Арий (греч. Αρειος) (256 - 336), Александрийский пресвитер, еретик, его имя дало названию арианскому лжеучению.
Родился в 256 году, предположительно в Ливии.
Появился в Александрии во время гонений на христиан при имп. Галерии (305-311). Ревность в вере сделала его сторонником Мелития Ликопольского, который придерживался крайне ригористической позиции в вопросе о принятии в Церковь тех христиан, кто из страха перед мучениями или смертью отрекся от Христа, но желал возвратиться в Церковь. Мелитий выступал в этом вопросе против архиеп. Александрийского Петра I, более снисходительно относившегося к падшим (см. Мелитианский раскол). По одним источникам, Арий был рукоположен во диакона еп. Мелитием, по др.- архиеп. Петром [1].
Впоследствии Арий был отлучен архиеп. Петром от церковного общения за то, что публично осуждал его противоборство со сторонниками Мелития: он отлучал приверженцев еп. Мелития или отказывал им в Крещении. После мученической кончины архиеп. Петра (311) Арий соединился с Александрийской Православной Церковью. Александрийский еп. Ахилл рукоположил его во пресвитера и определил к городской церкви Бавкалеос [2], ему было поручено толкование Священного Писания [3].
Арий принадлежал к школе антиохийского экзегета и богослова Лукиана Антиохийского, который, в свою очередь, в значительной степени испытал влияние ереси динамистического монархианства Антиохийского еп. Павла I Самосатского. Арий не был оригинальным мыслителем и в значительной степени опирался на богословие своего учителя Лукиана. Определенное влияние на его еретические воззрения оказали также некоторые элементы богословия Александрийской школы. В числе его сторонников и покровителей были как епископы, вышедшие из школы Лукиана, так и та часть последователей Оригена, которая отрицала его учение о вечности мира. Причиной для возникновения арианских споров стало произошедшее в 318 году столкновение Ария с еп. Александрии свт. Александром относительно вопроса о Божестве Христа и Его равенстве с Отцом, которое он отрицал, полагая, что Христос имел иную сущность и был созданием Отца, хотя и сотворен был раньше мира.
Арий публично утверждал свое исповедание, и свт. Александр осудил его и изгнал из Церкви [4]. Противники Ария предполагали, что действительной причиной его противодействия Александру было личное недовольство тем, что его не избрали епископом [5]. В споре с еп. Александром за Арием последовала треть александрийского клира. Осужденный Александрийским Собором (320/21), он оставил город и был дружески принят влиятельными при дворе имп. Константина I Великого епископами Евсевием Кесарийским и Евсевием Никомидийским. Его идеям сочувствовали довольно многие в Азии.
Между Арием и свт. Александром было достигнуто примирение, но едва Арий возвратился в Александрию, как спор с еще большим ожесточением разгорелся вновь. Для разрешения спора имп. Константином в 325 году был созван I Вселенский Собор в Никее. На Соборе Арий упорно защищал свое лжеучение, поддерживаемый некоторыми епископами. Но святые отцы собора поразили противников истины в устных беседах, и, наконец, общим голосом положено было отлучить от Церкви нераскаявшихся еретиков и письменно изложить в Символе Веры православное учение.
"Сам Арий, — пишет еп. Иоанн (Митропольский), — остался в своих мнениях непреклонным; но так как оставлять его без применения к нему каких либо мер взыскания значило бы открывать новое поле к возмущениям и волнениям, то его присудили к низложению и заточению в Иллирию; сочинения его повелено было предать огню, и всем, кто обличен будет в утайке и тайном хранении, тем угрожала смертная казнь. Сторонникам Ария, которые решились бы и после рассуждений защищать учение своего ересиарха, тоже угрожала, по определению императора, ссылка в заточение".
Вскоре после Собора еп. Евсевий Кесарийский открыто встал на сторону Ария, оправдал его на Кесарийском Соборе 325-328 и через Констанцию, сестру императора, сумел добиться его возвращения из изгнания.
Когда Арий появился в Александрии, то произошло народное возмущение. В 336 г. имп. Константин вызвал его в Константинополь. Арий на вопрос императора: признает ли он определения Никейского Собора, ответил утвердительно. Обманутый им Константин велел патриарху Александру торжественно допустить Ария к Божественной литургии. Святитель стал ревностно молиться, прося Бога указать ему, на чьей стороне истина, через смерть заблуждающегося. Арий умер внезапно, на пути в храм, войдя в общественную уборную. О его злокознях и о «приговоре, какой он получил от праведного Судии», рассказывает свт. Афанасий Великий, рассказ этот неоднократно приводится историками [6].
Сочинения
Главное сочинение Ария «Талия» (Θάλεια) было написано во время его пребывания у еп. Евсевия Никомидийского. Оно представляло собой апологию его учения в популярной, наполовину поэтической, наполовину прозаической, форме; за исключением нескольких фрагментов в творениях свт. Афанасия Великого, оно не сохранилось [7]. Известны его письма к епископам Евсевию Никомидийскому [8] и Александру Александрийскому [9].
