Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАСАФ БОРОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прмч. Иоасаф Боровский
Прмч. Иоасаф Боровский
Иоасаф (+ 1610), архимандрит Пафнутьев-Боровского монастыря, преподобномученик

Память 12 января (Радонеж.), 5 июля (Радонеж.) и в Соборе Радонежских святых

Принял монашеский постриг в Пафнутьев-Боровском монастыре.

Не позднее февраля 1592 году возведен в сан игумена: в это время он по повелению царя Феодора Иоанновича принимал в обители Тырновского митр. Дионисия.

В 1598 году игум. Иоасаф участвовал в Земском соборе, избравшем на царский трон Бориса Годунова.

18 марта 1605 года назначен настоятелем Троице-Сергиева монастыря и был возведен в сан архимандрита. В перечне троицких настоятелей об Иоасафе сказано: "...взят ис Пафнотьева монастыря, 5 лет неполны" [1].

В Смутное время архим. Иоасаф был идейным вдохновителем и одним из организаторов героической обороны Троицкой обители. Осада, начавшаяся 23 сентября 1608 года, продолжалась до 12 января 1610 года. Перед началом осады Я. Сапега и А. Лисовский отправили в монастырь две грамоты с предложением сдаться: одну - воеводам, другую - архим. Иоасафу, на которые последовал решительный отказ. Воеводы и о. Иоасаф "с соборного приговора со старцами, и дворянами, и всеми воинскими людьми" писали Сапеге и Лисовскому о том, что они не сдадут монастырь еретикам-латинникам и не нарушат крестного целования царю Василию Шуйскому. 3 октября начался артиллерийский обстрел монастыря. В это время архимандрит и монахи молились у мощей прп. Сергия Радонежского. 13 октября последовал первый ночной штурм. Во время штурмов о. Иоасаф служил молебны в Троицком соборе или совершал крестный ход по стенам обители. Настоятель обители принимал участие в совете воевод, на котором разрабатывалась стратегия обороны монастыря. Архим. Иоасаф рассылал грамоты по окрестным волостям с призывом сохранять верность царю Василию Иоанновичу. Настоятель обители исповедовал и постригал в монахи тяжелораненых воинов, заботился о пропитании мирян, укрывшихся за стенами монастыря, чем нередко вызывал недовольство братии, страдавшей от голода.

Архим. Иоасаф выступал примирителем в конфликтах между служилыми людьми и властями монастыря, вызванных лишениями военного времени. Значительное столкновение произошло летом 1609 года: дворяне, стрельцы и казаки полагали, что монахи должны щедро оплачивать их службу; иноки же утверждали, что нужно экономить; камнем преткновения стал вопрос о выдаче спиртного после боя. Дело дошло до открытого противостояния между воеводой кн. Г. Б. Долгоруким-Рощей и монастырским казначеем Иосифом (Девочкиным-Кочергиным). Архим. Иоасафу и соборным старцам удалось уладить конфликт и успокоить осажденных.

За время осады настоятель Троицкого монастыря сподобился нескольких явлений святых. Осенью 1608 года, после череды тяжелых ночных штурмов, когда уставший от трудов Иоасаф спал, ему явился прп. Сергий и предупредил о новом штурме. Праздничная служба в честь Собора арх. Михаила 8 ноября проходила под артиллерийским обстрелом. Опечаленному архимандриту за богослужением явился арх. Михаил в сияющих одеждах со скипетром. О видении архим. Иоасаф рассказал братии. Монахи отслужили молебен архистратигу Небесных сил, после чего осажденным удалось разбить вражескую пищаль, причинявшую большой урон обители. Вечером того же дня о. Иоасаф, задремавший во время келейного правила, сподобился явления прп. Сергия, который ободрял иноков и повелел «в радости молитвы приносить». 9 мая 1609 года о. Иоасаф освятил в сев. нефе Успенского собора обыденный придел во имя свт. Николая, построенный по обету для избавления от свирепствовавшей среди осажденных цинги. После освящения придела болезнь отступила.

