Аетий (Аэтий; греч. ̓Αέτιος; + ок. 370), представитель строгого арианства, основатель ереси аномеев
Сведения о его жизни приводятся Филосторгием [1] и Сократом Схоластиком [2].
Родом из Келеcирии (по Филосторгию) или из Антиохии (по Сократу Схоластику). Добывал себе средства на жизнь в качестве золотых дел мастера, затем врача. В зрелом возрасте приступил к изучению риторики, философии и богословия. В целях самообразования объехал многие города Сирии, посетил Египет.
В Антиохии был рукоположен в диакона арианином Леонтием, еп. Антиохийским [3]. В дальнейшем под давлением Флавиана Антиохийского и Диодора, еп. Тарсского, Леонтий запретил Аетию священнодействовать. Аетий был близок с цезарем Галлом, что, по-видимому, послужило причиной его изгнания из Антиохии после казни Галла в 354 году.
В 356 году Аетий начинает проповедовать аномейство в Александрии; его учеником становится Евномий.
В Антиохию Аетий вернулся, когда после смерти Леонтия (+ 357) Антиохийскую кафедру занял арианин Евдоксий, который сделал попытку восстановить Аетия в диаконском сане [4]. Аетий не изменял строгому арианству, поэтому отказался принять рукоположение во епископа от арианина еп. Секунда Птолемаидского вследствие общения того с никейцами [5].
После Анкирского Собора 358 года, анафематствовавшего аномеев, Аетий был отправлен в ссылку в Пепузу [6], но вскоре ему и другим аномеям позволено было возвратиться. Вторично был осужден после Аримино-Селевкийского Собора, когда к императору Констанцию II для выработки единой вероисповедной формулы прибыли делегаты двух противоборствующих партий восточных епископов, присутствовавших на Селевкийском Соборе: омиусиан (сторонников подобосущия Сына Отцу) и омиев (сторонников подобия, но не по существу). Омиусиане, чтобы привлечь на свою сторону императора, отрицательно относящегося к аномеям, представили ему исповедание веры Евдоксия, в котором ясно говорилось о неподобии Сына Отцу. Евдоксий сослался на то, что автором текста является Аетий, и был вынужден произнести анафему на аномейскую доктрину. Аетий был вызван Констанцием и признался в авторстве.
После подтверждения осуждения на Константинопольском Соборе 360 года был отправлен императором в ссылку во Фригию, откуда возвращен имп. Юлианом Отступником [7]. В 362 году состоялся Антиохийский Собор, на котором сторонники арианского еп. Евзоия Антиохийского сняли обвинения с Аетия.
Скончался Аетий около 370 года
Из жизнеописания Филосторгия можно сделать вывод, что богословские взгляды Аетия унаследовал от лукианистов - Павлина, еп. Тирского, еп. Леонтия Антиохийского, Афанасия, еп. Аназарвского, и Антония Тарсского. Неглубокий мыслитель, но тонкий софист, Аетий смотрел на христианское учение как на философский материал для диалектических упражнений, не связывал с ним никаких религиозных переживаний и хотел достигнуть в догматике одной только ясности и определенности. Свт. Афанасий Великий говорил о нем: "Аэтий, прозванный безбожником" [8]. Так, учение о Боге он стремился излагать при помощи геометрических фигур: "С утра до вечера он сидел над занятиями, стараясь составить определения о Боге посредством геометрии и фигур" [9]. Аетию также принадлежит известная фраза, которую любили повторять его ученики: "Я так хорошо знаю Бога, как не знаю самого себя" (ὥστε μὴ εἰδέναι ἐμαυτὸν μᾶλλον ὡς θεὸν ἐπίσταμαι [10]). Епифаний Кипрский приводит 37 силлогизмов Аетия о "рожденном и нерожденном Боге" [11], а также говорит о 300 составленных им догматических положениях [12].
Аетий мог оказаться опасным распространителем аномейства, если бы намеренно искал себе последователей. Но он довольствовался тем, что одерживал победу на диспутах с такими сильными умами, как Василий, еп. Анкирский, или Евстафий, еп. Севастийский [13], и в серьезную борьбу за свои воззрения не вступал.
Литература
- Спасский А., проф. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914. С. 352-355, 361-363, 408-409;
- Quasten. Patrology. T. 3. P. 136;
- Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. R., 1975. P. 583;
- Simonetti M. Aetius of Antioch // EEC. Vol. 1. P. 13;
- Kopecek T. A. A History of Neo-Arianism. Camb., 1979;
- Болотов. Лекции. Т. 4. С. 71-74, 80.
Использованные материалы
- Свящ. Владимир Шмалий. "Аэтий" // Православная энциклопедия, т. 4, с. 232-233
[1] Hist. eccl. III 15-20
[2] Hist. eccl. II 35
[3] Socr. Schol. Hist. eccl. II 35; Philost. Hist. eccl. III 17
[4] Болотов. Лекции. С. 71, 74
[5] Philost. Hist. eccl. III 19
[6] Philost. Hist. eccl. IV 8
[7] Sozom. Hist. eccl. V 5
[8] De synod. 6
[9] Epiph. Adv. haer. 76. 2
[10] Epiph. Adv. haer. 76. 4
[11] Epiph. Adv. haer. 76. 11
[12] Epiph. Adv. haer. 76. 13
[13] Philost. Hist. eccl. III 16