АПОЛЛИНАРИЙ ЛАОДИКИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Аполлинарий младший (ок. 310 - ок. 390), епископ Лаодикийский, богослов, экзегет, защитник Православия от арианства, позднее создатель ереси аполлинарианства.

Родился в сирийском городе Лаодикия, в семье пресвитера Аполлинария старшего.

Получил хорошее классическое образование, "начав его с наук приуготовительных и эллинского учения и искусившись во всяком диалектическом и софистическом искусстве" [1]. Юношей брал уроки у софиста Епифания [2]. Его литературный талант снискал ему глубочайшее уважение как среди друзей, так и среди противников. Викентий Леринский, читавший сочинение Аполлинария против Порфирия, не находил, кто бы мог сравниться с Аполлинарием по уму, трудолюбию и учености [3].

Аполлинарий был сыном пресвитера церкви, в клир которой он сам входил в должности чтеца, - это обстоятельство определило главным богословское направление его образованности. Вместе с отцом, Аполлинарием старшим, он в ответ на запрет имп. Юлиана Отступника давать классическое образование христианам осуществил переложение исторических книг Священного Писания в различных формах классической греческой литературы. Аполлинарий знал еврейский язык и занимался толкованием Священного Писания [4]; в 370-х годах в Антиохии, где он часто бывал [5], у него было много учеников, в т. ч. блж. Иероним Стридонский [6].

Аполлинарий вел строго аскетическую жизнь [7]. Он состоял в дружбе или переписке со многими выдающимися святыми отцами периода борьбы с арианством. Активно участвовал в полемике с арианами, являясь преданным сторонником Никейского Символа веры. Арианский еп. Лаодикии Феодот отлучил его и его отца от церковного общения, поводом послужили их дружеские отношения с софистом Епифанием и присутствие на чтении языческого гимна Епифания. Спустя некоторое время через покаяние оба Аполлинария были вновь приняты в церковное общение. Позднее арианский еп. Георгий Лаодикийский, воспользовавшись старым поводом, изгнал Аполлинария из Церкви, фактически же за общение со свт. Афанасием Великим - ревностным защитником Никейского Символа, возвращавшимся в 346 году из ссылки на Александрийскую кафедру через Лаодикию [2]. Эта встреча положила начало их переписке. Но еще раньше Аполлинарий приветствовал избрание Афанасия преемником свт. Александра на Александрийской кафедре.

Созомен называет Аполлинария защитником Никейского Символа, ставя его в один ряд с выдающимися христианскими учителями, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, "которые исповедывали Сына единосущным Отцу, те то же мыслили и о Духе. Это исповедание сильно защищали - в Сирии Аполлинарий лаодикианин, в Египте - епископ Афанасий, в Каппадокии и Церквах понтийских - Василий и Григорий" (VI 22). Свт. Василий Великий называл Аполлинария "человеком единодушным и близким" [8].

Когда Аполлинарий стал епископом Лаодикии, неясно, но это произошло до 362 года, т. к. на Александрийском Соборе 362 году были монахи, посланные еп. Аполлинарием Лаодикийским [9]. В 363 году под посланием Антиохийского Собора встречается уже подпись Пелагия, еп. Лаодикийского. Существует предположение, что Аполлинарий стал главой автономной Церкви в Лаодикии, "антиепископом", в то время когда кафедру занимал епископ-арианин [10]. А. Спасский на основании ряда свидетельств заключает, что начало епископства Аполлинария нужно относить к 346-356 годам: это вполне сообразно с тем положением, в котором оказалась Антиохийская Церковь после Сардикийского Собора в 343 году. Еп. Пелагий (ок. 360-380) пользовался глубоким уважением православных деятелей. Все это объясняет, почему Аполлинарий никогда не был полным и действительным епископом Лаодикии и сомнения историков (Фотий) в том, был ли он вообще епископом или только пресвитером.

О распространяемом Аполлинарием лжеучении сообщает свт. Василий Великий в 373 году [11]. Свт. Афанасий Великий и до этого времени знал о неправомыслии Аполлинария, но отнесся к нему снисходительно: в своем послании антиохийцам после Александрийского Собора 362 года он, опровергая христологические воззрения, которых придерживался Аполлинарий, не называет его по имени [12]. Аполлинариане выделились в отдельное общество. В Антиохии к ним примкнул пресв. Виталий, которого Аполлинарий рукоположил во епископа Антиохийского. 

Аполлинарианство было осуждено  Римскими Соборами 376, 377 и 382 и II Вселенским Собором в 381 году.

По свидетельству блж. Иеронима, Аполлинарий написал множество комментариев на Священное Писание, две апологии - одну против Юлиана, др. против Порфирия, опровержение Евномия. Все эти произведения утрачены. Но поскольку последователи Аполлинария для сохранения его работ надписывали его произведения именами святых отцов, ряд трудов дошел до нас в качестве псевдоэпиграфов святоотеческой письменности. Кроме того, цитаты из произведений Аполлинария приводятся полемизировавшими с ним святыми отцами.

Василий Болотов:

"по чистоте жизни он представлял одно из светлых явлений на Востоке, поэтому и православные долго оставались в дружеских отношениях с ним, хотя чистота догматических воззрений его была уже омрачена".

Владимир Лосский:

"Он был типичным представителем Александрийской школы, утверждавшей во Христе прежде всего единство. За 80 лет до монофизитства, которое несомненно было в известной мере подготовлено его образом мыслей, Аполлинарий ставил вопрос о том, как примирить это единство с дуализмом в нем Божественного и человеческого" [13].

Литература

  • Болотов В.В., Лекции по истории древней Церкви, Пг., 1918, т.4;
  • Болотов В.В., Рецензия на кн.: "Спасский А.А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни, Сергиев Посад, 1895", ХЧ, 1908, №8/9;
  • Дюшен Л., История древней Церкви, пер. с франц., т.1, М., 1912; НЭС, т. 3; ПБЭ, т. 1, с.937-9;
  • Спасский А.А., Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни, Сергиев Посад, 1895;
  • Спиридонов Д., К полемике Диодора Тарсского с Аполлинарием Лаодикийским, СПб., 1910;
  • Булгаков С., прот. Агнец Божий. П., 1933. С. 23-42;
  • Карташев. Соборы. С. 188-191;
  • Grillmeier A. Le Christ dans la tradition chrétienne de l'âge apostolique à Chalcédoine (451). Р., 1973;
  • Quasten J. Patrology. Utrecht; Brux., 1975. Vol. 3;
  • Prestige G. L. Fathers and Heretics. L., 1977.
  • Библиогр. на иностр. яз. см.: Quasten. Patr., v.3, p. 377-83.

Использованные материалы



[1]  Epiph. Adv. Haer. LXXVII 25

[2]  Sozom. Hist. eccl. VI 25

[3]  Common. I 11 // PL. 50. Col. 653

[4]  Philostorgius ap. Sudam. I 615

[5]  ср.: Theodoret. Hist. eccl. V 4

[6]  Ep. ad Pammach. et Ocean. // PL. 22. Col. 745

[7]  Epiph. Adv. Haer. LXXVII 1

[8]  Ep. 257 (265)

[9]  Athanas. Alex. Ad Antiochenos. 9

[10]  Карташев. С. 189; Спасский. С. 27

[11]  Ep. 255 (263); 257 (265)

[12]  Athanas. Alex. Ad Antiochenos. 7

[13]  Лосский. С. 272

Редакция текста от: 01.05.2021 21:58:05

"АПОЛЛИНАРИЙ ЛАОДИКИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google