Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВЗОИЙ АНТИОХИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Евзоий (греч. Εὐζώϊος) (+ 376), епископ Антиохийский с 360 года, один из ближайших последователей Ария

К началу арианских споров о Единосущии Бога Сына и Бога Отца Евзоий был диаконом Александрийской Церкви; принял сторону Ария, за что был вместе с ним осужден и изгнан из города [1]. Евзоий упомянут в томосе Александрийского Собора и свт. Александра I Александрийского об осуждении Ария [2]. В послании к еп. Александру Фессалоникийскому, написанном накануне I Вселенского Собора (325), свт. Александр сообщает, что Евзоий с первых дней был последователем Ария [3].

Вместе с Арием Евзоий обратился за помощью к еп. Евсевию Никомидийскому. В 324 году Евзоий был оправдан Собором в Никомидии при условии его примирения со своим епископом; Евзоий подписал примирительное послание Ария к свт. Александру [4].

Феодорит, еп. Кирский, ссылаясь на еп. Петра II Александрийского (373-380), уточняет, что на I Вселенском Соборе вместе с Арием был осужден и отправлен в ссылку Евзоий.

По их возвращении из ссылки в Константинополь [5] оба осужденных представили имп. Константину I Великому свое исповедание веры, написанное в самых расплывчатых выражениях. Арий и Евзоий признавали Бога Сына Единородным Отцу и рожденным прежде всех веков [6]. Такие определения перекликались с Никейским Символом веры, что произвело благоприятное впечатление на имп. Константина. Он отменил прежнее распоряжение об изгнании Ария. Осужденным было дозволено вернуться в Александрию и там ожидать церковного оправдания [7]. В послании к Александрийскому епископу, которым в это время был уже свт. Афанасий I Великий, император рекомендовал принять обоих в церковное общение [8], однако свт. Афанасий этого не сделал. Сократ Схоластик сообщает, что лишь Иерусалимский Собор 335 г. постановил на основании указания императора принять Ария и Евзоия в церковное общение [9].

Имя Евзоия вновь появляется в источниках только в 360 г., когда он выступил как видный деятель новой арианской богословской партии омиев. В марте 360 г. имп. Констанций II вместо перешедшего на Константинопольскую кафедру Евдоксия приказал перевести на Антиохийскую кафедру св. Мелетия, еп. Севастии, которого омии в тот момент поддерживали из-за его дружбы с еп. Акакием Кесарийским.

Однако вскоре император изгнал свт. Мелетия и в конце 360 года поставил на его место Евзоия, вызванного из Александрии [10]. Осенью 361 года, отправляясь в поход против провозглашенного в Галлии августом Юлиана Отступника, имп. Констанций II тяжело заболел в Киликии и перед смертью Евзоий крестил его.

С приходом к власти Юлиана Отступника (кон. 361) в Антиохию вернулся свт. Мелетий и объединил вокруг себя православную паству города. В 362 году возвращавшийся из ссылки зап. еп. Люцифер Каралитанский поставил епископом Антиохии Павлина для общины ревностных никейцев - последователей свт. Евстафия Антиохийского, которые не признавали свт. Мелетия как человека, имевшего связи с арианами. Антиохийская община оказалась разделена между тремя епископами, и Евзоий был предстоятелем лишь арианской группы антиохийцев. Он терпимо относился к евстафианам, которых не считал серьезной силой, и даже передал еп. Павлину один из городских храмов. К мелетианам, которые составляли значительную часть антиохийской паствы, Евзоий был настроен враждебно, не допускал их на богослужения в город, и те сохраняли за собой лишь храм в Палее, пригороде Антиохии [11]. Евзоий поддержал инициативу еп. Евдоксия Константинопольского по восстановлению союза между омиями и крайними арианами - аномеями, возглавляемыми Аетием.

После прихода к власти имп. Юлиана Евдоксий попросил Евзоия отменить все постановления, связанные с осуждением Аетия. Евзоий выразил недовольство по этому поводу, видимо считая, что оправдать Аетия должен тот, кто его осудил, т. е. сам Евдоксий. Тем не менее Евзоий собрал в Антиохии Собор из девяти епископов и восстановил Аетия в церковном общении [12].

Евзоий активно поддерживал проповедническую миссию арианского еп. Феофила Инда [13], прибывшего в Антиохию при имп. Юлиане.

В октябре 362 года произошел пожар в храме Аполлона в Дафне, пригороде Антиохии. Находившийся в городе имп. Юлиан обвинил в умышленном поджоге христиан. Его гнев обрушился в основном на сторонников Евзоия, поскольку его паства в это время владела почти всеми храмами Антиохии и император рассматривал Евзоия как главу антиохийских христиан. По указанию имп. Юлиана была закрыта главная базилика города. Юлиан также грозил конфисковать все церковные сосуды и осквернить алтари. Евзоий выступил с обличением Юлиана, за что публично получил от императора пощечину, но осквернение храмов удалось предотвратить [14].

