Всеправославный Собор (также Святой и Великий Собор [1] Православной Церкви), подготавливаемый Православной Церковью Собор всех взаимопризнанных автокефальных Церквей
Подготовка
После завершения эпохи Вселенских Соборов (позднейшим причисляемым некоторыми ко Вселенским стал V Константинопольский Собор проведенный как череда совещаний в 1341-1351 годах) Православная Церковь не проводила Соборов в полном составе. Проходили региональные Соборы предстоятелей и делегатов от двух до четырёх автокефальных Церквей, но такого понятия, как "Всеправославный Собор", не существовало [2]. В 1868 году патриарх Константинопольский Григорий VI обратился к предстоятелям автокефальных Церквей с предложением созвать "Святейший Собор всей Церкви" по теме болгарской церковной смуты [3], но Святейший Синод Русской Церкви не поддержал в то время это начинание.
Начало подготовки
Определение о созыве т. н. "Всеправославного Собора" было принято 8 июня 1923 года по итогам Константинопольского конгресса проходившего под председательством патриарха Константипольского Мелетия IV и также присвоившего себе наименование "Всеправославного" [4]. Собор было предложено созвать в 1925 году в Иерусалиме в 1600-ю годовщину I Вселенского Собора "для рассмотрения разных вопросов первостепенной важности, разрешение которых является спешным и абсолютно необходимым". В то время поместные Православные Церкви, приветствуя саму идею Собора, после тщательного изучения предложенных вопросов заявили о необходимости созвать прежде Предсобор из представителей всех автокефальных Церквей.
По этому предложению 8-23 июня 1930 года на Святой Горе Афон, в Ватопедском монастыре, заседала Межправославная подготовительная комиссия Предсобора. В работе комиссии приняли участие предстоятели Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Элладской и Польской Церквей. Кипрскую Церковь представляла Константинопольская делегация. Русская Церковь представлена не была, т. к. Константинопольский патриарх Фотий II 6 мая 1930 года направил пригласительное письмо (№ 844) одновременно на имя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и на имя главы "Живой церкви" "митрополита Московского" Вениамина (Муратовского), чем сделал невозможным участие поставленной наравне с раскольниками канонической Церкви. Комиссия составила список тем и предложила обсудить их на Предсоборе в июне 1932 года в той же обители. Из 32 тем, определенных Межправославной подготовительной комиссией, после обсуждения осталось 16, собранных в единый каталог, причём 1-й и основной в каталоге значилась тема о положении в Русской Православной Церкви.
Отсутствие Русской Православной Церкви стало критическим препятствием в продвижении предсоборного процесса - по словам святителя Охридского Николая (Велимировича) на заседании Межправославной подготовительной комиссии в Ватопеде: "Мы не можем иметь ни Предсобор, ни Вселенский Собор без Русской Церкви, представляющей три четверти православного мира" [5]. Ввиду жестоких гонений Русская Церковь не смогла включиться в подготовку Собора и намеченное на 1932 год заседание не состоялось. В послевоенные период изменение условий в СССР позволило созвать в Москве два совещания предстоятелей и представителей поместных Церквей - по случаю 500-летия автокефалии Русской Церкви 8-18 июля 1948 года и по случаю 40-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви в мае 1958 года. На совещаниях был принят ряд решений - в частности, об отношениях со Всемирным советом церквей, об англиканской иерархии, о церковном календаре и т. д., - которые, однако, не получили всеобщего одобрения. Попытка Константинопольского патриарха Афинагора созвать предсоборное совещание в 1951 году также не увенчалась успехом. Лишь после того как в Русской Церкви вызрела мысль о целесообразности расширения международных контактов стало возможным развернуть всестороннюю подготовку к Собору, которая пошла с начала 1960-х годов.