Арий в гимнографии
Арий часто упоминается в гимнографических текстах святых отцов шести Вселенских Соборов, и святых отцов I Вселенского Собора. Упоминания Ария сопровождаются в основном или изложением его учения: "кто Твою Спасе ризу раздра́; Арий, Ты рекл еси, иже Троицы пресече́ единоче́стное нача́ло в разделе́ния; Арий тварь Тя, а не Бога славит" (стихиры на Господи воззвах в неделю 7-ю по Пасхе), или описанием духовно-нравственных и физических последствий уклонения в ересь для самого Ария: "от соборныя Церкве соборне того изгнаша" (славник стихир на стиховне 16 июля); "Иуде бо поревновав, якоже он разсе́деся вселукавый" (тропарь 6-й песни канона утрени в неделю 7-ю по Пасхе); "в геене огненней равно мучится со еллины" (тропарь 3-й песни канона утрени 16 июля). К Арию во множестве прилагаются различные эпитеты, характеризующие глубину падения и степень отступления его от Церкви: "лютаго Ария низложиша; явлься Арий безумный; прося́деся египетский змий, яве Арий... уд гнилый, злоименитый".
Арий упоминается также в текстах недели Торжества Православия, т. к. христологический аспект в иконопочитании является основным: "ариева нечистая упразднися прелесть" (стихира на стиховне малой вечерни).
Многократно упоминается Арий в гимнографических текстах святых, явившихся наиболее ревностными борцами с арианской ересью: свт. Афанасия Великого: "от твоего язы́ка огненнаго сожже́ся а́риево сро́дное разделение" (тропарь 4-й песни канона утрени), свт. Евстафия Антиохийского: "запали́л еси я́ве хвра́стие Ария" (2-я стихира на Господи воззвах), свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских: "радуйся... лопата, развевающая ариева плевельная учения" (3-я стихира на стиховне), свт. Спиридона Тримифунтского: "ариево хуление соборне на землю низложил еси" (славник стихир на стиховне вечерни) и др.
Арий в иконографии
В византийском и древнерусском искусстве Арий изображен в композиции «Первый Вселенский Собор», согласно «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § 20), «в священническом облачении», стоящим перед имп. Константином и святыми отцами Собора напротив свт. Николая Чудотворца, и обычно также в отдельном сюжете «Смерть Ария» (как правило, вместе с сюжетом «Видение свт. Петру Александрийскому») - в мирских одеждах, напр. в Минологии на ноябрь, 1055-1056 гг. [10]; в росписи Мануила Евгеника ц. Спаса в Цаленджихе (Грузия), 1384-1396 гг., - повержен ниц, в хитоне, с покровенными руками; в ц. Св. Креста «του Αγιασμα τι» в Платанистейе (Кипр), 1494 г.; в клеймах «Заушение Ария» и «Первый Вселенский Собор» в житийных иконах свт. Николая Чудотворца [11]; в росписи Дионисия в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г., в росписи Архангельского собора Московского Кремля, 1652-1666 гг.; на иконе «Символ веры» [12], на иконе «Первый Вселенский Собор» [13]; на минейной иконе на июль, кон. XIX в. (ЦАК МДА). В иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., сказано: «Арий зрит на Спаса, утроба его излияся, ризы дичь, сед, брада покороче Власиевы» [14].
Литература
- Kouns N. C. Arius the Libyan. San Francisco, 1914;
- Williams R. Arius: Heresy and Tradition. L., 1987;
- Kannengiesser C. Arius and Athanasius: Two Alexandrian Theologians. [Aldershot] (Hampshire, GB);
- Brookfield (Vermont, USA), 1991;
- Stead C. Doctrine and Philosophy in Early Christianity: Arius, Athanasius, Augustine. Aldershot (GB);
- Burlington (Vermont, USA), 2000;
- Веретенников П., диак. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский // ЖМП. 1979. № 10. С. 63-70;
- Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. Табл. Ил. 541;
- Малков Ю. Г. Тема Вселенских соборов в древнерусской живописи XVI- XVII вв. // ДанБлаг. 1992. № 4. С. 62-72;
- Ерминия ДФ. С. 178;
- Большаков. Подлинник иконописный. С. 117. Ил. 185.
Использованные материалы
- Свящ. Владимир Шмалий. Арий. Православная энциклопедия, т. 3, с. 226-227
- Николай Тальберг. История Церкви. Первый Вселенский Собор
[1] Sozom. Hist. eccl. I 15
[2] Epiph. Adv. haer. 68. 4; 69. 1
[3] Theodoret. Hist. eccl. I 2
[4] Epiph. Adv. haer. 69. 3
[5] Theodoret. Hist. eccl. I 2, 3
[6] Athanas. Alex. Ep. Serap. 3; Theodoret. Hist. eccl. I 14
[7] Athanas. Alex. Or. contr. arian. I 5-6, 9
[8] Theodoret. Hist. eccl. I 5
[9] Epiph. Adv. haer. 69. 7
[10] Paris. gr. 580. Fol. 3v
[11] 2-я пол. XIV в., из с. Павлово (ГТГ); 2-я пол. XVI в., из Боровичей (НГОМЗ)
[12] 3-я четв. XVII в. ЦМиАР
[13] 2-я пол. XVII в. ГМЗРК
[14] Большаков. С. 117