ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста
Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста
Воздви́жение Честного и Животворящего Креста Господня (греч. Ύψωση του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, лат. Exaltatio Sancti Crucis), один из главных христианских праздников, из числа двунадесятых

Празднование 14 сентября

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Событие обретения св. Креста

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский еп. Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.

Др. версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269270).

3-я версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в IV в.

Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, в средне - и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру [1]. В 2 исследованных археологами разрушенных христ. храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста [2]. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках многих христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст [3].

Когда был найден Крест

Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста император Константин Великий начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Ок. 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и др. построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Воздвижения

Установление праздника Воздвижения связано, т. о., с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) – явление [народу] Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей [4].

Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение 8 дней; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном [5].

Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения) окончательно не решен.

В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения» [6]. Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанного в VI в. прп. Кириллом Скифопольским, говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения (гл. 67), то в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что прп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения (гл. 19). Лат. паломник из Сев. Африки архидиак. Феодосий, побывавший в Палестине ок. 530 г., объяснял начинавшееся в Иерусалиме 15 сентября (видимо, дата указана неточно) семидневное празднование тем, что именно в тот день был найден Крест св. Еленой, и упоминал о традиции показывать сам Крест в течение этих дней народу [7]. К VI в. на Востоке имел распространение обычай возвышать 14 сентября Крест (более универсальный, чем праздник Обновления, где первостепенное значение имеет место празднования – иерусалимский храм); напр., о возвышении Креста, совершенном в день 14 сентября в церкви города Апамеи Сирийской в начале VI века, упоминает Евагрий Схоластик [8].

Само слово «воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту, к-рое должно читаться на праздник Воздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября – это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора [9].

К VII в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение св. Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что не знает, почему в эти 2 дня (13 и 14 сентября) Воскресение предшествует Кресту, т.е. почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижения, а не наоборот и что причину этого могли знать более древние епископы [10].

Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до наст. времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.

Пост Воздвижения

В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций появляется указание на пост в день Воздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой, причем в соборных храмах постятся 1 день, а в монастырях 2 дня, включая 13 сентября. По Иерусалимскому уставу в день Воздвижения дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы.

Воздвижение Креста Господня
Воздвижение Креста Господня

Богослужение праздника Воздвижения

Праздник Воздвижения в иерусалимском богослужении IV–X вв.

В сохранившемся в арм. переводе иерусалимском Лекционарии нач. V в. главным праздником остается Обновление. На 2-й день праздника (т. е. в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме, и там св. Крест показывают всем собравшимся; повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс 64; 1 Тим 3. 14–16; аллилуиарий со стихом из Пс 147; Ин 10. 22–42), что и в 1-й день.

В грузинском переводе иерусалимского Лекционария VVII вв. праздник Обновления 13 сентября продолжается 8 дней. 2-й день, 14 сентября, уже имеет особое название – «день Воздвижения Креста». В этот день в 3-м часу (9 часов утра по совр. счету, т. е. после утрени) совершается чин воздвижения св. Креста и поклонения ему (см. ниже), после которого сразу следует Божественная литургия. На литургии Лекционарий указывает тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс 27; чтения (Притч 3. 18–23; Ис 65. 22–24; Прем 14. 1–7; Иезек 9. 2–6; 1 Кор 1. 18–25; аллилуиарий со стихом из Пс 45; Ин 19. 16b–37) (заимствованы из службы Великой пятницы); тропари на умовение рук и на перенесение Даров (эти моменты в чине иерусалимской литургии ап. Иакова сопровождались особыми песнопениями) – «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также указан прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс 97). Праздник Обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия 1-го, 2-го и т. д. по Обновлении.

В Иадгари (грузинский перевод иерусалимского Тропология – собрания гимнографических произведений), отражающем палестинскую литургическую практику VIIIX вв., праздник Воздвижения является 2-м днем 8-дневного торжества в честь Обновления иерусалимских церквей. Последование Воздвижения включает ряд стихир (на «Господи, воззвах» и на хвалитех), 2 полных канона со 2-ми песнями (без указания гласа, нач.: «Изведшему нас из уз смерти, воспоем Христу» и «Воспоем Единородному Сыну»; во 2–4, 8–9 песнях канонов указаны начала тропарей еще и 3-го канона, а в 7-й насчитывается сразу 4 группы тропарей); для литургии в Иадгари указаны те же тропари, прокимен и аллилуиарий, что и в груз. переводе иерусалимского Лекционария. Большое количество песнопений, посвященных св. Кресту, свидетельствует о выделении Воздвижения в самостоятельный праздник. После X в. древняя иерусалимская литургическая традиция уступила место константинопольской.