В рамках Всеправославных совещаний
Начало новой фазы подготовки к "Всеправославному Собору" было положено патриархом Константинопольским Афинагором, который созвал и возглавил 24-30 сентября 1961 года І Всеправославное совещание на острове Родос. По предложению делегации Константинопольского Патриархата был принят "Порядок функционирования и работы Родосской всеправославной конференции", в котором был закреплён принцип принятия решений общих собраний только "при полном единогласии делегаций Церквей" [6]. С этого времени все межправославные документы принимались только на основе консенсуса. На совещании список из 16 тем 1930 года был в корне пересмотрен и переписан по образцу списка тем ІІ Ватиканского Собора Римо-католической церкви [7]. Каждой поместной Православной Церкви предстояло рассмотреть более ста вновь сформулированных тем, после чего предполагалось обсуждать темы на Предсоборе. Темы были обобщены в 8 разделов:
Для выполнения этого решения Священный Синод Русской Православной Церкви учредил 10 мая 1963 года Комиссию по разработке Родосского каталога в составе большой группы богословов из числа иерархов, клириков и мирян. Руководство работой комиссии было поручено архиепископу Ярославскому Никодиму (Ротову), который возглавлял делегации Русской Церкви на всех Всеправославных совещаниях. В начале августа 1968 года эта комиссия завершила работу, подготовив для Синода проект высказываний по темам каталога.
IV Всеправославное совещание, проходившее 8-15 июня 1968 года в Шамбези, Швейцария, выработало процедуру подготовки Собора. Было принято решение проводить подготовку Собора не Предсобором, как предполагалось, а на Всеправославных предсоборных совещаниях и на предшествующих им Межправославных комиссиях по подготовке "Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви". Рабочими языками совещаний и комиссий были избраны греческий, русский и французский. Совещание учредило в Шамбези Секретариат под началом иерарха Константинопольской Церкви и выбрало из Родосского каталога 6 тем, разработка которых была вверена следующим поместным Церквам:
Предсоборный процесс
Межправославная предсоборная подготовительная комиссия на I заседании в Шамбези 16-28 июля 1971 года рассмотрела доклады, разработанные вышеуказанными поместными Православными Церквами, и составила соответствующие документы. Согласно принятой процедуре, эти документы после изучения всеми поместными Православными Церквами надо было представить на обсуждение и утверждение I Всеправославному предсоборному совещанию (если не потребуется доработка). Комиссия приняла решение опубликовать полный текст материалов по 6 вышеупомянутым темам в подлиннике и переводах. Комиссия выразила пожелание, чтобы I Всеправославное предсоборное совещание пересмотрело составленный каталог тем готовящегося "Святого и Великого Собора".
I Всеправославное предсоборное совещание последовало 21-28 ноября 1976 года под председательством митрополита Халкидонского Мелитона (Хадзиса) от Константинопольской Церкви в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези. В его работе, как и в последующих совещаниях, приняли участие делегации Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской и Чехословацкой автокефальных Церквей, а также автономной Финляндской Церкви. Председательствовавший митрополит Халкидонский Мелитон, выражая позицию Константинопольского Патриархата, заявил о невозможности участия в совещании представителей вновь основанной Православной Церкви в Америке, поскольку ее автокефалия не признана всеправославно [5]. Совещание пересмотрело обширный каталог тем и включило в повестку дня будущего Собора лишь 10 из них, которые определило первостепенно важными для Православия, требующими соборного решения:
Темы "Источники Божественного Откровения" и "Икономия в Православной Церкви" были переданы для изучения поместным Православным Церквам, с тем чтобы в будущем можно было рассмотреть их на совещании. Другие темы Родосского каталога 1961 года были отданы для изучения отдельными Православными Церквами. Совещание приняло решение сохранить установленную IV Всеправославным совещанием процедуру подготовки и разработки тем, рассмотрело развитие отношений и диалогов Православной Церкви с другими христианскими сообществами, а также со Всемирными советом церквей. Совещание обсудило вопрос о совместном праздновании всеми христианами Пасхи в определенный воскресный день и поручило Секретариату по подготовке Собора в кратчайший срок созвать для этого конференцию пастыреначальников, канонистов, астрономов, историков и социологов, которая представила бы результаты работы в Секретариат к следующему Всеправославному предсоборному совещанию.
