Епископ Аполлос (Байбаков) |
В миру Байбаков Андрей Дмитриевич, родился в 1737 году в селе Зметаево [1] Черниговского полка.
С 1759 по 1767 год учился в Московской Славяно-греко-латинской академии.
С 9 февраля 1768 по 26 марта 1770 года - на философском факультете Московского университета.
В 1770 году, окончив курс, поступил на должность корректора при университетской типографии.
В 1772 году был определен учителем поэзии в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.
В 1774 году был пострижен в монашество, переведен в класс пиитики и риторики академии и назначен катехизатором.
С апреля 1775 года - ректор Троицкой духовной семинарии.
По благословению архиепископа Московского Платона (Левшина) в 1778 году разделил в академии курс пиитики и риторики на 2 отдельных курса, в преподавании поэтики особое внимание уделял практике стихотворства.
В 1782 - 1783 годы был наместником Троице-Сергиевской Лавры.
17 декабря 1783 года был возведен в сан архимандрита Заиконоспасского монастыря и назначен ректором Московской Славяно-греко-латинской академии, организовывал академические богословские диспуты, активно в них участвовал.
В декабре 1785 года был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедывания слова Божия.
В 1786 году был назначен настоятелем Воскресенского монастыря называемого "Новый Иерусалим", составил записку о памятниках монастыря. В том же году избран членом Российской академии наук.
5 июня 1788 года был хиротонисан во епископа Орловского и Севского.
26 октября 1798 года был переведен на Архангельскую и Олонецкую кафедру.
Скончался 14 мая 1801 года. Погребен в Холмогорском Преображенском соборе.
Принадлежал к кругу просвещенного духовенства, которое в борьбе с деистическим и антиклерикальным движением подкрепляло истины православного вероучения философскими и логическими обоснованиями. Опираясь на вольфианскую телеологию, широко пользовался и естественнонаучной аргументацией, привлекал труды Н. Коперника, И. Ньютона, Л. Эйлера, физика Г. В. Крафта, английского врача и духовного писателя Т. Броуна, кардинала Дж. Боны. Увлекаясь религиозными идеями русских масонов, сблизился с членом ложи «Гармония» Н. Н. Трубецким, свои сочинения издавал в типографии Н. И. Новикова.
Труды
Автор многочисленных переводных и оригинальных гомилетических, богословских, экзегетических, филологических трудов, а также назидательных романов и повестей.
Сочинения
- Ода России на одержанные ею в 1774 г. победы // Кошелек: Еженед. соч. СПб., 1774. № 9
- Правила пиитическия о стихотворении российском и латинском. М., 1774
- Иеффай, священная трагедия. М., 1778
- Лишенный зрения Ураний, несчастный государь: Священная повесть. М., 1779
- Неразрывный союз двух братьев: Повесть. М., 1780
- Богословские рассуждения. М., 1781. Ч. 1
- Общий способ учения для всякого состояния людей нужный. М., 1781
- Словарь пиитико-исторических примечаний. М., 1781
- Увеселительные загадки, со нравоучительными отгадками, состоящие в стихах. М., 1781
- Вера, Надежда и Любовь, учения богословского состав. М., 1782
- Евгеонит, или Созерцание в натуре видимых Божиих дел. СПб., 1782
- Кто есть истинный друг? Иносказательное со нравоучением повествование. М., 1783
- Христианский календарь на лето от Рождества Христова 1784. М., 1784
- Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием. М., 1785
- Два послания св. ап. Павла к Филипписием и к Колоссаем со истолкованием. М., 1785
- Дар для благодетелей и друзей, состоящий в поучениях... и проповедании слова Божия. СПб., 1786
- Первое послание св. ап. Павла к Солуняном со изъяснением. М., 1786
- Послание св. ап. Павла к Галатам со изъяснением. М., 1787
- Исследование книги масона (С. Мертена) о заблуждениях и истине. Тула, 1790
- Грамматика руководствующая к познанию славенороссийского языка. К., 1794.
Неизданными остались сочинения: «О начале церковного молитвословия» и «Чин Божественной литургии». По мнению Святейшего Синода, в них были «в некоторых вещах объяснения писаны бездоказательно с непристойными и сумнительными выражениями».
Переводы
- Бона Дж. Христианская философия, или Руководство к небесам: Пер. с лат. М., 1774
- Рейхель И. Г. Краткое руководство к познанию натурального, церковного, политического и учебного состояния некоторых знатнейших европейских государств: Пер. с лат. М., 1775
- Геллерт Х. Ф. Песни духовные: [Пер. с нем.]. М., 1778
- Прокопий Кесарийский. Речь, которую говорил оклеветанный Велисарий пред Юстинианом, государем своим. М., 1778
- Натура и благодать, или Некоторые существенные разнствия между чувствованиями натурального человека и духовного в рассуждении вечного спасения: Пер. с франц. М., 1785
Литература
- Евгений (Болховитинов), митр. Словарь духовных писателей. с. 43-47. (Здесь полный перечень трудов Аполлоса).
- Сухомлинов М.И. История Российской академии. т. 1. с. 198-220.
- Венгеров. т. I. с. 699-703.
- Филарет. Обзор русской духовной литературы. с. 382.
- Булгаков. с. 1394, 1407.
- Денисов. с. 468, 475.
- Толстой Ю. № 153.
- Учреждение Архангелогородской епархии и ее архипастыри. Архангельск, 1889. с. 11.
- Юбилейный сборник. с. 235.
- Русский архив. 1895. кн. 1. № 3. с. 294 п/с. 5.
- Строев. стб. 133, 147, 160, 815, 904.
- БЭЛ. т. I. с. 1099.
- БЭС. т. I. с. 239; т. II. с. 1708.
- РБС. т. II. с. 236-237.
- Н.Д. с. 60, 66.
- Степанов В. П. Байбаков // Словарь русских писателей XVIII в. Л., 1988. Вып. 1. С. 48-52
- Есюков А. И. Архангельский епископ Аполлос: (А. Д. Байбаков: Опыт характеристики мировоззрения) // Региональные аспекты исторического пути Православия: архивы, источники, методология исследований. Вологда, 2001. С. 323-329 (Ист. краеведение и архивы; Вып. 7).
Использованные материалы
- Страница сайта Русское Православие:
- Э. П. Р. Аполлос (Байбаков) // Православная энциклопедия, Т.3
[1] По другой версии - Зметнево