Хиротония Досифея (Забелы) во епископа Сарского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVD. (РНБ. F. IV.232. Л. 682) |
В синодике Успенского собора (XVII в.) записан род иерарха: "Родители владыки Досифея Сарского: Петра, Улиту скимницу, Феодосиа скимника, Марфу скимницу, инока Ефрема, ерея Тимофеа, Матрену, Иллариона скимника" [1].
В перечне настоятелей Троице-Сергиева монастыря, находящемся во вкладной книге обители, после игум. Серапиона, который был в январе 1506 года хиротонисан на Новгородскую кафедру, назван Досифей (Забела), управлявший монастырем "год и полнедели" [2]. Возвышение св. Серапиона и поставление Досифея, имевшие место после смерти вел. кн. Иоанна III Васильевича (27 октября 1505), позволяют предположить, что Досифей принадлежал к числу тех троицких старцев, которые поддержали игум. Серапиона в его конфликте с вел. кн. Иоанном III (на Соборе 1503 года троицкий игумен резко выступил против предложений вел. кн. Иоанна III о передаче государству церковных земель).
В Троице-Сергиев монастырь при Досифее давались жалованные грамоты и вклады [3]. Судя по датировке грамот, Досифей являлся игуменом Троицкого монастыря еще в апреле 1507 года, т. о., он был поставлен настоятелем не раньше апреля 1506 года. Вопреки мнению свящ. Н. Соловьёва [4] нет достаточных оснований считать Досифея пострижеником Иосифо-Волоцкого монастыря. Невозможно также, как это делает А. А. Зимин, однозначно причислять архиерея к партии иосифлян. Будучи викарием Московских митрополитов (последовательно Симона, Варлаама, Даниила, свт. Иоасафа (Скрипицына), свт. Макария), Досифей, по-видимому, разделял и их позицию, и их труды по управлению Церковью.
23 января 1508 года Досифей был хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. Хиротонию возглавил митр. Симон. Сразу за сообщением о поставлении Досифея в летописях говорится о кончине в марте "на Москве" Суздальского еп. Нифонта, который мог участвовать в этой хиротонии.
Был на Соборе 1509 года, разбиравшем конфликт прп. Иосифа Волоцкого с его епархиальным архиереем Новгородским архиеп. Серапионом, недовольным совершившимся без его ведома переходом Иосифо-Волоцкого монастыря под покровительство вел. князя. Соборный суд вынес решение в пользу прп. Иосифа. С уверенностью можно говорить о присутствии еп. Досифея на отпевании митр. Симона, скончавшегося в 1511 году и погребенного в Успенском соборе в Кремле. 3 августа того же года еп. Досифей участвовал в хиротонии архим. Симонова монастыря Варлаама в митрополита Московского.
Пребывая в Москве, еп. Досифей, несомненно, участвовал также в хиротонии других иерархов (так, в 1515 был поставлен Смоленский еп. Иосиф), в торжественных погребениях: в июне 1518 года собором высшего духовенства в Архангельском соборе был погребен брат вел. кн. Василия III Иоанновича калужский кн. Семен Иванович (в 1511 митрополит и владыки, в т. ч., по-видимому, еп. Досифей, печаловались Василию III за кн. Семена, пытавшегося бежать в Литву). Еп. Досифей, несомненно, в числе других архиереев и клириков вместе с митр. Варлаамом служил молебен у гробницы митр. Алексия в благодарность за совершавшиеся в ноябре 1518 - июне 1519 года в Чудовом монастыре исцеления от мощей святителя. 2 июня того же года еп. Досифей возглавил торжественную встречу за городом "на поле" доставленной в Москву Владимирской иконы Божией Матери. Крутицкий архиерей вместе с митрополитами Варлаамом (в 1521) и Иоасафом (в 1540) молился об избавлении Москвы от нападения татар.
29 ноября 1515 года вместе с митр. Варлаамом в присутствии княжеской семьи еп. Досифей освятил церковь Благовещения в Воронцове. В том же году епископ заложил каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах. 8 сентября 1516 года еп. Досифей участвовал в освящении митр. Варлаамом и собором архиереев храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Кремле, в 1521 году - храма в честь Вознесения в московском Вознесенском монастыре. 3 сентября 1532 года еп. Досифей в числе др. иерархов сослужил митр. Даниилу при освящении церкви Вознесения Господня в Коломенском - подмосковной великокняжеской резиденции.
Сохранились сведения о хозяйственной деятельности архиерея. 1 августа 1518 года происходило межевание земель, принадлежавших Крутицкой епархии и Саввину Сторожевскому монастырю. Еп. Досифей, очевидно, первоначально обращался для решения данного вопроса к митр. Варлааму, а последний - к дмитровскому кн. Юрию (Георгию) Иоанновичу [5].