II Всеправославное предсоборное совещание в Шамбези, проходившее 3-12 сентября 1982 года, приняло решения по вопросу о препятствиях к браку, рассмотрело тему "О посте" и отослало материалы по ней на пересмотр предстоящего Всеправославного предсоборного совещания после предварительного их изучения Межправославной подготовительной комиссией. Заслушав научные соображения профессоров-астрономов, совещание продолжило изучение календарной проблемы и приняло решение оставить пересмотр определения даты Пасхи на более благоприятное время. Отвечая на поставленный Болгарской Церковью вопрос, могут ли впредь рукополагаться во епископа не только те, кто принял постриг, но и монахи, принявшие молитву рясофора, совещание отметило, что обе практики "хиротонии во епископскую степень в разных поместных Православных Церквах из числа принявших либо великий постриг, либо рясофор не входят в противоречие с древним преданием Церкви".
III Всеправославное предсоборное совещание, состоявшееся 28 октября-6 ноября 1986 года в Шамбези, приняло решение по 4 темам, подготовленным на базе докладов поместных Церквей Межправославной комиссией 15-23 февраля того года: значение поста и его соблюдение сегодня; отношение Православной Церкви к остальному христианском миру; Православная Церковь и экуменическое движение; вклад Православной Церкви в торжество мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочей дискриминаций. Был также одобрен "Регламент Всеправославных предсоборных совещаний", выработанный Межправославной подготовительной комиссией того года. Совещание составило повестку дня IV Всеправославного предсоборного совещания, которому было поручено изучить и принять решения по 4 связанным между собой темам: православная диаспора, автокефалия и способ ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи.
Созыв предсоборных совещаний прервался с распадом СССР и последовавшим обострением противоречий между Константинопольской и Русской Православными Церквями, особенно по вопросу об окормлении эстонской паствы. Эти противоречия вновь подчеркнули назревшую необходимость согласования на вселенском уровне вопросов о канонической территории поместных Церквей, полномочиях Константинопольской кафедры, окормлении православных живущих в рассеянии по всему миру. Тематика предстоящего IV Всеправославного совещания изучалась на заседаниях Межправославной комиссии 10-17 ноября 1990 года, 7-13 ноября 1993 года, 1-2 марта 1999 года; на конференции канонистов 9-14 апреля 1995 года; иногда затрагивалась в рамках собраний (Синаксисов) предстоятелей автокефальных Церквей, которые стали проводиться с 1992 года. Однако, возобновление предсоборных совещаний стало возможным лишь благодаря продвижке в эстонском вопросе достигнутой в 2008 году. Решение о созыве очередного совещания было принято в ходе собрания предстоятелей и представителей поместных Церквей в Стамбуле 10-12 октября 2008 года. Согласно договоренности, достигнутой в ходе этой встречи и подтвержденной в последующей переписке, темой совещания стало обсуждение канонического обустройства православной диаспоры.
IV Всеправославное предсоборное совещание (см. подробнее) последовало 7-13 июня 2009 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези. В целях решения проблемы канонического обустройства диаспоры совещание одобрило создание в 12 регионах мира епископских собраний, состоящих из всех канонических епископов, имеющих под своим окормлением общины в данной местности. Совещанием был принят проект регламента, определяющего основы деятельности этих региональных епископских собраний. Оставшиеся вопросы повестки дня Всеправославных предсоборных совещаний - способ провозглашения автокефалии и автономии, а также порядок диптихов - предполагалось рассмотреть на следующих заседаниях после подготовки в Межправославной подготовительной комиссии.