Праздник Воздвижения в соборном богослужении Константинополя IX–XII вв.

В Константинополе праздник Обновления иерусалимских церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме; с другой стороны, почитание Честного Древа Креста Господня, начавшееся еще при св. равноап. императоре Константине и особенно усилившееся после победного возвращения св. Креста императором Ираклием из персидского плена, сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления.

По различным спискам Типикона Великой церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IXXII вв., праздник Обновления иерусалимских церквей 13 сентября однодневный или даже вовсе не отмечен. Праздник В. 14 сентября, напротив, представляет из себя 5-дневный праздничный цикл, включающий 4-дневный период предпразднства 10–13 сентября и день праздника 14 сентября Особое значение придается также субботним и воскресным дням до и после Воздвижения, которые получили свои литургийные чтения.

Поклонение св. Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября– женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем. На 4-й день поклонения, т. е. 13 сентября, на утрене на Псалом 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, т.е. 6-го, гласа. В одном из списков Типикона (Paris. gr. 1590, XII в.) указаны и литургийные чтения для каждого из этих 4 дней (10 сентября: 1 Кор 2. 6–9, Мф 10. 37–11. 1; 11 сентября: 1 Кор 1. 10–18, Ин 3. 16–21; 12 и 13 сентября: Еф 2. 14–22, Ин 12. 25–36a), а также тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя» и «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» вместо литургийного Трисвятого.

В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного и входного («Господи, воззвах»), отменены) с чтением 3 паремий (Исх 15. 22–26; Притч 3. 11–18; Ис 60. 11–16; каждую из паремий предваряют прокимны – из Пс 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни –тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя». Ради праздника служили паннихис. Утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); к Пс 50 припевали не 1, а 6 тропарей; после великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Антифоны литургии отменялись – сразу пели тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», заменявший собой Трисвятое (в списке Paris. gr. 1592, 1063 г., указаны антифоны из Пс 21, 73 и 98). Чтения литургии: прокимен из Пс 98; 1 Кор 1. 18–2. 2; аллилуиарий со стихами из Пс 73; Ин 19. 6b, 9–11, 13–20, 25–28, 30–35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день Воздвижения пели прокимен из Пс 113.

Для субботы перед Воздвижением в Типиконе указаны литургийные чтения 1 Кор 2. 6–9 и Мф 10. 37–42; для недели (воскресенья) перед Воздвижением – Гал 6. 11–18 и Ин 3. 13–17; для субботы по Воздвижении – 1 Кор 1. 26–29 и Лк 7. 36–50; для недели по Воздвижении – Гал 2. 16–20 и Мк 8. 34–9. 1. Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память сщмч. Симеона, сродника Господня, со своим последованием.

В Дрезденском списке Типикона Великой церкви XII в. [11] священнодействия и обряды, сопровождавшие поклонение Кресту, описаны весьма подробно. Согласно этому списку, Древо Креста приносили в храм Св. Софии уже 9 сентября, где его запирали в одном из помещений катехуменов (т. е. на хорах). С 10 по 13 сентября Древо Креста ежедневно износили вниз в храм, где во время между началом утрени и окончанием литургии происходило поклонение ему. После вечерни и паннихис накануне праздника упомянуты пение праздничного кондака и лития (крестный ход) из храма на одну из городских площадей с пением «Вознесыйся на Крест волею»; на площади возглашали сугубую ектению, после чего снова с пением «Вознесыйся на Крест волею» возвращались в храм, где произносились просительная ектения, главопреклонная молитва и отпуст; в продолжение ночи устраивалось поклонение Кресту на катехуменах. Порядок тропарей на Пс 50 утрени несколько отличается от других списков Типикона; в чине утрени присутствуют заимствования из монастырских уставов. Чин воздвижения Креста, совершавшийся во время великого славословия и предварявшийся торжественным принесением Креста в алтарь, описан подробнее, чем в др. списках; после чина воздвижения с пения «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» вместо Трисвятого начиналась Божественная литургия; в конце литургии Крест, «предшествуемый множеством народа», уносили во дворец. Константинопольский реликварий с Древом Креста был в XIII в. похищен крестоносцами; возможно, т.н. Лимбургская ставротека – и есть тот самый реликварий.

