Антиохийские Соборы
В период становления Вселенской Церкви и затем во время арианских споров Церковь Антиохии сыграла большую роль в становлении института Собора как высшего церковного органа. Поскольку Антиохия являлась главным городом всей азиатской части Римской империи в III-IV веках, Соборы епископов Восточной Церкви здесь проводились наиболее часто.
- Собор 264 года, против Павла Самосатского
- Собор 268 года, против Павла Самосатского
- Собор 324 или 325 года, против арианства (факт Собора под сомнением)
- Собор между 327 и 330 годами, антиникейский, низложивший свт. Евстафия
- Собор 338 года, против свт. Афанасия Великого
- Собор 341 года, принявший 4 вероисповедные формулы и 25 правил, принятых всей Церковью
- Собор 344 года, низложивший еп. Стефана I Антиохийского и принявший вероисповедную формулу
- Собор 358 года, арианский
- Собор 360 или 361 года, арианский, низложивший свт. Мелетия
- Собор ок. 362 года, арианский, оправдавший Аетия и аномеев
- Собор 363 года, созванный еп. Мелетием и принявший Никейский Символ веры
- Собор 379 года, подтвердивший правомочность еп. Мелетия и подписавший послания из Рима против арианства и аполлинарианства
- Собор ок. 380 года, арианский
- Собор 383 года, против мессалиан
- Собор 389 года, осудивший сыновей Маркелла Апамейского
- Собор 424 года, против пелагианства
- Собор 432 года, против анафематизмов архиеп. Кирилла Александрийского
- Собор 435 года, о сочинениях еп. Феодора Мопсуестийского
- Собор 440 года, разбиравший учение еп. Феодора Мопсуестийского
- Собор 445 года, сместивший еп. Афанасия из Пены
- Собор 447 или 448 года, по делу еп. Эдесского Ивы
- Собор 471 года, низложивший монофизита Петра Кнафея
- Собор 477 или 478 года, вновь низложивший Петра Кнафея
- Собор ок. 482 года, поддержавший правомочность православного еп. Календиона
- Собор 485 года, монофизитский, во главе с Петром Кнафеем, осудивший Халкидонский собор
- Собор 508-509 года, осудивший сочинения Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского и принявший "Энотикон"
- Собор 542 года, осудивший "начала" Оригена
- Собор 565 года, осудивший Юлиана Галикарнасского и ересь афтартодокетизма
Литература
- Mansi. T. IV-IX.
- Cavallera F. Le schisme d'Antioche. P., 1905;
- Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles;
- Bardy G. Le symbole de Lucien d'Antioche et les formules dy Synode «in encaeniis» // Recherches des Sciences Religieuses. P., 1912. N 3. P. 139-155;
- idem. Paul de Samosate. Louvain, 1929. P. 283-352;
- idem. Recherches sur S. Lucien d'Antioche et son école. P., 1936. P. 85-132;
- Seeberg E. Die Synode von Antiochien im Jahre 324/325. B., 1913;
- Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914;
- Болотов. Лекции. Т. 1-4;
- Devresse R. Le patriarchat d'Antioche. P., 1945;
- Riedmatten H. de. Les actes du procès de Paul de Samosate. Fribourg, 1952;
- Поснов М. Э. История Христианской Церкви: (до разделения Церквей - 1054). Брюссель, 1964;
- Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 50-52;
- Schneemelcher W. Die Kirchweihsynode von Antiochien 341 // Bonner Festgabe J. Straub. Bonn, 1977. S. 319-346;
- Kelly J. N. Early Christian Creeds. N. Y., 1981. P. 263-274;
- Simonetti M. Antioch: II. Councils // EEC. Vol. 1 (1). P. 48-49;
- Карташев. Соборы. С. 63-68.
Использованные материалы
- Э. Г. П. "Антиохийские соборы (III-VI вв.)" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 530-534