Каноническая территория (также территория пастырской ответственности, миссионерское поле) - ограниченная область полномочий какой-либо части Церкви. Миссионерское поле всей Соборной Церкви Христовой - всё мироздание (ср.: поле есть мир, Мф. 13, 38).
Терминология
Термин "каноническая территория" возник в конце XX века, в Русской Православной Церкви. Сами древние каноны устанавливают запреты на бесчинное преступление границ определённых "пределов" [1], или, конкретно, "стран," "областей," "митрополий," "епархий," "градов," "церквей," "приходов," и т. д. На начало XXI века в документах Русской Церкви также употребляются синонимичные понятия "территория пастырской ответственности" и "миссионерское поле," закрепленные за конкретными поместными Церквами, благочиниями, приходами и т. п. [2].
Становление канонического порядка
Уже апостол Павла избегал входить с проповедью в области оглашенные другими благовестниками "дабы не созидать на чужом основании" (Рим. 15, 20). Сложившееся в первые три века по Рождестве Христовом церковное устройство было основано на принципе "один город - один епископ - одна церковь" (ср.: "да не будет двух епископов во граде," I Всел., 8), предполагающем закрепление определенной территории за определенным архиереем. "Апостольские правила" и иные канонические постановления Древней Церкви указывают на недопустимость нарушения границ церковных областей епископами или клириками. В первые века обычным был порядок, при котором епископ возглавлял церковную область пребывая в городе, а назначенные им помощники – пресвитеры - окормляли церковные общины в близлежащих более мелких селениях. Таким образом сложились две основоположные единицы церковного управления - епархия с центром в городе объединяющая ряд приходов в округе. Несколько приходов епархии также могли объединяться под надзором определенного епископом вспомогательного хорепископа, составляя округ впоследствии известный как благочиние.
Присоединение все большего числа людей к Церкви обусловило создание надъепархиальных управлений. Так-как границы церковных областей зачастую сообразовывались с гражданским территориальным делением, объединение провинций Римской империи в диоцезы в начале IV века повлекло за собой учреждение соответствующих им митрополий. Первым епископом митрополии - митрополитом - становился епископ столицы диоцеза, а другие епископы оказывались у него в подчинении, хотя в пределах своих епархий они сохраняли полноту церковной власти. Немного позднее в ту же эпоху сложились патриархаты, объединяющие ряд митрополий под началом одно первоиерарха - патриарха.
В последующие века в употребление Православной Церкви вошли несколько других надъепархиальных и подъепархиальных управленческих единиц. При этом канонический строй определенный Церковными Соборами IV-VIII веков остаётся общепринятым образцом и мерилом церковного устройства для всей Православной Церкви. Главное побуждение к верности законно установленному церковно-территориальному делению наиболее ясно выражено в 8-м правиле III Вселенского Собора, которое постановляет:
Единицы канонической территории
- Епархия (епископия, кафедра) - единственная единица необходимая для существования поместной Церкви; под началом архиерея; существует с апостольских времён.
Надъепархиальные
- Патриархат - единица высшего уровня; редко - подчинённая; под началом патриарха; известен с V века.
- Католикосат - аналог Патриархата в землях к востоку от Римской империи; под началом католикоса; известен с IV века.
- Экзархат (экзархия) - объединение епархий обособленного края; редко - единица высшего уровня; под началом экзарха; известен не позднее IX века.
- Митрополия - объединение епархий; реже - единица высшего уровня или епархия с почётным положением; под началом митрополита; известна с IV века.
- Митрополичий округ - обычно синоним митрополии; редко - различается от митрополии в степени самостоятельности.
- Архиепископия - единица высшего уровня или епархия с почётным положением; под началом архиепископа; известна не позднее V века.
Подъепархиальные
- Полусамостоятельная епархия - часть епархии под началом уездного епископа, самостоятельного в своих действиях внутри подотчетной ему территории; известна со времени Предсоборного Присутствия 1905-1906 годов [3]
- Викариатство (викарная епархия) - часть епархии, выделенная под начало викария, во всех действиях подотчетного епархиальному архиерею; известно не позднее XVII века.
- Архидеканат (окружной протопресвитерат) - объединение благочиний; под началом архидекана; известен не позднее XX века.
- Благочиние (сорок, протопопия, протопресвитерат, деканат и др.) - объединение приходов, под началом благочинного; возможно известно с IV (см. ст. хорепископ)
- Приход - объединение верующих; под началом пресвитера; известен с апостольских времён.
- Община - обычно синоним прихода; реже - подразделение прихода.
Экстерриториальность
Несмотря на территориальные принципы церковного управления, с древности существовали примеры исключения отдельных лиц, групп или учреждений из подчинения поместной канонической власти - т.н. экстерриториальность [4]. Важнейшие первоиерархи, в первую очередь столичные епископы - папа Римский и патриарх Константинопольский - со временем получили возможность направлять своих полномочных представителей (легатов, экзархов) в пределы других епархий. Не позднее XI века появились ставропигии - монастыри исключённые из ведения местного архиерея и подчинённые напрямую первоиерарху церковной области.
Впоследствии подобное устройство распространилось на ряд особых учреждений или групп. Поместные Церкви и обители стали учреждать вне своей канонической территории подворья, преклоненные монастыри, посольские церкви и духовные миссии, которые имели двойное подчинение - как местной духовной власти, так и учредившей их. В Русской Православной Церкви в с конца XVIII века по начало XX века появилось изъятое из епархиального управления военное духовенство; исключённые из ведения местных благочиний особые монастырские благочиния; обособленные по обрядовому признаку единоверческие викариатства.
При этом неизменно сохранялась верность основоположной установке "один город - один епископ - одна церковь." "Параллельные" правящие архиереи в одном городе могли появляться только в случае расколов и открытого противоборства. Однако, в XX веке, в результате революционных потрясений и массовой эмиграции из православных земель, в дальнем зарубежье создались условия для появления "параллельных юрисдикций." С одной стороны они не состояли друг с другом в расколе, но при этом не признавали единый канонический строй на данной территории. Поиск пути к исправлению этого нестроения был главной проблемой церковной "диаспоры" (см. подробнее) в XX-начале XXI века.
Использованные материалы
- "Каноническая территория," словарный раздел, православная энциклопедия Азбука веры:
[1] См. например Апостольские правила
[2] См. эти термины в "Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви" от 27 марта 2007 года, http://www.patriarchia.ru/data/781/526/1234/Konzepzia.doc
[3] Савва (Тутунов), иг. Епархиальные реформы. – М.: Духовная библиотека, 2011. С. 206-218; ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 22. Л. 23-24 об. "Инструкция о канонических полномочиях Тамбовской кафедры по отношению к полусамостоятельным епархиям Тамбовской губернии"
[4] "Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви," 30 января 2012, http://www.patriarchia.ru/db/text/1987928.html