Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский. Портрет. Сер. XIX в. (РИАМЗ) |
Родился ок. 1680 г. в г. Изюм, ныне Харьковской обл., в купеческой семье.
В 1706 году окончил Киевскую духовную академию. Среди его наставников был игум. Стефан (Яворский). В 1706 г. был представлен посетившему Киев царю Петру I. Вскоре по рекомендации Киевского митр. Варлаама (Ясинского) Гавриил был определен в Славяно-латинскую академию на должность учителя низших классов и проповедника.
20 сентября 1707 года пострижен в монашество, в 1708 г. рукоположен во диакона.
В 1709 году рукоположен во иеромонаха.
С 1714 г. - инспектор Славяно-латинской академии.
В 1714 году был вызван Петром I в Санкт-Петербург, определен насельником в Александро-Невскую Лавру.
В 1718 году назначен обер-иеромонахом флота, участвовал в морских походах. Произносил проповеди в присутствии Петра I, переводил некоторые философские и исторические произведения.
С 1720 года - префект Славяно-греко-латинской академии.
22 января 1721 года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Костромского Ипатиевского монастыря.
В феврале 1721 г. стал советником Святейшего Синода и директором синодальных типографий и уч-щ.
С 20 марта 1722 года - настоятель Троицкого Сергеева монастыря, но по инициативе Петра I оставался в Санкт-Петербурге. Представлял Синод в Комиссии по согласованию Российского уложения со шведскими и с эстляндскими законами. Был близок к Псковскому архиеп. Феофану (Прокоповичу).
После смерти Петра I влиятельным лицом в Синоде стал архиепископ Ростовский Георгий (Дашков) - враг Феофана Прокоповича. С этого времени изменилось и положение Гавриила Бужинского. Он потерял прежнее влияние и был удален в сане епископа в Рязань.
30 октября 1726 года хиротонисан во епископа Рязанского, в епархию прибыл 22 января 1727 года.
По его инициативе был отремонтирован и 24 сентября 1727 г. вновь освящен Успенский кафедральный собор.
Он организовал учебный процесс в Рязанской духовной школе, где за неимением учителей до февраля 1726 г. занятия не проводились. В 1727 г. в школе числилось уже 269 учащихся. Из рязанского Симеоновского монастыря Гавриил предполагал перевести духовную школу в более вместительные помещения рязанского Свято-Духовского монастыря. Однако Синод указом от 30 октября 1727 г. отклонил это предложение, и школа разместилась при Борисоглебском соборе Переяславля Рязанского (ныне Рязань). Для школы отстроили новые учебные и хозяйственные помещения, число учащихся возросло до 339 чел., из них 160 обучались латыни и арифметике, 179 - слав. грамматике, увеличился преподавательский состав. Гавриил предполагал открыть духовную школу и в Солотчинском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре, пользуясь пребыванием в нем опытного педагога Софрония Лихуда, но Синод отклонил это предложение.
Жители Переяславля Рязанского и Мурома посылали жалобы на Гавриила, обвиняя его во взятках. В 1729 г. указом Верховного тайного совета занятия в школе были приостановлены, в результате расследования Гавриил был временно отстранен от епархиальных дел и вызван в Москву, многие его произведения были запрещены. Архиерей не оставлял попечением Рязанскую епархию, в 1731 г. прислал живописцев для украшения церквей в Переяславле Рязанском. В 1730 г. с него были сняты обвинения, но он до кончины проживал в Москве. Следствие сильно подорвало здоровье и энергию еп. Гавриила.
В январе 1731 года Св. Синод выдвигал его кандидатуру в Киев и в Ростов. Но дни преосв. Гавриила были сочтены. Чувствуя приближение кончины, он 14 апреля 1731 года простил всех бывших под запрещением.
27 апреля 1731 года скончался в Москве. Погребен в Заиконоспасском монастыре.
Епископ Гавриил был одним из ученейших иерархов петровской эпохи, даже за границей "знали о нем из актов Лейпцигских ученых".
Ревностный помощник Петра I и его сподвижник, поборник петровских реформ, он в своих проповедях с неподдельным чувством "величие гласил Петровских дел". Благодаря этим проповедям, имел большую известность, но проповеди его неотделимы от эпохи Петра. Они представляют собой апологию или панегирик "возрождения" России вследствие петровских преобразований.
В проповедях еп. Гавриила неприятное впечатление производили "выражения, оскорбительные для взыскательного слуха", и обилие варваризмов - обычные ораторские приемы того времени. Зато в них встречаются "обильные и умные обороты мыслей, а часто и трогательное красноречие" (митр. Евгений (Болховитинов)).
