Еп. Димитрий (Любимов) |
В миру Любимов Дмитрий Гаврилович, родился 15 сентября 1857 года в г. Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов Ленинградской обл.), в семье выдающегося организатора церковной благотворительности прот. Г. М. Любимова (1820 - 1899) - устроителя Троицкого богадельного дома в Ораниенбауме.
После учебы в Санкт-Петербургской духовной семинарии поступил в 1878 году в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1882 году со степенью кандидата богословия за соч. "О значении Никиты Пустосвята в истории раскола".
23 марта 1882 года назначен псаломщиком в Никольской церкви при русском посольстве в Штутгарте (Германия), где был священником его брат Сергий Любимов.
С 10 сентября 1884 года - учитель латинского языка в Ростовском духовном училище.
6 мая 1886 года рукоположен во иерея с назначением вторым священником придворной церкви во имя вмч. Пантелеимона в Ораниенбауме, настоятелем которой служил его отец. Одновременно преподавал Закон Божий в Ораниенбаумском городском училище и в детском приюте. Почетный член, товарищ попечителя (с 1900) ораниенбаумского Троицкого богадельного дома.
5 сентября 1895 года назначен настоятелем ораниенбаумских церквей, отделившихся от придворной: во имя арх. Михаила и Троицкой кладбищенской.
С 12 сентября 1898 года - третий священник церкви Покрова Пресв. Богородицы в Большой Коломне Санкт-Петербурга при настоятеле свящ. В. А. Акимове (1864-1942), члене Училищного совета при Святейшем Синоде. При храме содержались сиротский приют, школа, богадельня.
14 мая 1903 года был возведен в сан протоиерея.
С 14 октября 1915 года - помощник благочинного 4-го округа Петрограда.
В связи с арестом и последующим осуждением прот. В. А. Акимова на Петроградском процессе 1922 года прот. Димитрий с мая служил настоятелем Покровской церкви в Большой Коломне, проявил себя активным борцом с обновленчеством.
5 сентября 1922 года был арестован в числе большой группы священнослужителей и мирян. 26 сентября постановлением Петроградского губотдела ГПУ "как крайне неблагонадежный в политическом отношении" выслан на три года в Уральскую губ. (Казахстан). 27 декабря 1922 года постановлением Комиссии НКВД по адм. высылкам место ссылки изменено на Туркестанскую АССР. Отбывал срок в пос. Теджен (ныне город в Туркмении). В марте 1925 года освобожден и вернулся в Ленинград, продолжил службу в Покровской церкви.
В декабре 1925 года принял монашеский постриг и был возведен в сан архимандрита.
12 января 1926 года был хиротонисан во епископа Гдовского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Нижнем Новгороде возглавил заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский).
5 апреля того же года еп. Димитрий и Шлиссельбургский еп. Григорий (Лебедев) подписали послание митр. Сергию о поддержке мер, принятых против организаторов григорианского раскола. После того как назначенный на Ленинградскую кафедру митр. Иосиф (Петровых) из-за запрета властей не смог в сентябре 1926 года вернуться в Ленинград, он осуществлял управление епархией из Ростова и позднее из Моденского Никольского мужского монастыря через своих викариев, в т. ч. и через еп. Димитрия.
Разрыв с митр. Сергием
Епископ Димитрий (Любимов) негативно встретил "Декларацию митр. Сергия". В середине августа 1927 года он и ряд единомышленных ему клириков направили послание митр. Иосифу, в котором выразили несогласие с политикой, проводившейся митр. Сергием после издания "Декларации". В начале октября того же года еп. Димитрий посетил митр. Иосифа, который сообщил ему о своем отказе подчиниться указу митр. Сергия и Временного Свящ. Синода от 13 сентября о переводе на Одесскую кафедру. Вернувшись в Ленинград, еп. Димитрий известил ряд лиц о несогласии митр. Иосифа с распоряжением Синода, что сказалось на росте недовольства митр. Сергием среди духовенства и мирян епархии [2]. 25 октября 1927 года митр. Сергий и Временный Свящ. Синод подтвердили постановление о перемещении митр. Иосифа на Одесскую кафедру. Временно управляющему Ленинградской епархией викарному Петергофскому еп. Николаю (Ярушевичу) было предложено прекратить в храмах епархии возношение имени митр. Иосифа как правящего архиерея. Викарным епископам Гдовскому Димитрию и Колпинскому Серафиму (Протопопову) предписывалось находиться в должных отношениях с еп. Николаем и не выезжать без его ведома и благословения за пределы епархии. Однако это не внесло успокоения в церковную жизнь Ленинграда, где значительная часть духовенства и мирян не только выступала за возвращение митр. Иосифа на Ленинградскую кафедру, но и отвергала политику, проводимую митр. Сергием после издания им "Декларации". Одним из руководителей этого движения, получившего название "иосифлянское", стал еп. Димитрий.
