Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФЕОДОСИЙ (ЯНКОВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Феодосий (Янковский), архиепископ Санкт-Петербургский. Портрет работы А.Г. Крейдуна, 2011 год, с сайта ArtLib.ru
Феодосий (Янковский), архиепископ Санкт-Петербургский. Портрет работы А.Г. Крейдуна, 2011 год, с сайта ArtLib.ru
Феодосий (Янковский) (1696 - 1750), архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский

Родился в 1696 году в г. Вильне.

В 1718 году, на 22-м году жизни, принял монашество в Виленском Свято-Духовском монастыре. Постриг совершил иеромонах Пафнутий (Подлужкович).

В том же 1718 году был рукоположен во иеродиакона в Могилеве епископом Сильвестром.

В 1720 году из монастыря отправлен в Киев учиться. Два года жил в Киево-Печерском монастыре и обучался в Киевской духовной академии.

В 1722 году в сане диакона переведен в приписной к Киево-Печерскому Змиевский Никольский монастырь Белгородской епархии.

В 1726 году вызван преосв. Епифанием (Тихорским) в г. Белгород.

В 1728 г. был возведен во архидиакона епископом Епифанием (Тихорским) и перемещен к архиерейскому дому, где выполнял должность ризничего.

Архидиакон Феодосий был доверенным лицом у преосвященного Епифания и совместно со своим предшественником по архидиаконству и впоследствии и по Петербургской кафедре архимандритом Никодимом (Сребницким) был назначен им своим душеприказчиком.

Феодосий коснулись и все те неприятности, которые имел архимандрит Никодим (Сребницкий), в том числе и вызов в Петербург для объяснения. Кроме того, когда в Синоде узнали, что он именуется архидиаконом, в то время как в белгородской епархии архидиакона по штату не полагалось, то лишили его этого чина и предписали впредь именоваться иеродиаконом. После этого иеродиакон Феодосий совместно с архимандритом Никодимом просит о переводе его из Белгородской епархии, и если последнему, после оправдания, удается перейти в Снетогорский монастырь, то иеродиакону Феодосию пришлось вернуться назад в Белгород и быть в подчинении у архиепископа Досифея (Богдановича-Любимского), относившегося с особой недоброжелательностью к любимцам своего предшественника. Так, в 1733 г. архиепископ Досифей возводит на иеродиакона Феодосия тяжкое обвинение в святотатстве и в поругании святой иконы. Факт, легший в основу этого обвинения, заключался в том, что иеродиакон Феодосий перенес икону, находившуюся в трапезной и употреблявшуюся в качестве доски для стола, в чулан и вделал в стену. После долгого разбирательства, допроса многих свидетелей и очной ставки с архиереем иеродиакон Феодосий был оправдан, а архиепископ Досифей сознался, что оговорил иеродиакона по злобе.

В дальнейшем иеродиакон Феодосий принимает все меры к тому, чтобы уйти из Белгородской епархии, и ему удается упросить епископа Черниговского Илариона (Рогалевского) взять его к себе, и в 1735 г. он получает желаемый перевод, но в Черниговской епархии он пробыл недолго.

3 января 1737 года назначен игуменом Ахтырского Свято-Троицкого монастыря Белгородской епархии, по ходатайству Белгородского архиепископа Петра (Смелича).

Здесь он оставил по себе добрую память благоукрашением храмов. Его старанием устраиваются серебряные ризы на местные образа. Деятельный игумен Феодосий проявляет себя с хорошей стороны и делается известным Святейшему Синоду, который несколько раз выдвигает его кандидатуру в архимандриты разных монастырей, а именно в 1738 г. в Крестовоздвиженский Бизюков монастырь и Иосифов Волоколамский, а в 1740 г. в Тверской Калязин. В 1741 г. он в числе наиболее известных игуменов вызывается для участия в коронации Елизаветы.

В 1742 году переведен наместником в Троице-Сергиеву лавру, по представлению Троице-Сергиевского архимандрита Кирилла (Флоринского).