Еп. Гавриил принадлежал к прогрессивной части духовенства, группировавшейся около Феофана (Прокоповича), и, подобно ему, был ярым противником католицизма. Католическую литературу совершенно игнорировал. В борьбе с "суевериями" часто без нужды оскорблял религиозные чувства православных, сжившихся со своей церковной стариной. Многим ревнителям православия деятельность еп. Гавриила казалась предосудительной.
Участвовал в шумной жизни двора Петра I.
Как человек образованный, он считался специалистом по научной и литературной части в Синоде. Ему поручалось развивать, обосновывать и оформлять всякий проект, касавшийся "школьного или книжного дела". Исправлял церковные книги, был представителем Синода в комиссии при "сочинении уложения".
Всегда был завален срочной работой (часто весьма неблагодарной) в качестве цензора, компилятора и переводчика. Личную библиотеку передал Славяно-латинской академии.
Сохранился его живописный портрет сер. XIX в. (РИАМЗ), выполненный, судя по индивидуальным особенностям лица, на основе более раннего оригинала: Гавриил представлен сравнительно молодым, в архиерейской мантии и черном клобуке (типичной для XVIII в. формы), с благословляющей десницей и жезлом в левой руке. С др. подобного портрета в нач. XX в. была выполнена фотография (РГИА).
Труды
Сочинения
- Служба благодарственная к Богу о учинении мира между империею Российскою и короною Свейскою. СПб., 1725;
- Полн. собр. поучительных слов. М., 1768, 17842;
- Проповеди (1717-1727): Ист.-лит. мат-л из эпохи преобразований. Юрьев, 1901.
Переводы
- Эразм Роттердамский. Дружеские разговоры: Пер. с лат. СПб., 1717;
- Введение в историю европейскую чрез Самуила Пуфендорфия, на нем. яз. сложенное, также чрез Иоанна Крамера на лат. переложенное. СПб., 1718;
- Стратеман В. Феатрон, или Позор исторический: Пер. с лат. СПб., 1724;
- Пуфендорф С. О должности человека и гражданина по закону естественному: Пер. с лат. СПб., 1724, 1726.
Принимал участие в составлении Чиновника архиерейского служения, чина избрания и рукоположения архиерейского. В связи с победой в Северной войне (1700-1721) составил благодарственную службу, соединив ее с составленной им же службой св. блгв. кн. Александру Невскому. В 1723 г. совместно с иером. Стефаном (Прибыловичем) пересмотрел и отредактировал ектении и молитвы о победе над супостатами (в то время - швед. войсками).
Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) приписывает Гавриилу авторство кн. «Юности честное зерцало» [1].
Литература
- Чистович. Феофан Прокопович и его время. с. 89, 90, 216, 303-305, 328-329.
- Смирнов С. История МДА. с. 207.
- Рункевич С.Г. История Русской Церкви под управлением Св. Синода. с. 210-212.
- Евгений (Болховитинов), митр. Словарь духовных писателей. с. 77-81.
- Аскоченский В. Киев. т. I. с. 293-294.
- Пекарский. Наука и литература при Петре Великом. т. I. с. 116, 229, 236, 325, 326, 329-331, 497; т. II. с. 397, 407, 408, 437-439, 469, 592, 613-615, 636, 657, 669, 672, 673.
- Соловьев С.М. История России. кн. IV. с. 256-258, 1155.
- Петухов Е. Историко-лит. матер. из эпохи преобразов. (проповеди Гавриила Бужинского 1717-1727). Юрьев, 1901.
- Гатцук. Календарь на 1883 год. с. 130.
- Булгаков. с. 1411.
- Толстой Ю. № 33.
- Иероним, архим. Рязанские достопамятности, изд. Ряз. арх. комиссии 1839 г. с. 127-128.
- Строев. стб. 140, 416, 853.
- Обзор русской духовной литературы. т. II. с. 7-9.
- Приб. к "ЦВ". 1902. № 12. с. 436.
- Труды КДА. 1878. апр. с. 176-179, 180-185.
- Православный собеседник. 1897. нояб. с. 620.
- -"- -"- 1907. сент. с. 427; нояб. с. 414, 712.
- -"- -"- 1909. апр. с. 423.
- -"- -"- 1914. февр. с. 272.
- Исторический вестник. 1884. февр. с. 421.
- -"- -"- 1902. янв. с. 351-352.
- Русская старина. 1879. сент. с. 32.
- -"- -"- 1880. май. с. 119; июнь. с. 207-208.
- Московский кремль. // Русский архив. 1893. кн. 2. с. 444.
- ЖМП. 1945. № 3. с. 72.
- БЭЛ. т. IV. с. 11.
- БЭС. т. I. с. 600-602; т. II. с. 1973.
- БЭЮ. т. IV. с. 23.
- ЭС. т. VII-а. с. 764.
- РБС. т. IV. с. 28-32.
- Н.Д. с. 36.
Использованные материалы
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2818
- Православная энциклопедия, т. 10, с. 211
[1] Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 287