Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН (КРАТИРОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн (Кратиров), еп. бывш. Саратовский и Царицынский. Фотография нач. ХХ в. (РГИА)
Иоанн (Кратиров), еп. бывш. Саратовский и Царицынский. Фотография нач. ХХ в. (РГИА)
Иоанн (Кратиров) (1839 - 1909), епископ бывш. Саратовский и Царицынский

В миру Кратиров Иван Александрович, родился 27 июля 1839 г. в с. Лохте, Тотемского уезда, Вологодской губернии в семье священника Лохотской Происхожденской церкви Александра Георгиевича Кратирова.

Детские годы его прошли в сравнительно благоприятной обстановке. Получив хорошую учебную подготовку дома, он в 1850 году поступил в Тотемское духовное училище, которое окончил в 1854 году вторым среди первых с лестным отзывом в “годичной ведомости” за 1853-1854 учебный год: “Поведения очень хорошего, способностей очень хороших, прилежания ревностного, успехов препохвальных”.

В том же 1854 году переводится в низшее отделение Вологодской духовной семинарии, полный курс которого оканчивает в 1860 году с хорошей аттестацией и 10 августа поступает в Московскую духовную академию, которую он окончил в 1864 году девятым по первому разряду.

24 апреля 1867 г. возведен в степень магистра богословия. Курсовое сочинение было написано им на тему: “О видах т.н. частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности”.

9 ноября 1864 г. он назначен на должность наставника в высшем и среднем отделениях родной ему Вологодской духовной семинарии.

15 ноября 1867 г., согласно прошению, перемещен на те же предметы в Ярославскую духовную семинарию, где 9 марта назначен помощником инспектора, а 10 июля - по избранию членом семинарского правления для присутствия в педагогических собраниях.

С 4 июля 1870 г., кроме других предметов, преподавал церковную историю, Литургику и Практическое руководство для пастырей в высшем втором отделении.

31 августа 1870 г. перемещен в Московскую духовную академию и утвержден в ней секретарем Совета и Правления. На этой должности он пробыл около 13 лет.

Ревностный к делу, он отлично знал духовные законы и распоряжения высшей духовной власти, почему не только являлся лишь начальником канцелярии и превосходным составителем деловых бумаг, но во многом направлял все течение по нормальному законному руслу и в затруднительных случаях имел решающий голос по своей области. Впрочем, тогда он был не просто “законник велий”, а пользовался авторитетом общего признания в кружке академической администрации и во всей академической корпорации, так что среди местных профессоров за ним утвердилось потом прозвание “нашего духовного министра” или “министра духовных дел”.

Профессор Н.И. Субботин характеризует Кратирова в период его деятельности секретарем совета с самой хорошей стороны. Он отмечает, что

“последний - человек прекрасных нравственных качеств и, несомненно, умный и честный. На него никто не имел недовольства. Человек уживчивый, добрый, простой в обращении и скромный. Всем с готовностью оказывает услугу. Жизнь ведет уединенную, развлечений не любит, в “обществе” не бывает, сидит больше дома за делом. При всей своей доброте и мягкости, он отличается твердостью характера. Свое мнение, основанное на справедливости, отстаивает твердо. Кроме того, он человек религиозный и преданный Церкви”. [1].

Кратирова приглашали в Санкт-Петербург чиновником особых поручений и ректором семинарии, но он отказался. Однако дело изменилось с назначением (15 сентября 1882 г.) в Харьков архиепископа Амвросия (Ключарева), который убедил Кратирова перейти ректором в Харьков.

7 апреля 1883 г. он был назначен ректором Харьковской духовной семинарии, 7 мая рукоположен во диакона, 8 мая - во священника и 5 июня возведен в сан протоиерея.

Новая обстановка деятельности была нелегкой. Здесь он с одной стороны встретил нерасположение к себе местной среды, а с другой, увидел многие недочеты в семинарской жизни: учебное дело хромало, дисциплина была подорвана, хозяйство расстроено. Требовалась умелая рука, которая могла бы устранить все это. И с этим делом Кратиров справился, хотя и не без огорчений. Он сумел сочетать действия отрицательного характера с положительными мерами.

В начале он действовал круто, как оператор над больным организмом, что вызывало со стороны учеников и некоторых преподавателей сильную оппозицию, а затем умеренно и по-отечески. Прямые действия Кратирова, направленные единственно только на пользу общего дела, и чуждые личных интересов, сломили худые предубеждения учеников и последние стали относиться к ректору доверчиво и послушливо, а коллеги - в большинстве - стали помогать ему в добрых начинаниях. Из корпорации вскоре образовалась дружеская семья. Семинарская дисциплина стала строгой, учебное дело повысилось, улучшилась и воспитательная часть. Словом, все недочеты, существовавшие в семинарии до этого, были устранены усердием о. Кратирова.

Наряду с этим, его старанием были выстроены новое семинарское здание под общежитие и здание для преподавателей.

С 4 августа 1884 г. он, кроме ректорства, являлся председателем Харьковского епархиального училищного совета и ответственным редактором богословско-философского журнала “Вера и Разум”.

Как председатель Харьковского училищного совета, он немало потрудился над организацией церковных школ обширной епархии. Причем он устранял всякие соперничества между тем или иным ведомством, держась того убеждения, что в деле народного образования должны не соперничать, а помогать друг другу.

