Пост – время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения.
Установление поста
По словам святителя Василия Великого:
Позже заповедь о посте была закреплена законодательно, в форме однодневных постов, приуроченных к определенным дням: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8, 18-19). Когда же отдельного человека или народ постигали испытания, люди прибегали к продолжительным постам, чтобы снискать милость у Бога: «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2 Цар. 12, 22); «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9, 3); «Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8, 23). Благочестивому сознанию древних было очевидно, что молитва к Богу приобретает сугубую силу, когда человек, молясь, приностит некоторую жертву, утесняет себя, временно отказывается от удовольствий.
Сам Спаситель освятил пост Своим примером, перед началом Своего общественного служения: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей» (Мф. 4, 1-2). В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ этого Господня поста, по той же причине и Рождественский пост длится 40 дней.
О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13, 2); «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 23).
Современная практика
Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель – сплошных седмиц, а также в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники.
Многодневные посты:
- Великий пост;
- Петров пост – начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля);
- Успенский – с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа;
- Рождественский (Филиппов) – с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января).
Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими – см. 69 правило св. Апостолов. Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян.
Виды поста по возрастанию степени строгости:
- разрешается рыба
- вареная пища с елеем (растительным маслом)
- вареная пища без елея (сухоядение) [2].
- воздержание от пищи
При всех степенях поста исключается пища животного происхождения: молочные и мясные продукты, яйца. Важное значение имеет и определенное ограничение в количестве потребляемой пищи.
Телесный пост предусматривает также воздержание от супружеских отношений накануне однодневных постов и в течение многодневных, в эти дни также не совершается венчание.
Духовный пост
"Постящеся братие телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды... всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб и нищия бескровные введем в домы – да приимем от Христа Бога велию милость" (песнопение Великого поста).
Телесный пост без духовного не приносит никакой пользы, напротив, вредит человеку. Духовный пост пост подразумевает работу над собой, усиление молитвы и духовной борьбы, он накладывает ограничения на развлечения (телевизор и т.п.), освобождая время для помощи ближним и молитвы.
Допустимые послабления
Послабления в посте допускаются для больных, беременных и кормящих, занимающихся тяжелым физическим трудом, путешествующих и т.п. Следует помнить, что чрезмерный пост вреден для христианина: "мы должны быть страстеубийцами, а не телоубийцами, последнее может быть вменено и в самоубийство, если делаем по страсти чрез силы" [3].
Святые отцы и подвижники благочестия о посте
О необходимости поста
Св.прав. Иоанн Кронштадтский
Пост - не только "диета"
О вреде неумеренного поста
Использованные материалы
- Ответ свящ. Афанасия Гумерова, рубрика "Вопросы священнику", Православие.ру, 23 марта 2004:
[1] Свт. Василий Великий, Творения, Минск, 2003, 96.
[2] Иногда под сухоядением понимают более строгую степень поста - употребление пищи, состоящей из неподвергшихся термической обработке продуктов. В основном это сырые и высушенные овощи и фрукты, хлеб, квашеные овощи и грибы, мед и орехи.
[3] Нам оставлено покаяние. Письма игумена Никона (Воробьева), П.279
[4] Моя жизнь во Христе, слово 980.
[5] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 1. О посте. - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=133
[6] Древний Патерик, гл. 1, 10. - http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=102
[7] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 2., с. 143
[8] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собр. соч., том 5, с. 270
[9] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма. 150 (242, 81) 1846 г.
[10] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма. 402 (528) 1847 г.