Приро́да (естество́, су́щность) (греч. φυσις) - общее неизменное "начало", охватывающее индивидуумы, представляющие тот или иной низший вид (человек, лягушка, лиса) и объединяющее их как вид. В этом значении "вид" и "природа" - синонимы.
Св. Иоанн Дамаскин (VIII в.):
"Языческие философы... различали
субстанцию (ουσια) и природу (φυσις). Именно, субстанцией они называли бытие вообще, природой же - субстанцию, определенную ее существенными разностями... Самые низшие виды (τα ειδικωτατα ειδη), например, ангела, человека, лошадь, собаку, вола и т.п., — которые отличаются большею общностью, чем
ипостаси, и обнимают их, заключаясь в каждой обнимаемой ими ипостаси равным и неизменимым образом. Таким образом, ипостасью они назвали более частное; более же общее и обнимающее ипостаси они назвали природой; наконец, существование вообще они назвали субстанцией.
Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, т.е. низший вид назвали субстанцией (ουσιαν), природой (φυσιν) и формой (μορφην), - например, ангела, человека, собаку и т.п. В самом деле, (слово) ουσια - субстанция - происходит от (глагола) ειναι, а φυσις - природа - от глагола πεφυκεναι, но ειναι и πεφυκεναι означают одно и то же - быть, существовать. Равным образом слова ειδος - вид и μορφη - форма - имеют значение одинаковое со словом φυσις - природа. Единичное же (μερικον) они назвали индивидом (ατομον), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с
акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение, или актуально (ενεργεια). Две ипостаси не могут не различаться между собою акциденциями, раз они различаются друг от друга числом, Следует заметить, что характеристические свойства, это - акциденции, характеризующие ипостась"
[1].
Великие Каппадокийцы последовательно разграничили смысл понятий "сущность" (природа, естество) и "ипостась". Следуя их пониманию, различие между сущностью и ипостасью есть различие между общим и особенным (частным). "Во Св. Троице иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого Лица", - учит св. Василий Великий. "Первое, - говорит также св. Григорий Богослов, - означает природу Божества, а последнее - личные свойства Трех". Св. Григорий Нисский разъяснял, что три Ипостаси относятся к отличному в Боге, а Бог есть имя единой и неразличимой сущности [2].
Использованные материалы
- Природа (естество, сущность) // Словарь сайта "Азбука веры"
[1] Преподобный Иоанн Дамаскин. Философские главы. Перевод с греч. проф. Н.И. Сагарды. Глава XXX. О сущности, природе и форме; об индивиде, лице и ипостаси - http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/30
[2] Ипостась // Словарь сайта "Азбука веры" - http://azbyka.ru/ipostas