Прп. Иосиф Волоцкий |
Память 9 сентября в день кончины, 18 октября в день обретения мощей, в Соборах Московских и Тверских святых
В миру Иван Санин, происходил из семьи богатого вотчинника, владельца села Язвище в Волоколамском княжестве. Старший брат архиеп. Ростовского Вассиана (Санина).
В 20 лет постригся в Боровском монастыре; не желая мириться с падением дисциплины в монашеской среде ушел из Боровского монастыря. Посетив несколько монастырей и не найдя нигде должного, по его мнению, монашеского образа жизни, в 1479 году испросил согласия у Волоколамского князя Бориса Васильевича устроить в его владениях мужской монастырь, получивший позже имя Иосифо-Волоцкого. Там преподобный ввёл правила общежития отличавшиеся суровым аскетизмом и подробной регламентацией всех сторон монастырской жизни.
Первоначально был связан с удельными волоцкими князьями, братьями Ивана III. Затем порвал с удельно-княжеской оппозицией и встал на защиту великокняжеской власти - в 1507 Иосифо-Волоколамский монастырь перешел под патронат великого московского князя Василия III.
Вел непримиримую борьбу с ересью жидовствующих проникшей в высшее русское общество, в т.ч. в семью великого князя. Выступал за устранение нестроений в монастырской жизни и монашеском быту.
Сохраняя лично уважительное отношение к святому Нилу Сорскому вел полемику с ним и его последователями, представителями течения "нестяжателей".
На Соборе в 1503 году Иосиф Волоцкий и иосифляне добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями, а на Соборе 1504 года - жестокой расправы над жидовствующими (Нил Сорский был против гонений на еретиков).
В этот период Иосиф Волоцкий выступил с теорией божественного происхождения великокняжеской власти, что способствовало укреплению позиций великого князя и превращения его власти в самодержавную.
В 1507 году преподобный Иосиф, теснимый своим удельным князем Феодором Борисовичем, обратился с жалобой на него напрямую к Московскому митрополиту святителю Симону и великому князю Василию Иоанновичу, минуя Новгородского владыку. Новгородский архиепископ святитель Серапион счёл это самоуправством и в апреле 1509 года отлучил Иосифа от Церкви. По этому поводу в том же году собрался Собор, снявший с Иосифа прещение.
Скончался 9 сентября 1515 года.
Сочинения
Основное его сочинение — «Просветитель» («Книга на новгородских еретиков») в краткой (1502—1504) и пространной (1510—1511) редакциях. Его перу принадлежит: краткая и пространная редакции монастырского «Устава», трактат «Яко не подобает святым божиим церквам обиды творити» (ок. 1507), «Уехав» в краткой редакции (кон. XV в.) и пространной (минейной, ок. 1515); также более 20 посланий к различным лицам: великим кн. Ивану III и Василию III; И.И. Третьякову (1510—11), Б.В. Кутузову (1511) и др.
Публикации
- Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих, 4 изд., Казань, 1904.
- Послания Иосифа Волоцкого, М.—Л., 1959.
Молитвы
Тропарь, глас 5
Яко постников удобрение и отцев красоту, / милости подателя, разсуждения светильника, / вси вернии сошедшеся восхвалим, / кротости учителя, и ересей посрамителя, / премудраго Иосифа, Российскую звезду, / молящася Господу / помиловатися душам нашим.
Кондак, глас 8
Жития треволнения и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, / пустынный гражданин показался еси, / многих быв наставник, Иосифе преподобне, / монахов собратель, и молебник верен, чистоты рачитель. / Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Использованные материалы
- Страница календаря портала Православие.ру:
- Полный Тропарион, изд-во "Троица," 2006, т. 1, 31.