Царь Соломон. Фреска, Новгородский Софийский собор, XII в. |
Память 17 июня и в Неделю святых праотец
Предназначение и воцарение
Десятый сын святого царя и пророка Давида от Вирсавии. Ещё до рождения Бог назначил его наследником Израильского престола и строителем храма для Себя, определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1 Пар. 22, 9-10). Кроме того, Господь повелел через пророка Нафана наречь Соломону имя Иедидиа (2 Цар. 12, 25).
Соломон возлюбил Бога и ходил по уставу своего отца. Его воспитателем называют пророка Нафана. Благодаря вмешательству Нафана юный Соломон был помазан на царство и провозглашен царём ещё при жизни отца. Торжественное помазание, по воле царя Давида, совершили пророк Нафан и священник Садок в Гионе (3 Цар. 1, 32-40). Перед смертью Давид наказал Соломону использовать собранные им материалы для постройки храма Божия (1 Пар. 22, 6-16). Он также оставил наследнику завещание быть твёрдым и мужественным, хранить завет Господа Бога и воздать противникам и сподвижникам Давида соответствующее возмездие и вознаграждение (3 Цар. 2, 1-9).
Восхождение Соломона на престол сорвало первую попытку воцарения его старшего брата, Адонии. Однако, вскоре Адония обратился к молодому царю с просьбой отдать ему в жены Ависагу - девушку, которая ухаживала за состарившимся Давидом, - надеясь с ее помощью осуществить свои амбиции. Соломон усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, и по его воле Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник Иоав также был убит, а первосвященник Авиафар - сослан в Анафоф; их места заняли военачальник Ванея и первосвященник Садок (3 Цар 2, 12-35).
В год воцарения у Соломона от Наамы Аммонитянки родился сын и будущий наследник - Ровоам (3 Цар 14, 21). В то же время молодой царь укрепил свою власть женитьбой на дочери Египетского фараона (1 Цар 3, 1), получив в приданое город Гезер - исключительный случай в анналах Египта, говорящий о признании мощи Израильского царства.
Наконец, важнейшим шагом Соломона по упрочению своей власти стало жертвоприношение Богу. В ту эпоху, за неимением храма, "народ ещё приносил жертвы на высотах" (3 Цар. 3, 2), отчего и Соломон пошёл в Гаваон, где находился главный жертвенник, чтобы принести там жертву Богу. Здесь Господь явился ему в ночном сновидении и сказал: "Проси, что дать тебе" (3 Цар. 3, 5). Соломон исповедовал себя "отроком малым" перед величием народа Божия, и попросил себе "сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что - добро и что - зло" (3 Цар. 3, 7-9). Также просил он "премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить" (2 Пар. 1, 10). Ответ был благоугоден Господу, и Он даровал Соломону:
Мудрость Соломона
Хотя Соломон сподобился многочисленных даров Божиих, первым среди них был дар разума. Вскоре царь явил свою мудрость в суде над двумя женщинами-блудницами, родившими одновременно младенцев, из которых один умер ночью, когда они спали в одном доме. Чтобы решить их спор о том, которой принадлежит оставшийся в живых младенец, царь велел рассечь дитя надвое и отдать каждой по половине. Тогда одна женщина согласилась, а другая - подлинная мать - взмолилась, чтобы ребёнка лучше отдали другой женщине, но оставили в живых. Так царь установил истину и отдал ребёнка его матери. Слава о суде Соломона разошлась по всему Израилю и упрочила его власть: люди "стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд" (3 Цар. 3, 16-28).
Мудрость Соломона была "выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян [...] и имя его было в славе у всех окрестных народов" (3 Цар 4, 30-31). Выдающийся дар стал силой, которая привлекала и покоряла первых людей других стран. Иноземные цари, услышав о мудрости Соломона, стремились познакомиться с ним лично. Впечатляясь его разумом, они подносили ему щедрые дары, делаясь его вольными данниками (3 Цар 10, 24-25). Ярким примером указывается царица Савская - т. е. правительница отдалённого Сабейского царства, которая, взяв с собой особо обильные дары, пришла испытать Соломона и нашла его ещё более мудрым и богатым, нежели его представляла молва (3 Цар. 10, 1-3; 2 Пар 9, 1-12).
Соломон называется автором 3000 притчей и 1005 песен (3 Цар. 4, 32), часть из которых вошла в канон Священного Писания.