Еп. Досифей стал верным сподвижником митр. Даниила. Известно послание Даниила Досифею, написанное "любви ради и спасения". Митрополит обращается к Крутицкому епископу со словами назидания, чтобы устранить возникшее недоразумение: "Мы же, враждующеся и роптающе, како не соблазним мьногих" [6]. В 1522 году еп. Досифей вместе с др. архиереями участвовал в составлении крестоцеловальных записей, где ручался в верной службе государю за кн. В. В. Шуйского [7], в февраля 1525 года - за кн. И. М. Воротынского [8], 5 февраля 1531 года - за кн. Ф. М. Мстиславского [9].
Важной проблемой этого времени являлся вопрос о наследнике московского престола, поскольку вел. кн. Василий III был бездетен. События тех лет описаны в "Выписи о втором браке Василия III" (по мнению Зимина, составлена в нач. XVII в. [10]. После отказа восточных патриархов разрешить Василию III вступление во второй брак при жизни вел. кнг. Соломонии государь "для кручины своей" отправился в Александрову слободу, где велел быть "Досифею, епископу Сарскому и Подонскому, да с ним архимандриту Ионе Михалова Чуда на согласие" [11]. Перед вступлением государя в брак с Еленой Васильевной Глинской митр. Даниил собирал "преосвященный сонм", который утвердил вел. князя в его намерении [12].
Еп. Досифей принял участие в двух Соборах, на которых был осужден прп. Максим Грек: в 1525 и 1531 годах. На Соборе 1525 года вопросы прп. Максиму от имени митрополита задавал Крутицкий архиерей. На Соборе 1531 года прп. Максим утверждал, что он исправлял русские богослужебные книги с санкции митр. Варлаама и епископов, в т. ч. Досифея. Последний это категорически отрицал и выступил как главный обвинитель прп. Максима (задавал вопросы о книжном исправлении, о сомнениях афонского инока в святости некоторых русских подвижников, о высказывавшемся прп. Максимом неодобрении поставления русских митрополитов без благословения Константинопольского патриарха). На Соборе 1531 года рассматривалось также дело Вассиана (Патрикеева). Вассиан, как и прп. Максим, ссылался на митр. Варлаама и "освященный собор" архиереев, включая Досифея, которые благословили Вассиана составить новую редакцию Кормчей книги (в ней отразились воззрения составителя, выступавшего, в частности, против монастырского вотчиновладения). Еп. Досифей отрицал, что давал благословение Вассиану на эту работу.
21 ноября 1533 года еп. Досифей вместе с митр. Даниилом и Коломенским еп. Вассианом посетил смертельно больного вел. кн. Василия III в подмосковном с. Воробьёве. Те же иерархи отпевали почившего государя 4 декабря в Архангельском соборе. В 1535 году Досифей участвовал в переложении мощей Московских святителей Петра и Алексия в новые раки, торжества возглавил митр. Даниил. В 1537 году, во время мятежа кн. Андрея Старицкого, к нему из Москвы был послан еп. Досифей, который, судя по наказу, данному ему митрополитом, должен был склонить князя к приезду в Москву с обещанием безопасности или же наложить на него церковное прещение в случае его намерения бежать.
6 февраля 1539 года еп. Досифей участвовал во введении на митрополичий двор игум. Троице-Сергиева монастыря Иоасафа (Скрипицына), 9 февраля - в его хиротонии во митрополита всея Руси в Успенском соборе Кремля. В том же году в Оковецкой вол. около Ржева было явление чудотворной Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери. По этому поводу митр. Иоасаф совещался с тремя архимандритами и двума епископами, видимо находившимися тогда в Москве, в т. ч. с Досифеем [13]. Затем икона была принесена для поклонения в Москву, на месте ее встречи позднее был построен храм, куда 29 ноября совершался крестный ход.
19 марта 1542 года еп. Досифей участвовал в поставлении свт. Макария, архиеп. Новгородского, в митрополита Всероссийского [14]. Как викарный архиерей Досифей, пребывая в Москве, мог участвовать в архиерейской хиротонии свт. Макария в 1526 году. Последний по времени известный документ, связанный с еп. Досифеем, - отпускная грамота, которую архиерей дал 29 декабря 1543 года свящ. Косме, "Фотееву сыну", с правом перехода в другую епархию [15].
О вкладах еп. Досифея в храмы и монастыри прямых сведений нет. Возможно, вкладом архиерея в Троице-Сергиев монастырь является крюковой Стихирарь нач. XVI в. из собрания Троице-Сергиевой лавры с записью: "Сия книга, глаголемая Стихираль, владыки Дософея Сарьскаго и Подоньскаго" [16]. Во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря отмечены вклады рода Забелиных, датируемые 1533, 1537 и 1564 гг. [17]; возможно, это были родственники архиерея.