При посредстве архимандрита Кирилла игумен Феодосий становится известным в высших сферах, и поэтому после перемещения епископа Никодима в Переяславль выбор императрицы падает на игумена Феодосия, причем она собственноручно делает приписку о возведении его в сан архиепископа «ради почтения резиденции»:

«На место преосвященного Никодима, бывшего епископа Санкт-Петербургского посвятить для почтения резиденции Санкт-Петербургским архиепископом Троицкой Сергиевской Лавры наместника Феодосия Янковского и быть ему архимандритом в Троицком Александро-Невском монастыре»

10 марта 1745 года хиротонисан во епископа Санкт-Петербургского и Ревельского с возведением в сан архиепископа.

С энергией принялся новый архипастырь за окормление своей паствы. Первым ему бросается в глаза недостойное поведение священнослужителей, и 5 апреля он обращается к ним с пространным указом, в котором обличает наиболее распространенный среди них порок пьянства и грозит принятием по отношению к страдающим этим пороком самых строгих мер. Так, он предписывает духовенству, чтобы «не ложились бы спать по улицам, не пили бы в кабаках, не являли б в гостях силы и храбрости к питию и прочая сим подобная. Таковые неблагообразия показуют их быть ярыжными, а они поставлены пастырями и отцами в народ». Некоторые «безмерно упиваются и в том своем пьянстве безстыдно бродя по улицам и в гостях ругаются и многие чинят неблагообразия». «По состоянию вины и священного чина и причта церковного лишены будут».

Вскоре духовенство епархии почувствовало, что архиепископ был не только увещевателем, но и строго карал всех отступающих от благоповедения. Будучи представителем своего времени, он придерживался мнения, что по отношению к подчиненным действовать следует не столько увещанием, сколько физически ощутимыми телесными наказаниями. Следует сказать, что виновные в пьянстве и буйстве вынуждали его принимать такие меры, однако, он накладывал телесные наказания и за такие поступки, как неточная передача распоряжения или отказ служить в загородной придворной церкви. Так, диакон Матфиевской церкви Афанасий Кириллов «за необъявление сего приказа от протопопа Михаила Слонского и за лживую в Консистории сказку» подвергнут был наказанию плетьми. Священник Троицкой Охтинской церкви Алексей Прохоров был высечен плетьми за отказ безвозмездно служить в приморской церкви Ея Величества за Петергофом.

Архиепископ Феодосий занимался постройкой новых храмов и монастырей. При нем, по указу имп. Елизаветы, начата постройка Смольного девичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Заботился он и о благоукрашении святых храмов, причем не забывал он в первую очередь храмов и монастырей родной ему Украины, в которые он жертвовал приобретенную им на свои личные средства ценную утварь. Так, в Ахтырский монастырь он пожертвовал большую серебряную гробницу для хранения Святых Даров стоимостью в 3000 рублей.

В высших сферах он особого значения не имел и не пользовался расположением высокопоставленных лиц. Не будучи членом Синода, он в торжественных богослужениях и придворных торжествах занимал последнее место (на бракосочетании Петра III его роль заключалась в том, что он вынес из алтаря сосуд с вином для новобрачных).

Скончался 22 апреля 1750 года в 9 часов утра. Погребен в Александро-Невской лавре в Благовещенской церкви, у правого клироса.

Награды

  • наперсный крест с вензелем императрицы, усыпанный драгоценными камнями.

Литература

  • Архангельский М. Преосв. Феодосий, первый архиеп. СПб. // Странник. 1869. т. I.
  • Рункевич С.Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб., 1913. с. 592-594.
  • Булгаков. с. 1411.
  • Толстой Ю. № 72.
  • Строев. стб. 265.
  • Списки архиереев. № 72.
  • Ист.-стат. сведения о СПб. епархии. вып. V. СПб., 1876.
  • Труды КДА. 1878. май. с. 299.
  • Русская старина. 1870. т. I. с. 412.
  • -"- 1877. т. 18. янв. с. 76-77.
  • ЖМП. 1954. № 6. с. 42.
  • БЭС. т. II. с. 2108.
  • Н.Д. с.21.

Использованные материалы

Редакция текста от: 04.01.2014 13:47:06

"ФЕОДОСИЙ (ЯНКОВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google