Царь Соломон. Мозаика, собор в Монреале, XII в. |
Расцвет царства Соломонова
Соломон унаследовал Израильское царство, когда оно достигло своих наибольших размеров. Царь властвовал над землями от Евфрата до земли Филистимской и до границы Египта (3 Цар. 4, 21). Дружба с царём Хирамом и тесное торговое взаимодействие царств способствовали заключению союза с Тиром (3 Цар. 5, 1-12). В целом Соломон преуспевал в сохранении целостности царства и в предотвращении войн. Разветвлённые международные политические связи были закреплены многочисленными браками царя. Выделяются лишь два внешних врага, отложившиеся от Соломона на границах его царства - Адер Идумеянин и Разон, царь Дамаска.
Господство над сирийскими царствами и над Заиорданьем обеспечивало контроль над торговыми путями между Египтом, Месопотамией и Анатолией; караванными путями, связывавшими оазис Тадмор (ныне Пальмира) с Аравией, и, возможно, над путём в Южную Аравию; сухопутными путями между Средиземным и Красным морями. Соломон принимал активное участие в товарообмене между северными и южными странами - в частности, в перепродаже коней и колесниц (3 Цар 10, 28-29). Развилась собственная израильская морская торговля, базой для которой стал порт Ецион-Гавер.
Внутреннее устройство царства было упорядочено. Продолжилось создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида. Список чиновников Соломона включает писцов, дееписателя, военачальника, священников, царского друга, начальника над приставниками (областными наместниками), начальника над царским домом и начальника над податями (3 Цар 4,1-7). Всё государство, за исключением удела Иуды, было поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый приставник (наместник) (3 Цар 4, 7-19). Для защиты обширного царства было создано постоянное мобильное войско из 1400 боевых колесниц и 12 тысяч всадников; для коней и колесниц было сооружено 4 тысячи стойл (2 Пар 1, 14; 9, 25).
Израильтяне при Соломоне, "многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились" (3 Цар 4, 20). Народ жил спокойно и в достатке, "каждый под виноградником своим и под смоковницею своею" (3 Цар 4, 25). Израиль достиг такого материального процветания, что золото и серебро в Иерусалиме были приравнены в цене простому камню, а кедры - к сикоморам (2 Пар. 9, 27). При этом на народ была наложена трудовая повинность (3 Цар 5, 13), а оставшиеся в стране хананеи были обращены в оброчных работников и низовых надсмотрщиков.
Св. пророк и царь Соломон. Икона из Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста, XVIII в. |
Царь-строитель
Наиболее примечательными вещественными памятниками Соломонова царства стали его многочисленные постройки, важнейшей из которых был величественный храм Божий в Иерусалиме. Во исполнение Божия повеления и отцова завета, в 480 году по исходе евреев из Египта, на четвертом году своего царствования (3 Цар 6, 1), Соломон предпринял построение храма. Строительные работы продолжались семь лет, в них было задействовано много десятков тысяч человек. Когда труды по возведению храма были завершены, Соломон положил в его сокровищницы посвящённое Давидом серебро, золото и вещи, после чего созвал начальников народа для перенесения ковчега Завета с Сиона в храм (3 Цар 7, 51; 8, 1). Торжественно поместив ковчег на новом месте, царь благословил народ, возглавил его в молитве к Богу и в принесении жертвы (3 Цар. 8, 54-55, 62). Господь принял и освятил новый храм.
По окончании храма Соломон стал сооружать свой роскошный дворец, что заняло следующие 13 лет (3 Цар 7, 1). Он также воздвиг стену вокруг Иерусалима и дворец для своей жены-египтянки - дочери фараона, за счёт чего Иерусалим разросся к северу. Библейское повествование, подтверждаемое археологическими находками, также свидетельствует о строительстве гарнизонных городов, где стояло колесничное войско, и казематных городов на всей территории царства и, возможно, в приграничных областях в Хаммате (3 Цар 9, 17-19; 2 Пар 8, 2-6). Строились общественные здания, мощные городские стены, четырехколонные ворота - части этой градостроительной программы налицо в Гацоре, Мегиддо, Бефсамисе, Тель-Бет-Мирсиме, Газере. Оформилась характерная структура четырехкомнатного израильского дома, построенного из тесаного камня.
