Ла́вра - название некоторых важнейших крупных мужских монастырей.
Начало житию в лаврах положено в Египте; основателем этого вида иноческой жизни были Макарий Старший, живший в Скитской пустыне близ границы Египта с Ливией, и Аммон Египетский, поселившийся на Нитрийской горе. Лавры являли собой соединение отшельничества с общежитием. Каждый подвизался отдельно, в особой келье. Кельи, разбросанные вокруг холма или жилища аввы, находились на известном расстоянии одна от другой и располагались в виде переулков в городе, откуда и самое название – λαϋρα – дорога, переулок). Отшельники в первый и последний дни недели собирались вместе для богослужения. В остальные дни хранили безмолвие. Если кто-нибудь не приходил на общие собрания, заключали, что он болен, и некоторые из братии посылались для его посещения. Жизнь в лаврах была много труднее, чем в киновиях, и к подвигу безмолвия уже приступали не иначе, как подготовившись к нему в киновиях. «Вступившие в монашество, – говорит Кирилл Скифопольский, – жили сначала в монастыре и исполняли в нем обязанности иноческие, а те, которые уже достигли некоторого совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях» [1].
В V-VI веках в Палестине лаврами именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь святого Феодосия Великого близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Православного Востока наиболее известны:
- Лавра Саввы Освященного
- Афонская Лавра святого Афанасия, также известная как Великая Лавра
В Киевской митрополии, а затем в ее преемницах, с конца XVI века придание монастырю статуса лавры сделалось почетным титулом, признанием заслуг монастыря в укреплении Православия. В Русской Православной Церкви синодального периода четыре лавры были ставропигиями Святейшего Синода, причем местный епархиальный архиерей состоял священно-архимандритом лавры, а непосредственное управление лавры вверялось наместникам, обыкновенно в сане архимандрита. Ныне Русской Православной Церкви насчитывается пять лавр:
- Успенская Киево-Печерская (с 1598 (снова с 1688), ставроп. к Киеву)
- Троицкая Сергиева (с 1744, ставроп. к Москве)
- Троицкая Александро-Невская (с 1797, в СПб. еп.)
- Успенская Почаевская (с 1833, ставроп. к Киеву)
- Успенская Святогорская (с 2004, в Донецкой еп.)
В других землях наименование лавры носят:
- Царская Лавра Высокие Дечаны (в Рашско-Призренской еп. Сербской Церкви)
- Калавритская Святая Лавра (в Калавритской еп. Элладской Церкви)
- Благовещенская Супрасльская (с кон. XVI в., в Белостокской еп. Польской Церкви)
Использованные материалы
- Н. Б., "Лавра," словарь Брокгауза и Ефрона:
- Статья из "Википедии":
[1] «Луг Духовный» - Творение Блаженного Иоанна Мосха (Перевод с греческого с подробными объяснительными примечаниями протоиерея М.И.Хитрова). М.: Отдых христианина, 2002, 22-23.