Вскрытие мощей св. Александра Невского. Фото с сайта Православие.Ru. |
Эта кампания шла в русле реализации декрета от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», для проведения которого в жизнь был создан Ликвидационный V (позже VIII) отдел Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР во главе с П. А. Красиковым. Заняла центральное место в программе мер общегосударственного уровня, направленной на выполнение установки VIII съезда РКП(б) (1919) о «полном отмирании религиозных предрассудков» и Церкви.
Толчком для кампании стало известие о разгроме красноармейцами осенью 1918 года Троицкого мужского монастыря в Олонецкой губернии, построенный ещё самим преподобным Александром Свирским, хранившиеся в нем его мощи объявили «восковой куклой». Вскрытие сопровождалось глумлением над мощами, изъятием серебряной раки.
16 февраля 1919 года Коллегия НКЮ приняла первое постановление об организованном вскрытии мощей; в нем указывалось, что следует предоставить инициативу местам. Вскрытие мощей объяснялось советской властью «требованиями трудящихся, красноармейцев...». Для вскрытия мощей создавалась комиссия в составе представителей исполкома, райкома партии, ЧК, врача, духовенства и др. При скоплении публики вскрывалась рака, с мощей снимались облачения. В оскорбляющем верующих виде мощи выставлялись в храме в целях «раскрытия обмана». В публиковавшихся в центральных и местных газетах протоколах вскрытия внимание акцентировалось на таких, по представлению членов комиссий, отталкивающих верующих деталях, как «почерневшие кости», «отсутствие останков», «пыль», «труха». Нередко на вскрытие приглашался фотограф. Но часто даже такой «порядок» вскрытия грубейшим образом нарушался.
Вскрытие мощей Тихона Задонского |
В ответ на вскрытие мощей верующие направляли протесты и ходатайства на имя председателя ВЦИК. На эти просьбы органы власти отвечали отказами и разъяснениями, что мощи не признаются богослужебными предметами и, следовательно, не могут быть оставлены у «частных лиц для эксплуатации народных предрассудков».
Надругательство над религиозными чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. Столкновения произошли, например, в марте 1919 года во время вскрытия мощей прп. Саввы Сторожевского в Саввином Сторожевском мужском монастыре близ Звенигорода и в других местах. Возмущение и негодование верующих вызвало вскрытие мощей прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре в апреле 1919 года. Кощунственный акт властей привлек к мощам прп. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского большое число верующих. С целью воспрепятствовать осквернению святынь свт. Тихон, патриарх Московский и всея Руси, неоднократно направлял письма руководителям Советской России. В письме от 10 мая 1920 года председателю Совнаркома В. И. Ленину (Ульянову) патриарх настойчиво просил оставить мощи прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и «возвратить верующим свободу почитания священных останков Преподобного Сергия...». Но власть продолжала разворачивать кампанию по вскрытию мощей, которая сопровождалась закрытием монастырей.
30 июля 1920 года Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе»; циркуляром НКЮ от 25 августа того же года предписывалась полная ликвидация мощей, передача их в музеи; «в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний» отделы юстиции должны были возбуждать «судебное преследование против всех виновных лиц». Это дало повод для новых гонений. Так, 1 ноября 1920 года Новгородский ревтрибунал осудил Тихвинского епископа Алексия (Симанского), будущего патриарха Московского и всея Руси, на заключение в концлагерь на 5 лет по обвинению «в подлогах и обмане» в связи с имевшим место в марте 1919 года «освидетельствованием» мощей в новгородском Софийском соборе. «Обман и подлог» заключались в том, что еп. Алексием были удалены из рак «предметы фальсификации нетления» (искусственные цветы, вата для раздачи богомольцам, которая почернела и была негодной, а также лишние пелены).