Свв. цари Давид (?) и Соломон (?). Фреска, Иерусалимский монастырь Святого Креста, XII-XVII вв. |
Закат Соломонова царства
Благоденствие Израиля при Соломоне было следствием благословения Божия, полученного царём в начале правления. Однако со временем преданность Творцу стала слабеть в сердце Соломона. Когда по окончании строительства храма и дворца Господь явился ему во второй раз, в словах Божиих прозвучало грозное предостережение против поклонения чужим богам (3 Цар 9, 1-9; 2 Пар 7, 11-22). Но царь не устоял против соблазна и со временем впал в идолопоклонство, так как сердце его было развращено многочисленными иноплеменными женщинами, которых он полюбил. У царя было 700 жён и 300 наложниц - кроме царевны-египтянки, среди них были моавитянки, аммонитянки, идумеянки, сидонянки и хеттеянки, - и под их влиянием Соломон стал строить капища и совершать поклонения ложным богам - Астарте, Милхому, Хамусу и Молоху (3 Цар 11, 1-10).
Тогда Господь оповестил Соломона, что, за неверность царя Он отнимет у него царство. Однако ради Давида Бог положил явить Свой суд над Соломоном уже после его кончины, оставив за его потомством одно колено (3 Цар 11, 11-13). Воля Божия была подтверждена и пророчеством Ахии Силомлянина (3 Цар 11, 29-39).
Против Соломона поднялись не только внешние враги - Адер и Разон, но и внутренний - Иеровоам. Царь не сумел умертвить бунтаря, который бежал в Египет. Тем временем социальная почва для отложения северных колен от царского дома подготавливалась повинностями и налогами, которые израильтяне называли "жестокой работой" и "тяжким игом" (3 Цар 12, 4), а также роскошью царского двора и привилегированным положением Иудина колена. Если принять датировку книги Екклесиаст последними годами жизни Соломона, она предстаёт свидетельством того, что согрешивший царь, по слову святителя Филарета Черниговского, "не пребыл без раскаяния, и не затмилась истина в душе Соломона" [2]. Тема суетности мирской жизни и сознание "единого на потребу" выступают эпитафией мудрого царя:
С другой стороны, преподобный Иосиф Волоцкий, хотя и величает Соломона "премудрым", говорит что царь "умер в грехах" [3].
Соломон скончался, процарствовав в Иерусалиме над всем Израилем сорок лет, и был погребён на Сионе (3 Цар 11, 42-43). Престол перешёл было к его сыну Ровоаму, но тут вернулся Иеровоам и возглавил успешное восстание 10 колен против Иуды. Так суд Божий над домом Давида и еврейским народом выразился в разделении царства на Израильское (Северное) и Иудейское (Южное), которым уже не суждено было объединиться и достичь прежнего могущества.
Кончину Соломона и разделение единого царства обычно относят к периоду между 933 [4] и приблизительно 928 [5] годом до н.э. Так как Священное Писание указывает продолжительность его царствования - 40 лет, воцарение соответственно датируют 973-968 годами. О продолжительности жизни Соломона мнения расходятся куда сильнее. В итоге авторы значительных исследований о Соломоне представляют различные версии датировки. Например, Каплинский датирует рождение 986 годом, воцарение - 969 годом, а кончину и раздел царства - 930 годом до н.э. [6]. Дубнов считает что Соломон прожил 64 года [7]. Версия о воцарении Соломона в двенадцатилетнем возрасте встречается у армянского историка Моисея Хоренского [8]. Особняком стоит древний историк Иосиф Флавий, утверждающий, что Соломон прожил 90 лет, из которых 80 лет правил [9].
Царь Соломон. Миниатюра, Библия из Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, ок. 870 г. |
Память
Значение Соломона, его деяний и эпохи сделали его имя незабвенным по целому ряду причин. Тот, чьё имя провозгласило его царём "мира", является прообразом Христа - великого Божьего Царя-Миротворца. Соломон занимает уникальное место как первый в истории строитель храма Божия. Его прославленная мудрость - главный дар, испрошенный Соломоном у Бога - открывается в Священном Писании как наиболее устойчивый его атрибут. Иисус, сын Сирахов так превозносит Соломона:
Священное Писание содержит довольно обширное повествование о Соломоне - в Третей книге Царств гл. 1-11 и во Второй книге Паралипоменон, гл. 1-9; известна и утерянная Книга дел Соломоновых (3 Цар 11, 41). Библия также включает четыре книги, связанные с именем Соломона: Притчи, Премудрость, Екклесиаст и Песнь Песней. Хотя авторство Соломона в отношении некоторых из этих текстов небесспорно, в них открывается та глубина мудрости, назидательность и пророческий дар, которые традиционно приписываются этому царю. Значимость Соломона объясняет появление и иных писаний, которые стали подписывать его именем (псевдоэпиграфов) - таких, как Псалмы Соломона и Песни Соломона. Ко времени воплощения Господа Иисуса Христа образ Соломона среди евреев был широко признанным мерилом мудрости и славы. Это признание обусловливает силу слов Господа, когда Он говорит, что Он "больше Соломона" (Мф. 12, 42; Лк. 11, 31), и когда Он указывает, что "и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из" полевых лилий (Мф. 6, 29).