В конце ноября на собраниях, проходивших в Ленинграде с участием еп. Димитрия, было решено составить несколько воззваний от лица разных групп клира и прихожан в адрес заместителя местоблюстителя с протестом против целого ряда нововведений, в которых критики митр. Сергия усматривали прямое подчинение Церкви советскому государству. К заместителю местоблюстителя выдвигались требования не искать правовых отношений с гос. властью, не проводить перемещения и назначения неугодных власти епископов, сделать Временный Свящ. Синод исключительно совещательным органом, возвратить на Ленинградскую кафедру митр. Иосифа, не запрещать моление о заключенных епископах во время богослужений и прекратить возношение молитв за гражданскую власть.
12 декабря еп. Димитрий возглавил делегацию представителей ленинградского духовенства и мирян на встрече в Москве с митр. Сергием с целью убедить того изменить курс церковной политики. При этом еп. Димитрий вручил заместителю местоблюстителя одно из посланий, подписанное несколькими викарными епископами Ленинградской епархии. 14 декабря митр. Сергий передал представителю иосифлянской группы свой письменный ответ, в котором проводимый им как заместителем местоблюстителя курс был назван "правильным и обязательным для христианина и отвечающим нуждам Церкви". Отказаться от него, по мнению митр. Сергия, "было бы с моей стороны не только безрассудно, но и преступно". Отводя по пунктам требования возглавляемой еп. Димитрием делегации, заместитель местоблюстителя среди прочего выразил обеспокоенность, что в Ленинграде вследствие длительного отсутствия епархиального архиерея "викарные архиереи привыкли действовать независимо".
После решительного отказа митр. Сергия выполнить требования иосифлян еп. Димитрий вместе с викарным Копорским еп. Сергием (Дружининым) приступил к подготовке официального разрыва с заместителем местоблюстителя, получив предварительно письменное одобрение на этот шаг от митр. Иосифа. 26 декабря 1927 года в ходе собрания на своей квартире епископы Димитрий и Сергий известили временно управляющего Ленинградской епархией еп. Николая (Дружинина) о прекращении ими канонического общения с митр. Сергием, вручив уже подписанный заранее документ об отделении. В тот же день акт о разрыве был зачитан в кафедральном соборе Воскресения Христова (Спас на Крови). Клир собора во главе с настоятелем прот. В. М. Верюжским поддержал еп. Димитрия.
Невозможность дальнейшего пребывания в единстве с митр. Сергием отделившиеся епископы оправдывали тем, что заместитель местоблюстителя "незаконно и безмерно" превысил, по их мнению, свои права и своими делами внес в Церковь "великое смущение" и "дымное надмение мира". Решение о разрыве с митр. Сергием, по словам епископов, было ими принято только после прямого отказа заместителя местоблюстителя отменить или изменить "новое направление и устроение русской церковной жизни". Епископы Димитрий и Сергий (Дружинин) оговаривали сохранение для них апостольского преемства через патриаршего местоблюстителя митр. Петра (Полянского) и ссылались на благословение своих действий со стороны "законного епархиального митрополита" Иосифа (Петровых) [3].
30 декабря 1927 года постановлением внеочередной сессии Временного Свящ. Синода епископы Димитрий и Сергий (Дружинин) были запрещены в священнослужении, но они не подчинились этому решению, о чем известили митр. Иосифа, который в письме от 7 января 1928 года одобрил их поступок и благословил продолжать священнодействие. Обосновывая свою позицию в письмах отдельным группам духовенства епархии, еп. Димитрий ставил в вину митр. Сергию результаты его церковной политики, появившиеся как следствие "Декларации" 1927 года:
- искажение патриаршего образа управления Церковью закреплением за Временным Синодом прав соуправляющего заместителю местоблюстителя органа;
- недопустимое по канонам вознесение за богослужением имени митр. Сергия вместе с именем местоблюстителя;
- объясняемое "гражданскими причинами" массовое перемещение епархиальных епископов;
- принижение значения правящих архиереев учреждением при них епархиальных советов;
- требование от верующих не только внешнего, но и внутреннего признания гражданской власти и существующего строя [4].