Праздник Воздвижения в византийских монастырских Типиконах

Праздник Воздвижения получил свой окончательный вид в IXXII вв. большое распространение в православном мире имели различные редакции Студийского устава, в XIIXIV вв. вытесненного Иерусалимским уставом, который после XIV в. стал общепринятым в Православной Церкви. Корпус песнопений Воздвижения по этим уставам в целом один и тот же; праздник имеет предпразднство и попразднство; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижении заимствованы из Типикона Великой церкви (1-я паремия праздника на вечерне (Исх 15. 22–26) обычно увеличена на 2 стиха до 16. 1; Евангелие субботы перед Воздвижением (Мф 10. 37–42) читается на 1 стих больше до 11. 1; апостольское чтение литургии Воздвижения, напротив, сокращено: 1 Кор 1. 18–24); из константинопольской же традиции заимствован и чин воздвижения Креста на праздничной утрене.

Воздвижение и чтение Священного Писания

Праздник Воздвижения стал важной вехой годового богослужебного круга. К этому празднику заканчивается чтение на литургии Евангелия от Матфея, начавшееся в понедельник после недели Всех святых. Окончание 17 седмиц этого цикла специально приурочивается к неделе по Воздвижении. В понедельник вслед за неделей по Воздвижении начинается чтение Евангелия от Луки, и тем самым на Воздвижение бывает или воздвиженская преступка (часть чтений 17-седмичного цикла Мф опускается) или воздвиженская отступка (в случае ранней Пасхи 17-седмичный цикл Мф заканчивается еще до Воздвижения и часть чтений приходится повторять).

Помимо начала чтения Лк (и соответственно толкований блж. Феофилакта Болгарского на Лк вместо толкований свт. Иоанна Златоуста на Мф в качестве уставных чтений утрени) после Воздвижения увеличивается количество кафизм Псалтири на утрене (по Студийскому уставу вместо одной начинают читать 2 кафизмы; по Иерусалимскому уставу вместо 2-3).

Кроме того, по Иерусалимскому уставу на воскресной утрене к непорочным (17-й кафизме) прибавляется полиелей (в рус. изданиях Типикона, начиная с 1682 г. указано, что непорочны заменяются на полиелей). По Студийско-Алексиевскому уставу воскресные утрени после Воздвижения получают иное, но по сути аналогичное изменение – стихи степенных антифонов начинают повторяться по 6 раз, и к ним припеваются строки степенных псалмов (в отличие от летнего периода года, когда стихи поются по дважды и без псалмических строк). Изменения в числе кафизм на утрене связаны с началом зимней половины года, когда ночи длиннее, и поэтому утреня, которая должна совершаться ночью, тоже становится продолжительнее.

Следы константинопольской кафедральной практики в некоторых памятниках монастырской традиции

В ряде памятников студийской эпохи зафиксирован обычай Великой церкви совершать поклонение Кресту в течение 4 дней, предшествующих празднику Воздвижения. В служебных Апостолах и Евангелиях для этих 4 дней часто назначаются чтения, в целом совпадающие с указанными в Типиконе Великой церкви по рукописи Paris. gr. 1590 (только 12 сентября обычно читается Ин 11. 47–57 или Ин 12. 19–36a, т. е. чтения 12 и 13 сентября не повторяют друг друга). В славянских Апостолах и Евангелиях эти чтения встречаются вплоть до XVXVI вв.; в греческих печатных изданиях Апостола и Евангелия они приводятся и в наст. время.

В некоторых памятниках отмечена традиция вечером под Воздвижение вместо вечерни обычного монастырского типа петь вечерню по уставу кафедрального песненного последования, включающую антифоны из Пс. 85 и 140 с припевами (и, возможно, стихирами), а также 3 антифона из Пс 114–116. В некоторых из этих памятников на Воздвижение приведен также особый чин «в Трулльской палате», совершающийся сразу после песненной вечерни Воздвижения и включающий антифоны из стихов Пс 104 и 110 и аккламации в честь архиерея и императора.

В древнерусcких рукописях Студийского устава также встречается традиция совершать накануне Воздвижения вечерню по чину Великой церкови. Так, в рукописи ГИМ. Хлуд. 16-д, последней четверти XIII в., являющейся записью богослужебного устава храма Св. Софии в Новгороде, студийского в своей основе, порядок поклонения св. Кресту в течение 4 дней перед Воздвижением, чин вечерни, паннихис и литии вечером под Воздвижение описаны очень близко к Дрезденскому списку Типикона Великой церкви. Чин воздвижения креста в этой рукописи не сохранился, но его описание в др. новгородской рукописи Требника XIV в. – также близко к Типикону Великой церкви.

