Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕРАФИМ (ЗАГОРОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прот. Николай Загоровский
Прот. Николай Загоровский
Серафим (Загоровский) (1872 - 1943), иеромонах, преподобноисповедник

Память 30 сентября (РПЦЗ) и в Соборе новомучеников Слободского края

В миру Загоровский Николай Михайлович, родился 27 февраля 1872 года в семье диакона Михаила Феоктистовича Загоровского. Мать - Прасковья Андреевна (урожденная Роменская). У него были брат Михаил (впоследствии священник, служил в с.Лозное, с.Стрельцовка и с.Отрада Старобельского у. Харьковской губ., рано умер) и сестра Анна.

В 1894 году окончил Харьковскую духовную семинарию по 2-му разряду.

Женился на Екатерине Ивановне. В семье впоследствии родились дети: дочь Лидия (по мужу Бобрищева) и сын Сергей.

В том же 1894 году рукоположен в сан священника и определен в с. Поличковская Богодуховского уезда Харьковской губ.

С 1898 по 1907 год служил в с. Малыжино Богодуховского уезда. Свою келейную икону "Взыскание погибших", написанную в итальянском стиле и чтимую им как чудотворную, он назвал "Взыскание погибших Малыжинская" и служил перед ней акафисты.

С 1908 по 1909 год служил в Казанском храме г. Харькова.

В 1909 году назначен настоятелем харьковского храма Федора Стратилата при Александровской больнице.

Он продолжал служить перед иконой "Взыскание погибших" акафисты и говорить проповеди. Послушать "Харьковского Златоуста" стекался весь город. Вокруг о.Николая стал собираться женский монастырь "сироток-девочек" (его выражение), из которых многие, действительно, были сиротами. О.Николай с сестрами совершал паломничества в Белгород и другие святые места.

В 1910-е годы архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) дал благословение на открытие женского монастыря во имя иконы Божией Матери "Взыскание погибших", благословил о.Николая духовно окормлять его насельниц, был выделен трехэтажный дом на его устроение. Революция 1917 года помешала открытию монастыря, но сестры обители перешли на нелегальное существование, и все дальнейшие годы батюшка все время их окормлял.

В июне 1918 года был арестован и вскоре освобожден, продолжил служение настоятелем Феодоровского храма.

С июля 1922 года служил в харьковском Рождественском храме.

17 марта 1923 года был арестован за противодействие обновленчеству, обвинен в "проповедях контрреволюционного содержания". Проходил по групповому делу "дело епископа Павла (Кратирова) и др. Харьков, 1923 г.". 15 мая комиссией НКВД УССР по административным высылкам приговорен к трем годам высылки за пределы Харькова.

С 1923 года жил в Петрограде. Матушка осталась в Харькове. Служил у себя дома, где устроил домовую церковь. Тайный женский монастырь, названный их наставником о.Николаем "Тихой пустынькой" в честь чудотворной иконы Божией Матери "Взыскание погибших", продолжал существовать: о.Николай руководил своими "сестрами-девочками" в письмах. Иногда монахини передавали свои письма о.Николаю через руки матушки, жившей в Харькове. Последнее из сохранившихся писем из Санкт-Петербурга датировано декабрем 1929 года. Время от времени харьковские монахини потихоньку приезжали повидаться со своим "батюнечкой".

В 1928 году примкнул к движению катакомбников. Продолжал служить на дому. Поддерживал движение "иосифлян". Относился к "непоминающим", за богослужением поминал митрополита Петра (Полянского). Здоровье его ухудшилось, отекали ноги.

Из писем монахиням "сестрам-девочкам":

"Нигде не служу... Так угодно Богу! Перебываю у себя в келейке. Привыкаю к затвору и молчанию и тихой уединенной молитве. Тут и моя служба, и молитва, и Тайны Святого Причащения... тут переживаю и все радости свои, и свое горе... радостно терплю и несу крест изгнания... один иду помолиться на Афонское подворье. Один поплачу там, забившись в уголок. Один возвращусь опять в келейку, и только одна радость моя: каждый день имею счастье у себя в келии приобщиться Святых Христовых Таин!... Так вот, деточки мои, живу в надежде грядущей Пасхи без отдания..."

17 января 1930 года был арестован, находясь в ссылке в Ленинграде. 3 августа Коллегией ОГПУ СССР приговорен к пяти годам лагерей. 18 августа 1930 года был этапирован в Соловецкий лагерь особого назначения.

В Соловецком лагере, не ожидая, что сможет вернуться из заключения, принял тайный постриг с именем в честь преподобного Серафима Саровского.

В 1935 году был освобожден из лагеря и отправлен на поселение на крайний север.

О.Серафим продолжал окормлять сестер обители во имя иконы "Взыскание погибших". Из лагеря - письмами, а когда был в ссылке, то или они ездили к нему, или он сам тайно приезжал к ним.

Икона прп. Серафима (Загоровского), исповедника
Икона прп. Серафима (Загоровского), исповедника
По одним данным, ему в 1941 году разрешили жить в Обояни. По другим данным, до конца 1941 года жил в Обояни нелегально. Случайно узнав, что в Обояни есть тайный женский монастырь, со своей неизменной верной спутницей, послушницей Уляшей, отправился туда. Игумения приняла их приветливо. Оказалось, что в ночь их приезда ей во сне явился преподобный Серафим Саровский и сказал: "К тебе прибудет Харьковский Серафим, ты его прими". Батюшка заплакал. Он, действительно, будучи тайно постриженным на Соловках с именем Серафим, никому об этом не говорил.

Во время оккупации в декабре 1941 году он вернулся в Харьков. В Харькове служил на дому, при огромном стечении народа. Продолжал возглавлять тайный женский монастырь во имя иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Всего было около 40 тайных монахинь, в основном, те, кого он окормлял духовно все предыдущие годы, а также другие, которых он тайно постригал в 1941-1943 годах.

Летом 1943 года выехал из Харькова с семьей дочери Лидии с отступающими германскими войсками.

Скончался 30 сентября 1943 года в г. Перемышль (Польша).

В 1981 году был канонизирован Русской Православной Зарубежной Церковью как преподобноисповедник Серафим (Загоровский), Харьковский чудотворец с днем памяти 17/30 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских [1]. Однако в календаре РПЦЗ 2019 года его память отнесена к 30 сентября/13 октября [2].

По сведениям митр. Никодима (Руснака) [3] был расстрелян в 1923 году и согласно этой информации 22 июня 1993 года определением Синода Украинской Православной Церкви внесен в Собор новомучеников, как священномученик протоиерей Николай - местночтимый святой Слободского края Харьковской епархии.

20 декабря 1992 года был реабилитирован Прокуратурой Харьковской области.

Использованные материалы



[1]  Список Новомучеников и Исповедников Российских (утвержден Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г.) - http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh Sobor 1981 spisok novom...htm

[2]  Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 118 - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/sept-2019.pdf

[3]  Никодим (Руснак), митр. Сборник служб и акафистов. Харьков, 1996. С.118,174

Редакция текста от: 01.07.2021 20:04:15

"СЕРАФИМ (ЗАГОРОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google