По сведениям прп. Никодима Святогорца, мощи преподобного находились в основанном им монастыре [6]. В настоящее время часть мощей прп. Иосифа хранится в церкви св. Константина в районе Колонос в Афинах [7].
В Минологии Василия II, Синаксаре Константинопольской церкви, Петровом Синаксаре память и краткое житие Иосифа Песнопевца помещены в день его смерти - 3 апреля. Однако уже во многих агиографических памятниках X-XI вв. память преподобного отмечена 4 апреля [8]. Эта дата празднования утвердилась в современном календаре Русской Православной Церкви.
Литература
- Рыбаков Владимир, протоиерей. "Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность" // Богословские труды. 1985. Сб. 26. с. 280-306; Сб. 27. 1986. с. 81-106:
Использованные материалы
- "Преподобный Иосиф Песнописец" // Православный церковный календарь Сайт Издательства Московской Патриархии РПЦ:
- http://www.jmp.ru/svyat/apr04.htm (недейств.)
- http://calendar.rop.ru/svyat1/apr04-iosif-pesnopisec.html
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Saint Herman Calendar 2008, 29.
- О. В. Л., "Иосиф Песнописец" // Православная энциклопедия, т. 26, с. 58-68:
- http://www.pravenc.ru/text/673697.html (материал использован частично)
[1] В греческом календаре - 3 апреля. См. Saint Herman Calendar 2008, 29.
[2] Согласно более позднему пространному житию, составленному Иоанном Диаконом, прибытие Иосифа Песнописца в Константинополь отнесено ко времени правления Льва Армянина (813-820), а не Феофила (829-842), что является анахронизмом. Как показано в труде Владимира Рыбакова "Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность", большинство синаксарей, особенно древних, базируется на житии, написанном иеромонахом Феофаном, учеником святого, сменившим учителя на посту игумена константинопольского монастыря ап. Варфоломея. В Феофановом житии однозначно говорится о том, что иконоборческие гонения, которые коснулись Иосифа Песнописца, относятся к царствованию императора Феофила. Причем более ранние синаксари включают до буквального почти заимствования из указанного жития, в более же поздних иногда присоединяются запутывающие дополнения из пространного жития, которое было написано Иоанном Диаконом на основе предыдущего жития с привлечением дополнительных источников. Как отмечается, пока не было опубликовано малое житие, пространное житие, написанное Иоанном Диаконом, долгое время служило "главным основанием, на котором всецело ... основывались и остальные источники, как синаксари и прологи; от него же всецело зависели и указанные исторические соображения и сопоставления". Анахронизмы пространного жития отражены в Православном церковном календаре на сайте издательства Московской Патриархии.
[3] ActaSS. Apr. T. 1. P. 268-269
[4] BHG, N 232
[5] Кекелидзе К. Неизвестный памятник визант. литературы в груз. переводе // ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 393 сл.
[6] Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 183
[7] Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 204
[8] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 97