Иоасаф II, патриарх Московский и всея Руси |
Монашеский постриг Иоасаф, предположительно, принял в Новоторжском Борисоглебском монастыре и до 1647 года был в нем настоятелем. Затем он подвизался в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре и монастырский старец Варсонофий от имени братии бил в Москве челом о поставлении его в игумены. Просьба была удовлетворена, и в течение последующих семи лет Иоасаф стоял во главе этой почитаемой и некогда богатой обители. Его имя сохранилось в синодике Антониева монастыря [1].
Известно, что Николаевский Антониев монастырь был разорен поляками в Смутное время и с 1616 года поднимался из руин в течение нескольких десятилетий. Иоасаф также способствовал возрождению этой обители. При нем была восстановлена Вознесенская церковь. В 1654 году Иоасаф просил у царя Алексея Михайловича, чтобы в пользу монастыря оставалась сумма за право сбора таможенных пошлин при проведении ежегодной торговой ярмарки в селе Спас-на-Холму (ныне город Красный Холм). Раньше эта сумма шла в правительственный Приказ большого прихода. Царь удовлетворил просьбу и это позволило монастырю получать значительные дополнительные средства на нужды восстановления [1].
С 1654 года - архимандрит Рождественского монастыря во Владимире.
С 25 апреля 1656 г. - архимандрит Троице-Сергиевой Лавры.
В 1666 г. принимал участие в соборном суде над патриархом Никоном.
Бывший ко времени избрания на Патриаршество глубоким стариком, Иоасаф, похоже, совершенно искренне отказывался занять Первосвятительскую кафедру, ссылаясь на преклонные года, малую ученость и отсутствие опыта. Однако царь Алексей Михайлович уговорил старца стать новым Патриархом Московским и всея Руси, и 10 февраля 1667 года состоялась его интронизация. Узнав об избрании Иоасафа, Никон в своей ферапонтовской ссылке отозвался об этом событии весьма иронично: «И то непрямой патриарх».
При патриархе Иоасафе II состоялось окончательное отделение от церкви старообрядцев и образовался раскол. На московском соборе, открытом 13 мая 1667 г., в присутствии патриархов александрийского и антиохийского, безусловно одобрено исправление книг, совершенное патриархом Никоном, и произнесена анафема на неповинующихся церкви. Кроме того, Собор повелел предавать их «градскому суду», то есть подвергать уголовному преследованию со стороны государственных властей. Новоизбранный Патриарх мало влиял на работу Собора, где тон задавали любезные государю греки: Патриархи Паисий Александрийский, Макарий III Антиохийский и другие. Кстати, соответственно этому и место Иоасафу II на Соборе отвели после греческих первоиерархов.
Патриарху Иоасафу II досталось тяжелое наследие. Увы, кроткий престарелый Первосвятитель был слишком несамостоятельной фигурой, за спиной которой возвышалась усилившаяся после низложения Никона царская власть, взявшаяся решать проблему раскола преимущественно силовыми методами. Несмотря на то, что преследование староверов осуществлялось, главным образом, государственной властью, репрессивные меры против них вершились от имени Патриарха. Впрочем, Иоасаф II в целом разделял негативное отношение к старообрядцам. Об этом, в частности, свидетельствует подписанная им «Увещательная грамота к приверженцам старых обрядов», весьма строгая по своему содержанию. Кроме того, в 1668 году Патриарх издал весьма жесткие определения, согласно которым повелевалось священников, отказывавшихся служить по новым богослужебным книгам, лишать приходов и предавать суду, а просфорниц, продолжавших выпекать просфоры с восьмиконечным крестом, отправлять на покаяние в монастыри.
При Иоасафе II было издано первое полемическое сочинение против раскольников: "Жезл правления". В особом сочинении, разосланном всем священникам ("Глас к священноначальникам"), он объяснял подробно смысл постановлений собора о старых обрядах.
Заботясь о правильном иконописании, он издал "Выписку от бож. писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оные" (М., 1668) в виде грамоты, подписанной тремя Патриархами: Иоасафом, Паисием и Макарием. Она предписывала сохранять традиционный канон при написании икон. Первосвятителю принадлежит послание, обращенное к крупнейшему русскому иконописцу того времени — Симону Ушакову. Патриарх Иоасаф осуждал наметившуюся в русской иконописи тенденцию к заимствованию изобразительных средств, свойственных западноевропейской живописи.