Свт. Афанасий Великий [15] сообщает, что с приходом к власти имп. Иовиана, сторонника Никейского Символа веры, Евзоий пытался добиться его благосклонности при помощи придворных евнухов. Однако евнухи поплатились за это жизнью. Свт. Афанасий пишет, что Евзоий был несколько раз низложен. Если это так, то единственный период, когда Евзоий мог быть низложен с Антиохийской кафедры, приходится на правление имп. Иовиана. Возможно, причиной низложения стала причастность Евзоия к какой-то интриге, в которой оказались замешаны упомянутые свт. Афанасием евнухи [16].

После смерти Иовиана в 364 г. императором Восточной Римской империи стал Валент II, который внешне стремился не вмешиваться в религиозного дела, но являлся сторонником омиев. Положение Евзоия в Антиохии укрепилось. Как и Евдоксий, Евзоий при Валенте разорвал связи с аномеями и начал открытую полемику с ними. В проповедях Евзоий высмеивал не только Аетия, но и Феофила Инда [17]. В 365 году имп. Валент вновь выслал свт. Мелетия из Антиохии, не тронув главу евстафиан еп. Павлина из уважения к его возрасту [18] или к благочестию [19]. В своих действиях власти руководствовались в т. ч. и советами Евзоия, который, продолжая преследование мелетиан и поддержку евстафиан, возможно, рассчитывал углубить разногласия между партиями. Преследования мелетиан были жестокими, некоторые несогласные войти в общение с Евзоием были утоплены в р. Оронт, другие изгнаны.

По смерти свт. Афанасия Великого (373) Евзоий выразил имп. Валенту готовность отправиться в Александрию и рукоположить нового епископа. Евзоий прибыл в Александрию с отрядом воинов, изгнал избранного православными еп. Петра II и вернул на Александрийскую кафедру арианина Луция [20], впервые избранного на кафедру еще в 361 году. Поездка в Александрию стала последним деянием Евзоия.

Скончался в 376 году.

Из произведений Евзоия сохранилось только написанное им совместно с Арием исповедание веры [21]. В нем повторяется Никейский символ веры и его терминология, за исключением понятий «Единосущный» и «из сущности Отца» при описании отношений Первого и Второго Лиц Св. Троицы.

Литература

  • Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Серг. П., 1914;
  • Kelly J. N. D. Early Christian Creeds. L., 1958. P. 189-190;
  • CPG, N 2027;
  • Spanneut M. Euzoïus // DHGE. Т. 16. Col. 98-101;
  • Simonetti M. La crisi ariana nel IV sec. R., 1975;
  • idem. Euzuius of Antioch // EEC. Vol. 1. P. 305.

Использованные материалы



[1]  Socr. Schol. Hist. eccl. I 25; Theodoret. Hist. eccl. II 27; Sozom. Hist. eccl. I 15

[2]  Socr. Schol. Hist. eccl. I 6; Gelas. Cyzic. Hist. eccl. II 3

[3]  Theodoret. Hist. eccl. I 3

[4]  Epiph. Adv. haer. 69. 7

[5]  Socr. Schol. Hist. eccl. I 25; Sozom. Hist. eccl. II 27

[6]  Socr. Schol. Hist. eccl. I 26; Sozom. Hist. eccl. II 27

[7]  Socr. Schol. Hist. eccl. I 26

[8]  Gelas. Cyzic. Hist. eccl. III 15

[9]  Socr. Schol. Hist. eccl. I 23

[10]  Philost. Hist. eccl. V 5

[11]  Socr. Schol. Hist. eccl. III 9; Sozom. Hist. eccl. V 13

[12]  Philost. Hist. eccl. VII 4-6; Socr. Schol. Hist. eccl. II 45; Sozom. Hist. eccl. IV 29

[13]  Philost. Hist. eccl. VIII 2

[14]  Theodoret. Hist. eccl. III 8

[15]  Athanas. Alex. Ep. ad Jovianum. 4

[16]  Idem. De Synod. 31

[17]  Philost. Hist. eccl. IX 3

[18]  Sozom. Hist. eccl. VI 7

[19]  Socr. Schol. Hist. eccl. IV 2; V 5

[20]  Ibid. IV 21; Theodoret. Hist. eccl. IV 18-19

[21]  текст: Socr. Schol. Hist. eccl. I 26; Sozom. Hist. eccl. II 27

Редакция текста от: 08.05.2016 14:21:36

"ЕВЗОИЙ АНТИОХИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google