Очередные заседания Межправославной подготовительной комиссией в Шамбези, последовавшие 10-17 декабря 2009 года и 21-27 февраля 2011 года, выявили противоречия в вопросах об автокефалии и диптихов. По первому вопросу основные прения развернулись вокруг способа подписания томоса о провозглашении автокефалии - будут ли его подписывать предстоятели всех автокефальных Церквей, или же только Константинопольский патриарх. По второму вопросу пунктами преткновения стали несогласованность в отношении размещения в диптихах предстоятелей Грузинской, Кипрской, Польской и Албанской Церквей, а также разночтения в отношении поминовения предстоятеля Православной Церкви в Америке [8]. Несмотря на вскрывшиеся противоречия, собрание предстоятелей в Стамбуле 5-9 марта 2014 года дало мощный толчок предсоборному процессу создав Специальную межправославную комиссию (в составе одного архиерея и одного советника от каждой автокефальной Церкви) для пересмотра принятых в прошлом документов, установив главные моменты соборного регламента, а также назначив время и место проведения Собора - 2016 год, Стамбул. После трёх заседаний Специальной межправославной комиссии в Шамбези (30 сентября-3 октября 2014; 15-20 февраля и 30 марта-2 апреля 2015), следующее V Всеправославное предсоборное совещание состоялось в Шамбези 10-17 октября 2015 года. Совещание подготовило текст по вопросу об автономии и приняло предложенные Специальной комиссией поправки к ранее принятым текстам о посте и об отношениях Церкви с "остальным христианским миром", тогда как две затруднительные темы - относительно автокефалии и диптихов, - по общему решению Церквей были сняты с повестки дня предстоящего Собора. 16 декабря 2015 года в Афинах [9] начала своё заседание Специальная межправославная комиссия по выработке регламента Собора, но на третий день работа была прервана, поскольку консенсус достигнут не был [10].
Начало 2016 года, на который был назначен Собор, ознаменовалось последней подготовительной предсоборной встречей - собранием предстоятелей и представителей поместных Церквей 21-28 января. Собрание определило регламент и повестку дня Собора, который, в связи с ухудшением русско-турецких отношений, было решено провести не в Стамбуле, а на Крите, Греция, с 16 по 27 июня. После внесения некоторых изменений, собрание приняло и вынесло на обсуждение предстоящего Собора шесть подготовленных документов, распорядившись об их скорейшей публикации. Вопрос о церковном календаре, также как об автокефалии и диптихах, был окончательно отложен, а темы об экуменизме и отношениях "с остальным христианским миром" - объединены в единый документ, что в итоге дало следующие тексты:
Полный текст документов на четырёх официальных языках Собора - греческом, английском, русском и французском - опубликован на сайте Пресс-офиса Собора (Константинопольского Патриархата): https://www.orthodoxcouncil.org/decisions. Там же опубликован утвержденный на собрании:
29 марта в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези под председательством митрополита Швейцарского Иеремии (Каллийоргиса) (Константинопольский Патриархат) началось первое заседание членов Всеправославного секретариата Собора, в состав которого вошло по одному представителю от каждой автокефальной Церкви [12]. В ходе второго заседания 18-20 мая на Крите члены секретариата провели ряд совещаний и ознакомились с ходом подготовки места проведения Собора [13].
Публикация проектных документов в конце января 2016 года позволила развернуться широкой многоуровневой дискуссии, в ходе которой были высказаны многочисленные несогласия с текстами. К началу июня со стороны Русской, Грузинской, Сербской, Болгарской и Элладской Православных Церквей, а также Священного Кинота Святой Горы Афон были представлены существенные поправки к проектам документов - особенно это касалось текстов "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром" и "Миссия Православной Церкви в современном мире" [14]. Наиболее решительной реакцией стало постановление Священного Синода Болгарской Церкви от 1 июня того года отказаться от участия в Соборе если он не будет отложен и более тщательно подготовлен. В своём решении Болгарский Синод ссылался на 1) отсутствие в программе Собора важнейших для современного Православия вопросов; 2) несогласие с предлагаемой редакцией соборных документов со стороны ряда поместных Церквей; 3) невозможность редактировать эти тексты в процессе работы Собора; 4) несогласие с предлагаемым порядком размещения предстоятелей Церквей; 5) несогласие с предлагаемым порядком размещения наблюдателей и гостей Собора; 6) необходимость больших финансовых расходов [15]. Вслед за Болгарской, Антиохийская Церковь также заявила что участие Антиохийской делегации на Соборе находится под вопросом в связи с позицией Константинопольского Патриархата по вопросу о церковной юрисдикции Катара. 2 июня последовал отказ от участия в Соборе со стороны включённого в делегацию Русской Церкви Одесского митрополита Агафангела (Саввина) [16]. 6 июня Антиохийская Церковь постановила не принимать участия в Соборе покуда "не будут устранены причины, препятствующие участию в Святой Евхаристии во время Собора" - т. е. её юрисдикционный спор с Иерусалимской Церковью [17]; в тот же день Сербская Церковь предложила отложить Собор, с тем "чтобы ближайшее собрание [...] на Крите считалось предсоборным межправославным совещанием с целью дополнительной подготовки Собора [...] или, самое большее, начальной фазой всего соборного процесса" [18]. 10 июня последовало решение Священного Синода Грузинской Церкви об отказе от участия в намеченном Соборе [19].
