Прав. Филарет Милостивый |
Память 1 декабря
Сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII веке в селении Амния Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его Феозва была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын - Иоат и дочери - Ипатия и Еванфия.
Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о "малых сих" (Мф. 25, 40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6, 7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием.
Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось два вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это последнее он постепенно раздал бедным. Стойко и кротко переносил праведник упрёки жены и насмешки детей. "Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, - отвечал он родным, - которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживёте без труда и ни о чём не заботясь".
И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему тёплая одежда, к нему вернулось богатство. Произошло это так.
В то время императрица Ирина искала невесту для сына - будущего соправителя Константина VI, и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, и о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии всё для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с десятью красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Она превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Со всею семьёй тот отправился в Константинополь, где в 788 году и был совершён брак Марии с Константином. Праведный Филарет поселился во дворце и проводил жизнь добродетельно и свято, согласившись принять лишь небольшой придворный чин.
Прав. Филарет Милостивый. Роспись в киевском Софийском соборе (XIX в.?) |
Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго - лишившиеся средств, а из третьего - те, кто лицемерно выманивал деньги.
Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родофилион, раздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжательности, после чего мирно преставился. Скончался он в 792 году и был погребён в обители Суда [1] в Константинополе.
Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.
После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Авраа́му в ве́ре подража́я,/ И́ову же в терпе́нии после́дуя,/ о́тче Филаре́те,/ блага́я земли́ раздел'ял еси́ неиму́щим/ и лише́ние си́х терпе́л еси́ му́жественне./ Сего́ ра́ди све́тлым тя́ венце́м увенча́ Подвигополо́жник, Христо́с Бо́г на́ш,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 8
В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду́ свою́, пра́ведне,/ и в за́поведех Госпо́дних соверше́нне пожи́л,/ ни́щих возлюби́л и си́х удово́лил еси́,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.
Тойже тропарь, глас 8, ин извод (из "Ины службы"):
В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду́ твою́, о́тче преподо́бне,/ в моли́'твах непреста́нно терпе́вый,/ ни́щия возлюби́вый и сия удовли́вый,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, Филаре́те ми́лостиве блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)
И́стинно всеизря́дная твоя́ ку́пля зри́тся/ и му́дрою бы́ти су́дится все́ми благому́дрствующими:/ отда́л бо еси́ до́льняя и кратковре́менная,/ взыску́я Го́рних и ве́чных./ Те́мже и досто́йно стяжа́л еси́ ве́чную сла́ву,// ми́лостиве Филаре́те.
Ин кондак, глас 4
Доброде́тельми украша́яся/ и стра́хом Бо́жиим,/ преди́вен во все́х яви́ся Ца́рскаго гра́да,/ ни́щим сокро́вище бога́тства разда́в/ и нетле́нно благи́х бога́тство на Небесе́х прие́м./ Те́мже всю́ду и везде́, Филаре́те, чту́щих тя́ поми́най,// сла́во пра́ведным и похвало́.
Кондак, глас 2 (из "Ины службы"):
Бога́тство твое́ расточи́л еси́ убо́гим/ и Небе́сное бога́тство ны́не восприя́л еси́,/ Филаре́те всеблаже́нне,/ сего́ ра́ди тя́ почита́ем,/ соверша́юще па́мять твою́,// доброде́тели о тезоимени́те.
Житийные источники
Несмотря на то, что житие святого Филарета Милостивого существует во многих греческих списках, оно ни разу не было издано в оригинальной и полной редакции, а было известно в печати только по сокращенным пересказам на новогреческом языке или же в кратких выдержках из различных рукописей византийского происхождения. Впервые новогреческое переложение жития было издано Агапием Критянином, монахом святогорским, в его книге "Новый Рай, или Различные слова и жития святых, извлеченные из Симеона Метафраста" (Венеция, 1806), откуда оно перепечатано и в новейшей греческой Чeтьи-Mинеи Константина Дукакиса "Μέγας Συναξαριστής" (Афины, 1896). Это переложение жития Филарета Милостивого считается наиболее полным и содержательным.
Что касается извлечений из рукописных греческих редакций рассматриваемого памятника, то немногие из них были опубликованы Лопарёвым в его "Описании некоторых греческих житий святых" [2], где даны выдержки из рукописи XV века, принадлежащей Каракалльскому монастырю на Афоне.
В Древней Руси житие Филарета Милостивого пользовалось большим уважением и неоднократно переводилось на русский язык с различных греческих редакций. Древнерусские списки этого жития восходят лишь к XV в.; они несвободны от искажений и пропусков и не могут вполне заменить греческого подлинника.
А. Васильев впервые опубликовал подлинную греческую редакцию жития святого Филарета в брошюре "Житие Филарета Милостивого" (Одесса, 1900). Автор этого жития неизвестен; составление его можно отнести к 820-842 годам, т. е. к эпохе, довольно близкой ко времени жизни святого. В предисловии к своему изданию А. Васильев уясняет значение подлинной редакции жития. Греческий его текст установлен при содействии академика П. В. Никитина.
Литература
- Церковные ведомости, 1901, №№ 13-14, сс. 504-506.
- Васильев А. В., "Преисполненная великого назидания повесть о житии и деяниях блаженного и праведного Филарета Милостивого, Известия Русского археологического института в Константинополе_, т. V, 1900, Одесса:
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- "Праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин", календарь на портале Православие.Ru:
- "Святой праведный Филарет Милостивый", сайт Минского прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость":
- Минея. Декабрь, ч. 1, изд. Московской Патриархии, сс. 16, 18-19, 21, 27, 30:
- http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec118.html (тропари)
- http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec120.html и http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec121.html (ин кондак)
- http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec123.html (кондак)
- http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec129.html (ин тропарь, ин извод - из "Ины службы")
- http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec132.html (кондак из "Ины службы")
[1] "Крисис (Κρίσις), или Суд - местность в Константинополе, от которой получил своё название расположенный там женский монастырь. Другое его название - Родофилион (Ροδοφύλιον) - значит «Розолистный»". См. Жития византийских святых. - СПб.: Corvus, 1995, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/VIII/Vita_Phi...htm; "Церковь св. Андрея в Крисе", сайт "Энциклопедия греческого мира", http://www.ehw.gr/constantinople/Forms/fLemma.aspx?lemmaid=1...=57
[2] "Византийский временник", 1897, стр. 348-352