Архиеп. Казанский Никон (Пурлевский) |
В миру Пурлевский Николай Александрович, родился 5 февраля 1886 года в городе Житомире Волынской губернии в семье статского советника Александра Никитича Пурлевского. Родной брат еп. Фотия (Пурлевского).
Первоначальное образование получил в Житомирской 1-й гимназии. На дальнейшую жизнь Николая и его брата Александра огромное влияние оказало знакомство с архиереем Антонием (Храповицким), в то время архиепископом Волынским.
В 1906 году по окончании Волынской духовной семинарии поступил в Казанскую духовную академию.
18 октября 1907 года пострижен в монашество с наречением имени Никон.
25 мая 1910 года рукоположен во иеромонаха.
В том же 1910 году окончил академию со степенью кандидата богословия и 16 августа назначен преподавателем Житомирского училища пастырства.
С 3 ноября 1911 года - помощник смотрителя Кременецкого духовного училища.
С 27 августа 1913 года - смотритель Бельского духовного училища [1]
12 августа 1914 года назначен помощником начальника пастырской миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковском монастыре [2]
С 11 ноября 1916 года - инспектор Вифанской духовной семинарии.
С 1918 года - наместник Московского Донского монастыря и сотрудник патриарха Тихона (Беллавина).
14 апреля 1920 года хиротонисан во епископа Рыльского, викария Курской епархии. С 22 октября 1920 года по 1 января 1923 года являлся настоятелем Курского Знаменского монастыря [3].
В этом же году перемещен епископом Белгородским, викарием той же епархии. В 1921 году за отказ подписать протокол об изъятии мощей Иоасафа Белгородского был избит чекистами и пролежал несколько часов без сознания.
В обновленчестве
В июне 1922 года уклонился в обновленческий раскол. В 1923 году состоял членом Церковного Управления (обновленческого), которое в марте 1923 года назначило его епископом Курским.
Во время Поместного собора обновленцев в Москве протестовал против их решения о лишении патриарха Тихона патриаршества и не подписал постановлений собора.
Покаяние и возвращение
В марте 1924 года принес покаяние пред патриархом Тихоном и митрополитом Петром Крутицким в храме Воскресения, что в Барашах и принят в сущем сане епископа. Возвратился на прежнюю Белгородскую кафедру [4].
В 1925 году был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 27 мая 1925 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осуждён по обвинению в "к/р пропаганде, к/р деятельности, шпионаже в пользу Польши" и приговорён к 2 годам заключения в концлагере. Отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения.
27 июля 1927 года освобождён из Соловецкого лагеря [5] и снова выслан на 3 года в Сибирь (г. Новосибирск).
С 16 апреля 1930 года - епископ Прикаспийский и Бакинский. К месту служения так и не выехал, хотя и числился епископом епархии до осени 1930 года.
С 6 ноября 1930 года - епископ Ржевский, викарий Калининской (Тверской) епархии.
С 3 апреля 1933 по август того года управлял Вяземским викариатством Смоленской епархии.
С 1 ноября 1933 года - епископ Архангельский и Холмогорский.
3 января 1934 года возведен в сан архиепископа.
С 5 июня 1937 года - архиепископ Казанский и Свияжский.
В 1937 году на май-декабрь пришлись самые массовые закрытия церквей в сельских районах епархии, аресты и расстрелы духовенства.
Из доносов на архиепископа Никона: "Говорил духовенству: "Сижу и только отмечаю в списках духовенства: изъят, изъят, и останется ли хоть одна церковь к новому году, сомнительно". Архиепископ предвидел свой скорый арест.
16-17 декабря 1937 года был арестован в своей квартире на ул. Кирпичнозаводской. При обыске оказалось, что у него нет никакого личного имущества, кроме Библии, книги по Библейской истории и серебряного подстаканника
17-20 декабря были проведены допросы свидетелей и самого архиепископа Никона. Он отказался признать себя виновным.
Из протокола допроса:
25 декабря 1937 года Особой Тройкой при НКВД Татарской АССР осуждён по обвинению в "а/с религиозной агитации, распространении клеветнических слухов о массовых арестах священников, руководстве нелегальной к/р организацией церковников тихоновского направления" и приговорён к расстрелу.
Расстрелян 9 января 1938 года в Казани. Погребен в общей могиле на Архангельском кладбище.
Отличительной чертой его характера была замкнутость. Она начала развиваться у него еще со студенческой скамьи и окончательно завершилась в дни его архипастырства.
17 мая 1989 года он был реабилитирован по 1937 году репрессий.
Сочинения
- "Святейший Патриарх Никон, как церковный деятель". (Кандидатское сочинение).
- "Отзывы проф. Покровского и доцента свящ. Н.Н. Писарева об этом сочинении, см. "Прав. Собес." 1912, июнь, с. 281, 291.
Литература
- ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.84.
- Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.180.
- Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.305–307.
- Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.5. С.247.
- Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.170–171.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.985.
- Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.112, 251, 755.
- Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.91.
- За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. С.369.
- "Церк. Вед." 1910, № 35, с. 352, 1913, № 36, с. 451, 1914, № 34, с. 410, 1916, № 49, с. 430.
- "Прав. Собес." 1907, ноябрь, с. 671-676, 1909, апрель, с. 178, 1910, февраль, с. 98, июль-август, с. 122, декабрь, с. 27, 46, 781, 1911, декабрь, с. 33, июнь, с. 123, 1912, март, с. 137, 1913, февраль, с. 98, 1916, сентябрь-октябрь, с. 220.
- "Именной список ректор. и инспектор. Дух. акад. и семинар. на 1917 год", с. 91.
- "Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия", с. 18, 31, 54.
- ФМП № 43, с. 18.
- ФПС I, № 97, с. 4, II, с. 2, IV, с. 5, V, № 135.
- ФАМ I, № 189, с. 15.
- Кат-АМ № 260а.
- "ЖМП" 1934, № 20-21, с. 3, 8, 1935, № 23-24, с. 1.
- Regel'son 537, 554.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века":
- Страница сайта "Русское Православие":
[1] Определение Св. Синода от 27 - 28 августа 1913 года за № 7667 // Церковные ведомости. 1913. №36 (7 сентября), с. 451.
[2] Определение Св. Синода от 12 августа 1914 года за № 7197 // Церковные ведомости. 1914. №34 (23 августа), с. 410.
[3] ГАКО. Ф. 750. Оп. 2. Д. 36 Л. 3. - Афанасьев Н.Н., Последний наместник Курского Знаменского монастыря начала ХХ века архимандрит Иеремия (1920 – 1924), сайт Хабаровского краевого общественного движения "Мемориал", http://www.memo27reg.org/ne-prosto-familii/o-poslednem-names...mii
[4] История Иерархии РПЦ. М. 2006. С. 262, Афанасьев Н.Н., Последний наместник Курского Знаменского монастыря Иеремия (1920 - 1924), сайт Хабаровского краевого общественного движения "Мемориал", http://www.memo27reg.org/ne-prosto-familii/o-poslednem-names...mii
[5] Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). с.170–171