Несмотря на такое проявление неприятия со стороны ряда поместных Церквей, подготовка к Собору продолжалась. 3 июня Русская Церковь выступила с предложением провести экстренное Всеправославное предсоборное совещание для изучения представленных поправок с целью выработки согласованных предложений не позднее 10 июня [20]. Однако в своём заявлении от 6 июня Константинопольская Церковь отказалась от этой меры, отметив что все вопросы подлежат решению лишь "согласно Регламенту организации и работы Святого и Великого Собора" [21]. Румынская Церковь на заседании Синода 6-7 июня утвердила ряд предлагаемых поправок для соборных документов, но при этом решила принять участие в Соборе. В своих заявлениях 8 июня Албанская Церковь [22], а 9 июня - архиепископ Кипрский Хризостом II [23] выступили в поддержку проведения Собора по плану. 9 июня в Критской духовной академии в Колимвари на Крите открылось заседание комиссии по подготовке послания (итогового документа) Собора под началом митрополита Французского Еммануила (Адамакиса) и с участием представителей некоторых поместных Церквей - в частности, присутствовали делегаты от Константинопольской, Румынской, Кипрской, Польской Церквей [24]; представляющий Русскую Церковь митрополит Иларион (Алфеев) не приехал [25]. Вскоре Александрийский патриарх Феодор II обратился с призывом ко всем поместным Церквям принять участие в Соборе [26]. 13 июня Русская Церковь на внеочередном заседании Синода сформировала окончательную позицию по отношению к предстоящему собранию - было решено поддержать предложения Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской Церквей о переносе Собора до времени достижения согласия [27]. 15 июня Сербская Церковь изменила своё постановление от 6 июня и решила всё же принять участие в Соборе [28]. В итоге, т.к. Константинопольский Патриархат продолжил подготовку Собора по первоначальному графику, Критский Собор открылся 16 июня, но при участии лишь 10 из 14 взаимопризнанных автокефальных Церквей. Таким образом Критский Собор не стал Всеправославным и в своём послании к нему патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил упование что "при наличии доброй воли встреча на Крите может [...] внести свой вклад в подготовку к тому Святому и Великому Собору, который объединит все без исключения Поместные Автокефальные Церкви" [29].
Документы и литература
- Материалы Архива ОВЦС МП. Переводы материалов предварительных совещаний:
- Протоколы Подготовительной комиссии Святых Православных Церквей, собравшейся в Священной Великой Ватопедской обители на Святой Горе 8-23 июня 1930 г.: Пер. с греч., Константинополь, 1930 (маш.).
- Проекты результативных документов Комиссии при Священном Синоде РПЦ по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора, М., 1968 (маш.).
- На путях к Великому Собору: Доклад Межправославной подготовительной комиссии на 6 тем 1-го этапа, Шамбези, 1971.
- Межправославная подготовительная комиссия Святого и Великого Собора 16-28 июля 1971 г., Шамбези, 1973.
- 1-е Всеправославное предсоборное совещание. Шамбези, 21-28 ноября 1976 г.: Протоколы-тексты, 1976.
- Очерк Святой Болгарской Православной Церкви: "Православное монашество", Шамбези, 1982.
