Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АЕТИЙ АНОМЕЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Аетий (Аэтий; греч. ̓Αέτιος; + ок. 370), представитель строгого арианства, основатель ереси аномеев

Сведения о его жизни приводятся Филосторгием [1] и Сократом Схоластиком [2].

Родом из Келеcирии (по Филосторгию) или из Антиохии (по Сократу Схоластику). Добывал себе средства на жизнь в качестве золотых дел мастера, затем врача. В зрелом возрасте приступил к изучению риторики, философии и богословия. В целях самообразования объехал многие города Сирии, посетил Египет.

В Антиохии был рукоположен в диакона арианином Леонтием, еп. Антиохийским [3]. В дальнейшем под давлением Флавиана Антиохийского и Диодора, еп. Тарсского, Леонтий запретил Аетию священнодействовать. Аетий был близок с цезарем Галлом, что, по-видимому, послужило причиной его изгнания из Антиохии после казни Галла в 354 году.

В 356 году Аетий начинает проповедовать аномейство в Александрии; его учеником становится Евномий.

В Антиохию Аетий вернулся, когда после смерти Леонтия (+ 357) Антиохийскую кафедру занял арианин Евдоксий, который сделал попытку восстановить Аетия в диаконском сане [4]. Аетий не изменял строгому арианству, поэтому отказался принять рукоположение во епископа от арианина еп. Секунда Птолемаидского вследствие общения того с никейцами [5].

После Анкирского Собора 358 года, анафематствовавшего аномеев, Аетий был отправлен в ссылку в Пепузу [6], но вскоре ему и другим аномеям позволено было возвратиться. Вторично был осужден после Аримино-Селевкийского Собора, когда к императору Констанцию II для выработки единой вероисповедной формулы прибыли делегаты двух противоборствующих партий восточных епископов, присутствовавших на Селевкийском Соборе: омиусиан (сторонников подобосущия Сына Отцу) и омиев (сторонников подобия, но не по существу). Омиусиане, чтобы привлечь на свою сторону императора, отрицательно относящегося к аномеям, представили ему исповедание веры Евдоксия, в котором ясно говорилось о неподобии Сына Отцу. Евдоксий сослался на то, что автором текста является Аетий, и был вынужден произнести анафему на аномейскую доктрину. Аетий был вызван Констанцием и признался в авторстве.

После подтверждения осуждения на Константинопольском Соборе 360 года был отправлен императором в ссылку во Фригию, откуда возвращен имп. Юлианом Отступником [7]. В 362 году состоялся Антиохийский Собор, на котором сторонники арианского еп. Евзоия Антиохийского сняли обвинения с Аетия.

Скончался Аетий около 370 года

Из жизнеописания Филосторгия можно сделать вывод, что богословские взгляды Аетия унаследовал от лукианистов - Павлина, еп. Тирского, еп. Леонтия Антиохийского, Афанасия, еп. Аназарвского, и Антония Тарсского. Неглубокий мыслитель, но тонкий софист, Аетий смотрел на христианское учение как на философский материал для диалектических упражнений, не связывал с ним никаких религиозных переживаний и хотел достигнуть в догматике одной только ясности и определенности. Свт. Афанасий Великий говорил о нем: "Аэтий, прозванный безбожником" [8]. Так, учение о Боге он стремился излагать при помощи геометрических фигур: "С утра до вечера он сидел над занятиями, стараясь составить определения о Боге посредством геометрии и фигур" [9]. Аетию также принадлежит известная фраза, которую любили повторять его ученики: "Я так хорошо знаю Бога, как не знаю самого себя" (ὥστε μὴ εἰδέναι ἐμαυτὸν μᾶλλον ὡς θεὸν ἐπίσταμαι [10]). Епифаний Кипрский приводит 37 силлогизмов Аетия о "рожденном и нерожденном Боге" [11], а также говорит о 300 составленных им догматических положениях [12].

Аетий мог оказаться опасным распространителем аномейства, если бы намеренно искал себе последователей. Но он довольствовался тем, что одерживал победу на диспутах с такими сильными умами, как Василий, еп. Анкирский, или Евстафий, еп. Севастийский [13], и в серьезную борьбу за свои воззрения не вступал.

Литература

  • Спасский А., проф. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914. С. 352-355, 361-363, 408-409;
  • Quasten. Patrology. T. 3. P. 136;
  • Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. R., 1975. P. 583;
  • Simonetti M. Aetius of Antioch // EEC. Vol. 1. P. 13;
  • Kopecek T. A. A History of Neo-Arianism. Camb., 1979;
  • Болотов. Лекции. Т. 4. С. 71-74, 80.

Использованные материалы



[1]  Hist. eccl. III 15-20

[2]  Hist. eccl. II 35

[3]  Socr. Schol. Hist. eccl. II 35; Philost. Hist. eccl. III 17

[4]  Болотов. Лекции. С. 71, 74

[5]  Philost. Hist. eccl. III 19

[6]  Philost. Hist. eccl. IV 8

[7]  Sozom. Hist. eccl. V 5

[8]  De synod. 6

[9]  Epiph. Adv. haer. 76. 2

[10]  Epiph. Adv. haer. 76. 4

[11]  Epiph. Adv. haer. 76. 11

[12]  Epiph. Adv. haer. 76. 13

[13]  Philost. Hist. eccl. III 16

Редакция текста от: 08.09.2019 14:48:09

"АЕТИЙ АНОМЕЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google