Свт. Евстафий Антиохийский |
Память 21 февраля
Родился во второй половине III века в Сиде Памфилийском.
Он был епископом г. Берии, пользовался любовью и уважением народа и по ходатайству паствы был возведен отцами I Вселенского Собора (325) на Антиохийскую кафедру.
Святитель Евстафий был глубоко образованным богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стала распространяться ересь Ария, святитель Евстафий ревностно боролся - устно и письменно - за чистоту Православной веры. В 325 году святым равноапостольным царем Константином Великим (306-337) был созван I Вселенский Собор. Первым председателем на этом Соборе был святитель Евстафий. Собор осудил учение Ария и изложил Православное исповедание в Символе веры. Неистового Ария, как назвал его святитель Евстафий, не пожелавшего отказаться от своего заблуждения, и его единомышленников Собор, лишив сана, отлучил от Церкви.
Однако среди епископов, подписавших Никейский Символ, были и такие, которые сочувствовали ереси Ария и подписали акты Собора не по убеждению, а боясь отлучения. После Собора начались их происки против святителя Евстафия, они добились его согласия на созыв Поместного Собора в Антиохии (между 327 и 330 годом), на котором свт. Евстафий был обвинен в савеллианстве, причем не прямо, а через формулировку "умствовал более по Савеллию, чем по разуму Никейского Собора". К тому же члены Собора обличали его в том, что он оскорбил императрицу Елену, мать имп. Константина [1].
Святитель был низложен и отправлен в ссылку во Фракию. Но ложность обвинения вскоре открылась: тяжко заболев после клеветы, женщина раскаялась, призвала клириков и в присутствии многих людей исповедала свой грех. Однако к этому времени святой Константин Великий умер, и на престол вступил его сын Констанций (337-361), разделявший еретические взгляды Ария и покровительствовавший арианствующим епископам. По Н.И. Барсову, после раскрытия первой лжи Евсевий Никомидийский донес императору Константину, будто Евстафий оскорбительно отзывался о его матери.
Святитель Евстафий и в ссылке все так же ревностно боролся за Православие. Скончался в ссылке, в городе Филиппах или Траянополе, в 337 году (по Н. И. Барсову - ок. 346 года).
Состоявшийся в 381 г. в Константинополе II Вселенский Собор подтвердил Православный Символ веры, который так ревностно защищал святитель Евстафий. Арианство было еще раз предано анафеме как ересь.
В 482 г. мощи святителя Евстафия с честью были перенесены из Филипп в Антиохию к великой радости антиохийцев, не перестававших почитать и любить своего Патриарха-исповедника. Святителя Евстафия чтили великие святители IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Епифаний Кипрский, Анастасий Синаит и Иероним Стридонский. Известный церковный историк епископ Феодорит Кирский называет святителя Евстафия столпом Церкви и благочестия, наравне со святителем Афанасием Александрийским и другими епископами, главными поборниками Православия.
Творения
Его сочинения были посвящены, главным образом, полемике против ариан: "Восемь книг против Ария"; "О душе" (собственно о душе И. Христа); толкование на Притч. VIII, 22 и IX, 5, псалмы 15, 56, 92. Отрывки из этих сочинений сохранились у Феодорита в его "Диалогах", и в актах II вселенского собора. В полном составе дошли до нас лишь два сочинения Е.: "Об аэндорской волшебнице" и "Речь императору Константину". Издание его сочинений: Миня, "Patrol. cursus compl. ser. graeca", t. XVIII; Маи, "Collect. veter. Patrum", t. VII.
На русском языке издано:
- Слово о трапезе в доме Лазаря и его сестер Марии и Марфы. Пер. Н. П. Кудрявцева. - "Богословский вестник". 1903, II, июль - август, с. 1-14.
Литература
- Н. И. Барсов, "Представители догматико-полемического типа проповеди в IV в." (Харьков, 1886).
Использованные материалы
- Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский // Сайт Издательства Московской Патриархии
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] В Житии святителя Евстафия сообщается, что противники святителя, подкупив одну блудницу, подговорили ее явиться на Собор с грудным младенцем и лжесвидетельствовать о том, что отцом младенца является епископ Евстафий (http://calendar.rop.ru/svyat1/feb21-evstafij.html). Однако у церковных историков не находим подтверждения этому. Филосторгий свидетельствует, что на Тирском Соборе свт. Афанасий Александрийский, видя, что ему не избежать осуждения, решил скомпрометировать еп. Евсевия Никомидийского. Он подкупил некую блудницу, чтобы она пустила слух, будто забеременела от Евсевия (Philost. Hist. eccl. II 11). См. Д. В. Зайцев "Евсевий Никомидийский" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 246-249 - http://www.pravenc.ru/text/187343.html