Еп. Димитрий обвинял митр. Сергия
- в оскорблении исповеднического подвига несогласного с ним духовенства и верующих подозрением, что их убеждения связаны с политикой;
- в нарушении принципа соборности насильственными действиями против неугодных епископов;
- в подчинении Церкви мирским порядкам и «внутреннем (при сохранении ложного единства) разрыве» с митр. Петром, который не уполномочивал своего заместителя на подобные деяния [5].
По некоторым сведениям, еп. Димитрий уже в январе 1928 года занял крайнюю позицию, объявив митр. Сергия и подчинявшихся ему архиереев безблагодатными, отказываясь признавать таинства, совершавшиеся священнослужителями, находившимися под главенством митр. Сергия, называя православные храмы, в которых за богослужением возносится имя заместителя местоблюстителя, "новообновленческими" или даже "храмами сатаны". Хотя в иосифлянство оказалась вовлечена значительная часть ленинградского клира и прихожан, большинство их сохранило верность заместителю местоблюстителя. Епископу Димитрию не удалось склонить на свою сторону даже причт и прихожан церкви Покрова Пресв. Богородицы в Большой Коломне, где он прослужил 30 лет. 5 января 1928 года общее собрание прихожан призвало епископа Димитрия "быть в единении со всею Православной Церковью", в дальнейшем двадцатка храма отказалась считать его своим единоверцем.
25 января 1928 года Временный Священный Синод постановил уволить епископа Димитрия от управления Гдовским викариатством на покой с оставлением под запрещением в священнослужении и преданием архиерейскому суду. 6 февраля митр. Иосиф (Петровых) подписал акт об отделении от заместителя местоблюстителя вместе с митр. Агафангелом (Преображенским) и др. архиереями Ярославской епархии. 8 февраля митр. Иосиф в письме Ленинградскому епископату, клиру и пастве заявил о своей решимости по-прежнему считаться правящим ленинградским архиереем и о передаче временного управления епархией еп. Димитрию (Любимову), который стал фактическим руководителем иосифлянства не только в пределах Ленинградской епархии, но и в значительной части страны. Весной 1928 года он непосредственно окормлял иосифлянские приходы на северо-западе России, частично на Украине, Кубани, в Ставрополье, Московской, Тверской, Витебской епархиях, а также викториан в Вятской губ. и Вотской автономной обл. (совр. Удмуртская Республика).
С октября 1928 года еп. Димитрий начал совершать хиротонии епископов для др. епархий, в частности 2 октября вместе с еп. Сергием (Дружининым) хиротонисал во еп. Серпуховского Максима (Жижиленко). Митр. Иосиф направлял обращавшихся к нему своих сторонников из разных мест к еп. Димитрию с просьбами решить их вопросы. В то же время Димитрий (Любимов) поддерживал постоянную связь с митр. Иосифом, ставил его в известность по всем важным делам, испрашивая советы и руководства [6].
7 января 1929 года митр. Иосиф возвел еп. Димитрия в сан архиепископа.
В мае 1929 года архиеп. Димитрий возглавил отпевание в соборе Воскресения прот. Ф. Андреева, похороны которого превратились в многолюдную процессию.
Одним из центров иосифлянства стала церковь во имя св. Алексия, митр. Московского, в пос. Тайцы Ленинградской обл. Димитрий (Любимов) любил служить в храме в Тайцах, а дом его настоятеля свящ. П. Белавского фактически стал постоянной резиденцией архиерея.
29 ноября 1929 года еп. Димитрий был арестован в доме Белавского. По одному с ним делу проходили 44 чел., в т. ч. 23 священнослужителя. Димитрий (Любимов) обвинялся в том, что
3 августа 1930 года приговорен Коллегией ОГПУ к высшей мере наказания - расстрелу с заменой ввиду преклонного возраста на 10 лет лагерей. Отбывал срок на Соловках.
В ноябре 1930 года был перемещен в Москву по новому делу "Всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников «Истинно-Православная Церковь»", по которому проходил вместе с митр. Иосифом (Петровых), еп. Алексием (Буем), А. Ф. Лосевым, другими священнослужителями и мирянами. Находился в Бутырской тюрьме. Его обвинили в том, что он "являлся заместителем митрополита Иосифа Петровых по руководству церковно-административным центром Всесоюзной контрреволюционной организации «Истинно-Православная Церковь»".