Вторичное вскрытие раки и осмотр мощей преподобного Серафима. Саровская пустынь. 1927 г. |
К 1922 году публичные вскрытия мощей почти прекратились, но во время изъятия церковных ценностей при отобрании у Церкви серебряных рак и ковчегов производилось множество неофициальных вскрытий, зачастую без надлежащих протоколов. Так, в марте в связи с изъятием серебряной раки в Андрониковом мужском монастыре вскрыты мощи прп. Андроника Московского и прп. Саввы, игумена Спасского. Несколько раз в 20-х гг. вскрывались мощи св. прав. Симеона Верхотурского. Последние публичные вскрытия мощей состоялись в конце 20-х - начале 30-х годов. К делу о вскрытии мощей св. блгв. кн. Анны Кашинской в 1930 году был приурочен громкий антирелигиозный судебный процесс.
Мощи некоторых святых (прп. Серафима Саровского и др.) перевезли в Центральный антирелигиозный музей, открывшийся в 1929 году в Страстном женском монастыре в Москве, а после сноса обители - в Музей истории религии и атеизма (находился в закрытом Казанском соборе в Ленинграде). Некоторые св. мощи в годы гонений скрывались верующими и лишь недавно переданы в храмы и монастыри (например, глава прп. Саввы Сторожевского). В конце 1980-х - начале 1990-х гг. некоторые изъятые в музеи мощи русских святых возвращены Русской Церкви. Так, в 1991 году идентифицированы и возвращены Церкви мощи прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского. Судьба многих св. мощей, изъятых из храмов в советскую эпоху, до сих пор неизвестна. Возможно, часть была ликвидирована или захоронена, другая часть до сих пор находится у верующего населения.
Литература
- Архивы: ГЛРФ. Ф. 130. Оп. 3. Д. 208; Оп. 4. Д. 206; Оп. 6. Д. 330; Ф. 1235. Оп. 7. Д. 13; Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55.
- «У святых Отцев» // Изв. ВЦИК. 1918. № 270. 10 дек. С. 3;
- Семашко Н. Л. Вопрос о «мощах» с науч.-метод. точки зрения // Революция и Церковь. 1919. № 1. С. 16-17;
- Хроника VIII отдела // Там же. 1919. № 1. С. 42; № 2. С. 44; № 3-5. С. 64; № 6-8. С. 110-111;
- Горев Мих. Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского // Там же. 1919. № 2. С. 9-28;
- он же. Троицкая лавра и Сергий Радонежский // Там же. 1919. № 3-5. С. 17-28;
- он же. «Под спудом» // Там же. 1919. № 3-5. С. 28-32;
- он же. На «вскрытии» // Там же. 1919. № 6-8. С. 50-58;
- Красиков П. Религ. хитрость // Там же. 1919. № 2. С. 23-25;
- Протокол вскрытия // Там же. 1919. № 6-8. С. 58-60;
- Донесение троицких монахов Патр. Тихону о вскрытии «мощей» // Там же. 1919. № 6-8. С. 60;
- Циркуляр Наркомюста губисполкомам о ликвидации мощей // Там же. 1919. № 6-8. С. 124-125;
- Семеновский [П. С.] Данные науки о мумификации трупов // Там же. 1920. № 9-12. С. 35-44;
- Церковники и их агенты перед нар. революционным судом // Там же. 1920. № 9-12. С. 45-53;
- Отчет VIII (ликвидационного) отдела НКЮ VIII-му Всероссийскому съезду Советов // Там же. 1920. № 9-12. С. 72-82;
- Ликвидация мощей Иоасафа Белгородского // Там же. 1920. № 9-12. С. 106.
- Мощи: Сб. мат-лов, док-тов и разоблачений / Под ред. В. Рожицына. X., 1922. С. 167;
- Козлов В. Ф. Судьбы мощей рус. святых // Отечество: краеведч. альманах. М., 1991. Вып. 2. С. 136-159;
- «Непобедимые супротивными силами»: Судьба св. мощей рус. угодников Божиих в XX в. / Публ. Н. Ю. Лазаревой // Дан. Благ. 1998. Вып. 9. С. 20-35;
- Кашеваров Л. Н. Церковь и власть. СПб., 1999. С. 219-276.
Видео
Документальный фильм Вскрытие мощей прп. Сергия Радонежского.// Коллекция Эдварда Радзинского (2012 год)
Использованные материалы
- В. Ф. Козлов. Вскрытие мощей. // Православная Энциклопедия. Том 9, стр. 719-721