В напечатанном им при "Служебнике" "соборном свитке" исчислен ряд постановлений москов. собора 1667 г. При нем же изданы два катехизиса Симеона Полоцкого и стараниями этого ученого восстановлена живая устная проповедь в церквах.
Среди принятых Иоасафом мер, направленных на упорядочение церковной жизни, следует отметить весьма здравый указ, который запрещал признавать нетленные человеческие останки святыми мощами без их достоверного освидетельствования со стороны церковных властей. Наводя порядок в делах церковных, Патриарх также обратил внимание на то, что клирики носят самые различные одеяния, а потому предписал священнослужителям впредь одеваться строго единообразно.
Патриарх Иоасаф издал ряд определений, которыми запрещалось работать, торговать и вершить суд в дни крупнейших церковных праздников. Патриарх также запретил священнослужителям принимать участие в свадебных торжествах, если они сопровождались скоморошьими игрищами и другими малопристойными увеселениями.
Уделял весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь.
Во исполнение высказанного на Большом Московском Соборе пожелания об увеличении количества епархий в Русской Церкви Патриарх Иоасаф учредил кафедру в Белгороде. Под духовное окормление Белгородских архиереев была передана Слободская Украина с размещенными на ее территории казачьими полками и поселениями государевых стрельцов.
Осталась нереализованной рекомендация Собора о повсеместном заведении училищ (школ).
Скончался 17 февраля 1672 г. Погребен в Успенском соборе в Москве близ гробницы святого Патриарха Гермогена.
Патриарха Иоасафа II называли "старцем добрым, кротким и незлобивым".
Думается, что традиционное представление об Иоасафе II как о «слабом» Патриархе все же далеко от справедливости. Высокая степень зависимости от государственной власти, бывшая не столько следствием его характера, сколько результатом перемен в церковно-государственных отношениях после Большого Московского Собора, тем не менее, не могла ограничить его активности в делах внутрицерковных, которая, следует признать, была весьма высокой, если учесть, что патриаршество Иоасафа II было непродолжительным.
Труды
- Глас к священноначальникам - об отношении к раскольникам.
- Увещательная грамота к приверженцам старых обрядов.
- Выписка от Божественных Писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оныя. М., 1678.
Литература
- Соловьев С. М. История России, кн. III, с. 270, 271, 287.
- М. Макарий И. Р. Ц., т. XII, с. 760-792.
- Горский А. В. Историч. описание Свято-Троицкой Серг. Лавры, ч. I. М., 1890, с. 144-145.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
- Боголюбский М. С., прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 29-30.
- Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 551, 557, 568.
- Строев П., с. 7, 139, 140, 663.
- Денисов, с. 38, 95.
- Ратшин, с. 99.
- Булгаков, с. 1405.
- Летопись Е. А., с. 661.
- М. Нкр., т. I, с. 512.
- Акты Археолог. экспед., т. IV, № 155, 161.
- Чтен. общ. ист. и древн. Рос., ч. 5, с. 75-80.
- Истор. вестн., 1880, январь, с. 22, 1885, октябрь, с. 92, 1888, т. 32, с. 466.
- Рус. палом., 1889, № 30, с. 355-356.
- Прав. собес., 1866, январь, с. 42.
- Рус. архив, 1889, кн. 2-я, с. 64 (Письма Евгения Болховитянова к Анастасевичу), 1893, кн. 3-я, с. 31 (Московский кремль), 1910, кн. 1-я, № 3, с. 422.
- Ж. М. П., 1944, № 9, с. 15, 1945, № 1, с. 43.
- БЭЛ, т. VII, с. 174-177.
- БЭС, т. I, с. 1104.
- ЭС, т. XIII-а, кн. 26, с. 717.
- РБС, т. VIII, с. 296-298.
- Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 3.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4446
- Владислав Петрушко, доктор богословия. Журнал «Православная беседа», 17 февраля — день кончины Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II
[1] Проф. В. М. Воробьев, ""Патриарх-новоторжец". Газета «Тверская жизнь», 13 марта 2012 года, №43 - http://selskaya-nov.info/article/50731/