На допросах, касаясь вопроса о прокламациях, составленных своими сторонниками, Димитрий (Любимов) указывал, что "лично не сочувствовал увлечению составителей в сторону политического момента и, обычно, советовал выбросить места такого рода из показываемых мне документов". В то же время он не скрывал своей убежденности в том, что "Церковь не может быть лояльной к власти, которая ее гонит, а советская власть, по моему разумению, именно гонит Церковь" [7].
3 сентября 1931 года приговорен Коллегией ОГПУ к десяти годам заключения в местах лишения свободы. Содержался в ярославской тюрьме особого назначения.
Скончался 17 мая 1935 года в ярославской тюрьме.
В 1981 году был канонизирован РПЦЗ.
Литература
- ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 254. Л. 59; Д. 278. Л. 51, 116; Д. 279. Л. 94-101; Д. 321. Л. 90, 94, 100, 101; Ф. 1000. Оп. 50. Д. 29. Л. 16-18;
- ЦА ФСБ. Д. 100256; Н-7377;
- Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-89251; П-78806.
- Туренский И. Д. Церковь Покрова Пресв. Богородицы, что в Большой Коломне, в С.-Петербурге. СПб., 1912. С. 214-216;
- Польский. Ч. 2. С. 5, 280;
- Регельсон Л. Трагедия Рус. Церкви, 1917-1945. П., 1977. С. 442, 444, 447, 448, 452, 461, 464, 468, 548, 592;
- Краснов-Левитин А. Лихие годы, 1925-1941. П., 1977. С. 102-104;
- Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 49-50;
- Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 148-194;
- Акты свт. Тихона. С. 450, 451, 519, 536-541, 544, 545, 560, 561, 565, 566, 575, 576, 605, 606, 644, 672, 827, 828, 858;
- Николай (Чуков), прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника / Публ.: В. В. Антонова // Минувшее. М.; СПб., 1993. Т. 15. С. 521-618;
- Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 27, 28, 87, 88, 106, 129, 142, 161;
- Чельцов М. П., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-30 гг. / Публ.: В. Антонов // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 17. С. 415, 418, 438, 439, 444, 446, 447, 451, 453, 454, 461, 462, 465-467, 470, 471;
- Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX в. М., 1995. С. 148-149;
- Шкаровский М. В. Иосифлянское движение и оппозиция в СССР (1927-1943) // Минувшее. Вып. 15. С. 448, 449, 451-453, 456-458, 460;
- он же. Петербургская епархия в годы гонений и утрат 1917-1945. СПб., 1995. С.131, 134-136, 138-142;
- он же. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999;
- Цыпин. История РЦ. С. 166-180;
- Феодосий (Алмазов), архим. Мои воспоминания: (Зап. Соловецкого узника). М., 1997. С. 69;
- Синодик СПб. епархии. С. 8-9;
- Данилушкин М. Б. и др. История РПЦ. СПб., 1997. Т. 1. С. 299-300, 530-531, 533, 989, 990;
- За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 375-376;
- Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…». М., 1998. С. 14-41, 45-62, 64-68, 78, 86-89, 108, 106, 117, 118, 120, 230, 267;
- Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Православные храмы С.-Петербурга 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 66, 67, 222;
- они же. С.-Петербургская епархия в XX в. в свете архивных мат-лов, 1917-1941. СПб., 2000. С. 176, 177, 233, 234;
- «Я иду только за Христом...»: Митр. Иосиф (Петровых), 1930 / Публ., вступ. и примеч.: А. Мазырин // БСб. 2002. № 9. С. 376-424.
Использованные материалы
- М. В. Шкаровский. "Димитрий (Любимов)" // Православная энциклопедия, т. 15, с. 83-86
[1] "Священномуч. Димітрия, архіеп. Гдовскаго (1935)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 60, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf.
[2] Иоанн (Снычев). С. 150-151
[3] Акты свт. Тихона. С. 544-545
[4] Акты свт. Тихона. С. 540-541
[5] Акты свт. Тихона. С. 560-561
[6] БСб. № 9. С. 391, 398-399
[7] ЦА ФСБ. Д. Н-7377. Т. 11. Л. 204