Созомен (Ермий) Саламанский (V в.), византийский церковный историк.
Годы его рождения и кончины неизвестны, место пребывания и деятельности его — Константинополь.
Его "Церковная история" обнимает время от 323 до 439 г., но до нашего времени сохранился рассказ лишь до 423 г. Недостаток сочинения Созомена — отсутствие самостоятельности. Хотя в нем и видно непосредственное знакомство с первоисточниками (Афанасий Великий, Руфин Аквилейский, Филосторгий), но Валезий, а из новых ученых — Ад. Гарнак и Иееп (Jeep), считают его труд в большей или меньшей степени плагиатом соч. Сократа Схоластика, которым он постоянно пользуется, вовсе о нем не упоминая (что, впрочем, в те времена было в обычае). Некоторые критики, впрочем, объясняют близкое сходство Созомена н Сократа тем, что оба пользовались одними источниками, причем Созомен не знал о работе Сократа. Ад. Гарнак предполагает, что Созомен писал свою историю собственно для монашествующих, так как, по сведениям Гарнака, он родился в Палестине, в Газе, и воспитание его происходило под влиянием монахов, между которыми он упоминает своего деда. Против этого проф. А. И. Лебедев возражает, что Созомен прямо называет труд предназначаемым не только для духовенства, но и для простых верующих и даже для язычников. По мнению проф. Лебедева, у Созомена было под руками много источников, совсем не известных Сократу: Созомен рассказывает много нового о монашестве, о христианстве в Персии, о подвигах Мартина Турского, о событиях из жизни Константинополя. История Созомена отличается от Сократовой еще направлением: он не сочувствовал Оригену и холодно относился к поэзии и философии эллинской. Созомен старается говорить красноречиво, Сократ — серьезно и сухо. По мнению проф. Лебедева, от Сократа, как и от других писателей, Созомен усвоил лишь лучшие мысли; так, он утверждал что язычники, при появлении христианства, были подготовлены к нему не менее, чем иудеи; он хорошо отзывался об образовании и способностях таких еретиков, как Арий, Аэций, Акакий Кесарийский, Аполлинарий Лаодикийский. Созомен написал также историю трех первых веков христианства, но она не дошла до нас.
Литература
- А. Лебедев "Греческие церковные историки IV, V и VI вв." (1890);
- Ст. Гарнака в "Real-Encyclopaedie" Герцога.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.