По окончании осады о. Иоасаф с благословения патриарха Ермогена ушел на покой в Пафнутьев-Боровский монастырь, который вскоре был окружен польско-литовскими отрядами. Иоаким убедил братию "сесть в осаду и дать отпор врагу". Однако 5 июля 1610 года вторые воеводы Я. М. Змеев и А. Челищев, сговорившиеся с интервентами, открыли ворота монастыря и захватчики ворвались в обитель. Главный воевода русского отряда кн. М. К. Волконский сопротивлялся до конца и умер от ран. По сведениям из "Нового летописца", в монастыре погибло 12 тыс. чел., в т. ч. архим. Иоасаф. Убиенных иноков и мирян погребли в двух братских могилах. Впоследствии, по свидетельству очевидцев, когда на могилах служились панихиды, "ис тех ям кровь выступаше наверх".

В 1792 году Московский митр. Платон (Левшин) поставил в Троице-Сергиевой лавре обелиск "в прославление сей обители и в вечную память великих мужей св. Сергия - архимандритов Иоасафа и Дионисия и келаря Авраамия". В XIX веке в Троице-Сергиевой лавре ежегодно 11 мая служили панихиду по братии обители, в т. ч. по Иоасафу [2].

Канонизация архим. Иоасафа совершилась в 1981 году, когда его имя было включено в Собор Радонежских святых.

Литература

  • ДРВ. М., 1789. Ч. 11. С. 419-422;
  • АИ. Т. 2. С. 41. № 7; С. 250-251. № 213;
  • Акты времени правления царя Василия Шуйского (1606 г. 19 мая - 17 июля 1610 г.) / Собр.: А. М. Гневушев. М., 1914. С. 10. № 7; С. 15. № 12; С. 17-18. № 13;
  • Сказание Авраамия Палицына / Подгот. текста и коммент.: О. А. Державина, Е. В. Колосова. М.; Л., 1955;
  • Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и мон-рями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 101-102;
  • Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 359;
  • Житие и чудеса прп. Сергия, игумена Радонежского, записанные Епифанием Премудрым, иером. Пахомием Логофетом и старцем Симоном (Азарьиным): В пер. на рус. яз. М., 1997. С. 138-140;
  • Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 448-449. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников);
  • ПСРЛ. Т. 14. С. 44, 98-99;
  • Мархоцкий Н. История Московской войны / Подгот.: Е. Куксина. М., 2000. С. 47, 59, 161.
  • Бережков М. Н. Троицкая Сергиева лавра в Смутное время Московского гос-ва нач. XVII в. К., 1893. С. 20;
  • Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 19092. С. 149;
  • Чугреева Н. Н. Икона прп. Сергия Радонежского с клеймами жития Симона (Азарьина) // Филевские чт. М., 1994. Вып. 8: Мат-лы 3-й науч. конф. по проблемам рус. культуры 2-й пол. XVII - нач. XVIII в., 8-11 июля 1993 г. С. 53, 59;
  • Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 22, 27;
  • Тюменцев И. О. Страницы истории Троице-Сергиевой лавры: Осадное сидение 1608-1610 гг. // Историко-археол. альманах. Армавир, 1996. Вып. 2. С. 217-218;
  • он же. Смутное время в России нач. XVII ст.: Движение Лжедмитрия II. М., 2008. С. 545;
  • Кириченко Л. А. Актовый материал Троице-Сергиева мон-ря кон. XVI - сер. XVII в. как источник состава монастырской администрации // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения, 2000. М., 2000. С. 47;
  • Костомаров Н. И. Смутное время Московского гос-ва в нач. XVII ст., 1604-1613 гг. М., 2008. С. 388;
  • Макарий (Веретенников), архим. Из истории осады Троице-Сергиевой лавры: Подвиг архим. Иоасафа / ТСЛ. [Серг. П.], 2008. Ркп.;
  • Герасименко Н. В. Святое воинство: Образы небесных защитников в рус. искусстве XII - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2010. С. 74. № 108; С. 94.

Использованные материалы

  • Архим. Макарий (Веретенников). "Иоасаф" // Православная энциклопедия, т. 25, с. 172-173
  • "День памяти преподобномученика Иоасафа Боровского, архимандрита Троицкого монастыря" // Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. - С. 265-269:



[1]  ВКТСМ. С. 15

[2]  Смирнов С. К. Церк.-ист. месяцеслов Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1850. С. 38

Редакция текста от: 26.10.2023 04:51:41

"ИОАСАФ БОРОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google