Скончался 2 февраля 1544 года. Был погребен на Крутицах в крипте под храмом Воскресения Христова, в приделе Николая Чудотворца, как гласила об этом надпись на его несохранившейся надгробной плите [18].
Изображения еп. Досифея имеются в миниатюрах Лицевого летописного свода 1570-х годов, в частности в Шумиловском томе, Царственной книге [19].
Литература
- АИ. Т. 1. С. 201, 530. № 290; ПСРЛ. Т. 8; Т. 13; Т. 30. С. 142; Т. 43 (по указ.);
- Дружинин В. Г. Несколько неизвестных лит. памятников из сб. XVI в. // ЛЗАК за 1908 г. СПб., 1909. Вып. 21. С. 66-67;
- Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 286-287 [Судный список Вассиана (Патрикеева)];
- Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки / Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 90, 106-114.
- ИРИ. Ч. 2. С. 176; Ратшин А. Историческое описание Крутицкого мон-ря (ныне упраздненного): с описанием погребенных в оном митрополитов и епископов Крутицких. М., 1859. С. 12;
- Строев. Списки иерархов. Стб. 138, 1034;
- Соловьёв Н., свящ. 1261-1788 гг.: Сарайская и Крутицкая епархии // ЧОИДР. 1894. Кн. 3. С. 47-51;
- Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 718;
- Смирнов И. И. Очерки полит. истории Русского гос-ва 30-50-х гг. XVI в. М.; Л., 1958. С. 53-74;
- Казакова Н. А. Очерки по истории рус. обществ. мысли: 1-я треть XVI в. Л., 1970. С. 195-205;
- Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: Очерки полит. истории России 1-й трети XVI в. М., 1972. С. 235;
- он же. Крупная феодальная вотчина и социально-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 282-283;
- Назаров В. Д. К истории церк. Соборов и идейно-полит. борьбы в России 1-й пол. XVI в. // Церковь, общество и государство в феодальной России: Сб. ст. М., 1990. С. 195;
- Маханько М. А. Привоз икон в Москву в XVI в. и его влияние на чин городских богослужений // Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 75, 80;
- Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002 (по указ.);
- Забелин И. Е. История г. Москвы: Неизд. тр. М., 2004. С. 325-326;
- Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 106-121.
Использованные материалы
- Архим. Макарий (Веретенников). "Досифей (Забела)" // Православная энциклопедия, т. 16, с. 61-63
[1] ГИМ. Усп. № 64. Л. 254 об.
[2] ВКТСМ. С. 15
[3] ААЭ. Т. 1. С. 118. № 145-146; С. 119. № 148; АРГ, 1505-1526 гг. С. 30. № 21; С. 30-31. № 22; С. 31-32. № 23; С. 33. № 25; С. 33. № 26; С. 38-39. № 32; С. 39. № 33; С. 40. № 34
[4] Соловьёв. 1894. С. 47
[5] Саввин Сторожевский мон-рь в док-тах XVI в.: Из собр. ЦГАДА. М., 1992. С. 10-11. № 4; см. также: Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII в. // РД. 2003. Вып. 9. С. 428. № 23
[6] см.: Дружинин. С. 66-67; Макарий (Веретенников). С. 121-122
[7] СГГД. Ч. 1. С. 414-415. № 149; ДРВ. М., 1788. Ч. 3. С. 26
[8] СГГД. Ч. 1. С. 425-427. № 154
[9] Там же. С. 439-443. № 159; ДРВ. Ч. 3. С. 74-83
[10] Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III // ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 135
[11] Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III // ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 145
[12] Бегунов Ю. К. Повесть о втором браке Василия III // ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 118; автор называет Д. в числе возможных авторов «Повести...»
[13] Л[еонид (Кавелин)], а[рхим.]. Сказание о явлении иконы Пречистыя Богородицы Оковецкия (Ржевския) // РА. 1881. Кн. 2. С. 10
[14] ПСРЛ. Т. 13. С. 142
[15] Антонов А. В., Маштафаров А. В. Об архиве Суздальского Покровского девичьего монастыря XV - нач. XVII в. // РД. 2004. Вып. 10. С. 280
[16] Арсений, иером., Иларий, иером. Описание славянских рукописей Б-ки ТСЛ. М., 1879. Ч. 2. С. 137
[17] ВКТСМ. С. 67
[18] [Леонид (Кавелин), иером.] Церковно-историческое исследование о древней области вятичей // ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 68; Ратшин А. Полн. собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 267
[19] РНБ, ГИМ, см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Методика опис. и изуч. разрозненного летописного комплекса. М., 2003. С. 169