5 сентября 1888 г. он овдовел. Постигшее его горе он перенес бодро и никому не жаловался на свою скорбь. Спустя несколько лет после постигшего его горя, архиепископ Амвросий склонил его к принятию монашества.

6 марта 1893 г. пострижен в монашество с тем же именем Иоанн, а 7 марта он был возведен в сан архимандрита.

25 апреля 1893 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротония совершена в соборе Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга [2].

17 января 1895 г. переведен епископом Елисаветградским, викарием той же епархии. Это назначение до некоторой степени являлось как бы понижением для него.

На новой кафедре он пробыл недолго, всего семь месяцев, но и за это время он приобрел всеобщую симпатию, искреннюю любовь и глубокое уважение людей, его знавших.

23 августа 1895 г. он был перемещен к митрополиту Палладию (Раеву) епископом Нарвским, викарием Санкт-Петербургской епархии и 31 августа назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

Своему новому служению он отдался всей душой, но привнес в него и свойственный ему “дух мира и любви”, простоту и искренность, и этим способствовал поддержанию бодрости в научной деятельности Академии. Он делил с ней радость и горе. За три с половиной года его ректорствования Академия наслаждалась благословенным миром, который давал ей возможность спокойно шествовать по пути своего исторического развития и осуществлять научные и учебные цели своего назначения, как храм высшей богословской науки.

С 3 октября по 5 декабря 1898 г., во время предсмертной болезни и затем по кончине (+ 5 декабря) митрополита Палладия временно управлял Санкт-Петербургской епархией.

3 февраля 1899 г. назначен епископом Саратовским и Царицынским.

С 29 декабря 1899 г. - почетный член Санкт-Петербургской духовной академии.

На новой кафедре он встретил много трудностей, заставивших его просиживать целые ночи за канонами и гражданским кодексами. Это подорвало его здоровье.

Осенью 1902 года вызван членом Святейшего Синода в С.-Петербург.

12 марта 1903 г. уволен от управления Саратовской кафедрой и назначен штатным членом Московской Синодальной Конторы и управляющим ставропигиальным Симоновым монастырем.

Время его пребывания в Московском монастыре было самым тяжелым периодом его жизни. Физически надломленный трудами и бедами, он был как бы заброшен в некотором пренебрежении. Но он не ожесточился от обид и огорчений, а углубился в себя и укрепился в духовном смирении и преданности воле Божией.

5 декабря 1908 г. он был уволен от должности штатного члена и от настоятельства в Симоновом монастыре.

Это повергло его в какое-то параличное состояние. Его перевезли из настоятельских покоев в убогую келию, похожую на кладовую и лишенную света и теплоты. Он не принимал ни пищи, ни лекарств. Началось постепенное замирание. Над ним было совершено таинство Елеосвящения.

Скончался вечером 12 февраля 1909 г. в четверг на первой седмице Великого поста, не оставив после себя никаких денежных сбережений, настолько он был нестяжательным человеком. Погребен в склепе зимнего храма Симонова монастыря.

Сочинения

  • “О видах, т.е. частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности”. (Курсовое сочинение).
  • “Два слова на день рождения государя императора Александра Александровича”. “Вера и Разум”, 1885, т. I, № 6, с. 331-339, 1892, т. II, № 5, с. 265-274.
  • Речь при наречении его во епископа. “Вера и Разум” 1893, № 9, с. 201-203, “Приб. к “ЦВ” 1893, № 18, с. 710-712.
  • Речь при вступлении на Сумскую епархию. “Сарат. Еп. Вед.” 1899, № 5, с. 199-204.

Литература

  • “Церк. Вед.” 1893, № 15, с. 115, 1895, № 3, с. 21, № 35, с. 337, 1896, № 19-20, с. 163, 1898, № 50, с. 431, 1899, № 5-6, с. 29, 1903, № 12, с. 77, 1908, № 51-52, с. 365.
  • “Приб. к “ЦВ” 1893, № 18, с. 710, 1897, № 6, с. 212, № 7, с. 257, № 9, с. 324, 1903, № 45, с. 1745, 1909, № 9, с. 440, 441.
  • “Мисс. Календ.” 1907, с. 134.
  • “Херсон. Еп. Вед.” 1895, № 4 и 19.
  • “Богосл. Вестн.” 1909, март, с. 486, апрель, с. 663.
  • “Христ. Чтен.” 1909, март, с. 421.
  • “Церк. Вестн.” 1895, № 4, с. 115, № 36, с. 1131, 1133, 1156, № 40, с. 1264, 1265, 1896, февраль, с. 718, апрель, с. 356, 1910, № 7, с. 215.
  • “Изв. Каз. Еп.” 1883, № 10, с. 297.
  • “Красный Архив” т. 39.
  • “Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 24, 1903 г., с. 138, 1905 г., с. 256, 266, 1906 г., с. 258-259, 270.
  • “Списки архиереев Иерархии Всерос.”. СПБ, 1896, № 539, с. 82.
  • Булгаков, с. 1412, 1416.
  • БЭС т. I, стб. 1103, т. II, стб. 2004.
  • БЭЛ т. VII, стб. 159, 160.
  • А. И. Мраморнов. "Иоанн [Кратиров]" // Православная энциклопедия, т. 23, с. 412-413

Использованные материалы



[1]  См. “Богосл. Вестн.” 1909 г., апрель, с. 665

[2]  Речь при наречении см. “Церк. Вед.” 1899, № 18

Редакция текста от: 06.08.2016 20:07:33

"ИОАНН (КРАТИРОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google