- 2-е Всеправославное предсоборное совещание, Шамбези, 1985.
- Межправославная подготовительная комиссия 15-23 февраля 1986 г., Шамбези.
- 3-е Всеправославное предсоборное совещание: Протоколы и тексты, Шамбези, 28 октября-6 ноября 1986.
- Межправославная подготовительная комиссия Святого и Великого Собора 10-17 ноября 1990 г., Шамбези, 1991.
- Межправославная подготовительная комиссия Святого и Великого Собора, 7-13 ноября 1993 г., Шамбези, 1994.
- "Всеправославное совещание на о. Родосе: [Подборка материалов]", Журнал Московской Патриархии, 1961, № 11, с. 5-29.
- "3-е Всеправославное совещание (Родос, 1-15 нояб. 1964 г.)", Журнал Московской Патриархии, 1964, № 12, с. 1-5.
- "Заявление главы делегации РПЦ на Всеправославном совещании в Женеве", Журнал Московской Патриархии, 1968, № 7, с. 7-8.
- "Комиссия по подготовке Всеправославного Собора продолжает свою работу", ИБ ОВЦС МП, 1999, № 3, с. 29-30.
- Скобей Г. Н., "Межправославное сотрудничество в подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви", Церковь и время, 2002, № 2 (19), с 54-199.
Использованные материалы
- Скобей Г. Н., "Всеправославный Собор", Православная энциклопедия, т. 9, с. 683-685:
- "«Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви». Речь митрополита Волоколамского Илариона в Санкт-Петербургской духовной академии", официальный сайт Русской Православной Церкви, 3 ноября 2011:
[1] В более ранних официальных текстах здесь добавлялось слово "Восточной".
[2] "Митрополит Волоколамский Иларион рассказал журналистам о перспективах созыва Всеправославного Собора", официальный сайт Русской Православной Церкви, 9 сентября 2011, http://www.patriarchia.ru/db/text/1619245.html
[3] "Послание Константинопольского патриарха Григория и Синода к Святейшему Правительствующему всероссийскому Синоду по греко-болгарскому вопросу", Христианское чтение, 1871, № 3, c. 444, http://christian-reading.info/data/1871/03/1871-03-01.pdf
[4] 6-е определение конгресса: "О проведении торжеств 1600-й годовщины I Вселенского Собора и созыве Всеправославного Собора". См. Πρακτικὰ καὶ ἀποφάσεις τοῦ ἐν Κωνσταντινουπόλει Πανορθοδόξου Συνεδρίου (10 Μαΐου - 8 ᾿Ιουνίου 1923), Κωνσταντινούπολις, 1923, σ. 221.
[5] "Сообщение Службы коммуникации ОВЦС о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов, прошедшими в Цюрихе 26 марта 2008 года", официальный сайт Русской Православной Церкви, 16 мая 2008, http://www.patriarchia.ru/db/text/407840.html
[6] "«Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви». Речь митрополита Волоколамского Илариона в Санкт-Петербургской духовной академии", официальный сайт Русской Православной Церкви, 3 ноября 2011, http://www.patriarchia.ru/db/text/1663993.html
[7] Зисис Феодор, протопр., "Повод для надежды или беспокойства?", информационно-аналитическая служба Русская народная линия, 25 января 2016, http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/25/povod_dlya_nadezhdy_il...va/
[8] "Митрополит Волоколамский Иларион: Уверен, что процесс подготовки Всеправославного Собора продолжится в ближайшее время", официальный сайт Русской Православной Церкви, 24 марта 2011, http://www.patriarchia.ru/db/text/1436701.html
[9] "Завершилось заседание Специальной межправославной комиссии по подготовке Всеправославного Собора", официальный сайт Русской Православной Церкви, 18 декабря 2015, http://www.patriarchia.ru/db/text/4298675.html
[10] "Журнал № 92", ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 24 декабря 2015 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4304773.html