Новозаветная Церковь, по мере образования канона богослужения и иконописи, более точно осмыслила место Соломона в жизни народа Божия. В своем Великом каноне преподобный Андрей Критский говорит о Соломоне нелицеприятно:
Хотя отступление Соломона от веры не было полным отпадением, Церковь не прославляет его за богоугодное житие, как всех прочих честных праотец. В последовании Недели святых праотец другие праотцы упоминаются неоднократно, с конкретными указаниями особенностей их подвига, а Соломон - всего единожды: "Адама восхвалим, Авеля, Сифа [...] Давида и Соломона" (светилен).
Сошествие во ад (фрагмент). Мозаика, Лукинский монастырь на Еликоне в Беотии, XI в. Свв. цари и пророки Давид (слева) и Соломон (справа) |
Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат Новгородского Софийского собора (ныне - в Успенском соборе Александровской слободы), 1335-1336 гг. |
Традицию почитания Соломона унаследовал и римо-католицизм, благодаря чему Соломон широко представлен в изобразительном и литературном наследии Запада. Память о Соломоне ярко прослеживается среди иудеев: в Аггаде он выступает как мудрейший из людей, понимавший язык зверей, которые подчинялись ему; Мидраш содержит многочисленные рассказы о мудрости суда Соломона, о его связях с ангелами и демонами; намечается мотив Соломона-гордеца. Для мусульман Соломон (Сулейман) выступает в Коране не только как наследник Давида, но и как верный слуга Божий, наделённый величайшей мудростью, понимающий язык птиц и повелевающий ветрами и духами.
Литература
- Дубнов С. М., Краткая история евреев, М.: Сварог, 1996.
- Каплинский Барух, Биография царя Соломона и его эпоха, Тель-Авив; Яффо: Изд-во Общества исследования Библии в Израиле, 2002 (на иврите).
Использованные материалы
- Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, в 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, сс. 864-868.
- "Соломон", Библейская энциклопедия Брокгауза:
- "Соломон", Электронная еврейская энциклопедия:
- Погребняк, Николай, прот., "Соломон чудный: пророк Соломон в памятниках иконографии", Московские епархиальные ведомости, № 1-2, 2007:
[1] Подробнее о датировке см. обсуждение даты кончины.
[2] Свт. Филарет Черниговский, Жития святых, 17 июня.
[3] Прп. Иосиф Волоцкий, Просветитель, сл. 1, http://www.sedmitza.ru/lib/text/438628/
[4] Так, например, в ст. "Соломон", Энциклопедия Кругосвет, http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/S...tml
[5] Так согласно ст. "Соломон", Электронная еврейская энциклопедия, http://www.eleven.co.il/article/13893
[6] Каплинский Барух, Биография царя Соломона и его эпоха, Тель-Авив; Яффо: Изд-во Общества исследования Библии в Израиле, 2002 (на иврите), 582, ссылка по кн. Люкимсон П. Е., Царь Соломон, серия Жизнь замечательных людей, М.: Молодая гвардия, 2012, "Хронология по Баруху Каплинскому", http://www.e-reading.by/chapter.php/1015688/103/Lyukimson_-_...tml
[7] Дубнов С. М., Краткая история евреев, М.: Сварог, 1996, ссылка по кн. Люкимсон П. Е., Царь Соломон, серия Жизнь замечательных людей, М.: Молодая гвардия, 2012, "Гл. 6. Смерть", http://www.e-reading.by/chapter.php/1015688/99/Lyukimson_-_C...tml
[8] Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. III, 3, http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/03.html
[9] Иосиф Флавий, Иудейские древности, кн. 8, гл. 7, ст. 8, http://www.odinblago.ru/istoriya/flaviy_iudeyskie_drevnos/8_2