[11] Сведения о неподписавшихся - по ст. "В Женеве завершилось Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей", официальный сайт Русской Православной Церкви, 28 января 2016, http://www.patriarchia.ru/db/text/4360942.html
[12] "В Шамбези началась работа Всеправославного секретариата Святого и Великого Собора Православной Церкви", официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 марта 2016, http://www.patriarchia.ru/db/text/4416203.html
[13] "Представители Русской Православной Церкви приняли участие в работе Всеправославного секретариата по подготовке Святого и Великого Собора", официальный сайт Русской Православной Церкви, 21 мая 2016, http://www.patriarchia.ru/db/text/4471762.html
[14] "На заседании Священного Синода обсудили проблемы, возникшие при подготовке Всеправославного Собора", портал Православие.Ru, 3 июня 2016, http://www.pravoslavie.ru/93951.html
[15] "РЕШЕНИЕ на Св. Синод от 1 юни 2016 г. относно ВСЕПРАВОСЛАВНИЯ СЪБОР (16 – 26 юни 2016 г., о-в Крит)", официальный сайт Болгарской Православной Церкви, 1 июня 2016, http://www.bg-patriarshia.bg/news.php?id=205494
[16] "Заявление пресс-службы Одесской епархии", сайт Одесской епархии Православная Одесса, 2 июня 2016, http://eparhiya.od.ua/sobyitiya/sobyitiya/3252-zayavlenie-pr...ii-
[17] "Заявление Священного Синода Антиохийской Церкви по поводу участия во Всеправославном Соборе (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ)", портал Православие.Ru, 7 июня 2016, http://www.pravoslavie.ru/94071.html
[18] "О Светом и Великом Сабору Православне Цркве", официальный сайт Сербской Православной Церкви, 9 июня 2016, http://spc.rs/sr/o_svetom_velikom_saboru_pravoslavne_crkve
[19] "Грузинская Православная Церковь не примет участия во Всеправославном Соборе", портал Православие.Ru, 10 июня 2016, http://www.pravoslavie.ru/94165.html
[20] "Журнал № 35", ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 3 июня 2016 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 3 июня 2016, http://www.patriarchia.ru/db/text/4486294.html
[21] "Ἀνακοινωθέν (06/06/2016)", официальный сайт Константинопольской Православной Церкви, 6 июня 2016, http://www.ec-patr.org/docdisplay.php?lang=gr&id=2159&tla=gr
[22] "The Convocation of the Holy and Great Synod of Orthodoxy is Imperative", официальный сайт Албанской Православной Церкви, 9 июня 2016, http://orthodoxalbania.org/alb/index.php/en-us/lajme-3/blog/...ity
[23] "Μήνυμα της Α.Μ. του Αρχιεπισκόπου Κύπρου κ.κ. Χρυσοστόμου για την Αγία και Μεγάλη Σύνοδο της Ορθοδόξου Εκκλησίας", официальный сайт Кипрской Православной Церкви, 10 июня 2016, http://churchofcyprus.org.cy/22669
[24] "Obrady na Krecie rozpoczęte", официальный сайт Польской Православной Церкви, 10 июня 2016, http://www.orthodox.pl/obrady-na-krecie-rozpoczete/
[25] "Не до послания: РПЦ отказалась ехать на Крит для подготовки итогового документа «Всеправославного собора»", информационное агентство Информ-Религия, 10 июня 2016, http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=12041
[26] "Патриарх Александрийский призвал все Поместные Православные Церкви принять участие во Всеправославном Соборе", портал Православие.Ru, 14 июня 2016, http://www.pravoslavie.ru/94266.html
[27] "О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви", официальный сайт Русской Православной Церкви, 13 июня 2016, http://www.patriarchia.ru/db/text/4538241.html
[28] "Саопштење за јавност", официальный сайт Сербской Православной Церкви, 15 июня 2016, http://www.spc.rs/sr/saopshtenje_za_javnost_31
[29] "Послание Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей, собравшимся на о. Крит", подсайт намеченного Всеправославного Собора на официальном портале Русской Церкви, 17 июня 2016, http://sobor2016.patriarchia.ru/db/text/4541211.html