Память сщмч. Симеона

Вслед за Типиконом Великой церковь во многих рукописях и изданиях Иерусалимского устава в неделю по Воздвижении отмечается память сщмч. Симеона, сродника Господня. Вместо недели по Воздвижении эта память могла совершаться и в один из ближайших к Воздвижению дней (13, 18, 21 сентября). Обычно его последование сводится к прокимну и аллилуиарию на литургии, но некоторые памятники предписывают петь более полно последование священномученика, напр., Чиновник московского Успенского собора 30-х гг. XVII в. указывает службу с полиелеем «для ради прокимна»; в более поздней рукописи Чиновника того же собора предписано петь его последование на повечерии. В правленом русском Типиконе 1682 г. прокимен священномученика на литургии недели по Воздвижении заменен на прокимен праздника, но из-за недосмотра указание о прокимне сщмч. Симеона сохранилось в Марковой главе о попразднстве Воздвижения в неделю, где этот прокимен назван «прокимном недели по Воздвижении». Это указание присутствует во всех последующих рус. изданиях Типикона, включая современный.

Память свт. Иоанна Златоуста

Во многих студийских и иерусалимских Типиконах 14 сентября, т.е. в день Воздвижения, указывается память кончины свт. Иоанна Златоуста, но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять вместе 2 торжественные службы. Как правило, его память переносится на 13 ноября (так, в т.ч., и по принятому в настоящее время Типикону). Однако в ряде студийских и иерусалимских Типиконов все же дан устав соединения последований Воздвижения и святителя; часто дозволение соединять последования дается только храмам, посвященным свт. Иоанну. В южно-итальянских редакциях Студийского устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу.

Праздник Воздвижения в Типиконах студийской традиции

Известные студийские Типиконы принадлежат к 3 основным ветвям студийской традиции – константинопольской (представлена Студийско-Алексиевским Типиконом 1034 г., близким к несохранившемуся первоначальному студийскому Синаксарю), афоно-италийской (представлена прп. Георгия Мтацминдели Типиконом XI в., Мессинским Типиконом 1131 г. и рядом др. памятников) и малоазийской (представлена Евергетидским Типиконом кон. XI в. и Христа Человеколюбца мон-ря Типиконом XII в.).

Богослужение праздника Воздвижения во всех студийских памятниках совершается по праздничному чину; на вечерне бывает вход и читаются паремии (те же, что в Типиконе Великой церковь); на утрене – чтение из гл. 12 Евангелия от Иоанна, к которому прибавляется «Воскресение Христово видевше» (чем подчеркивается связь Крестной смерти Иисуса Христа и Воскресения Христова); в конце утрени бывает чин воздвижения Креста; литургийные чтения – те же, что и в Типиконе Великой церкви.

I. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, праздничный цикл Воздвижения составляет 3 дня: предпразднство 13 сентября, праздник 14 сентября и его попразднство 15 сентября

13 сентября последование предпразднства соединяется с последованием сщмч. Корнилия. На утрене поется «Бог Господь» (однако составитель Типикона Константинопольский Патриарх Алексий отмечает, что в самом Студийском монастыре 13 сентября на утрене пели «Аллилуия») с тропарем предпразднства 1-го гласа (ныне 2-й седален после 1-й кафизмы на утрене 14 сентября); каноны предпразднства и святого; светилен «Свят Господь»; седальны и стихиры Октоиха и праздника. На литургии служба Креста: прокимен из Пс 146; Кол 2. 13–20 [12]; аллилуиарий со стихом из Пс 30; Ин 12. 25–36a; причастен Пс 148. 1.

Вечером 13 сентября совершается праздничная вечерня с «Блажен муж» и тропарем 2-го гласа в конце. На утрене (с тем же тропарем на «Бог Господь») стихословятся 2 кафизмы (седальны по кафизмах заимствованы из крестных песнопений Октоиха) и поются степенны 4-го гласа (за исключением воскресений); затем – прокимен 4-го гласа из Пс 97, «Всякое дыхание» и Евангелие Ин 12. 28–36a, после которого поется «Воскресение Христово видевше», Пс 50 и канон праздника. По 3-й песни канона крестный седален Октоиха, по 6-й – кондак Воздвижения, по 9-й – «Свят Господь». Хвалитных стихир нет; стиховные заимствованы из крестных песнопений Октоиха. После стихир, «Благо есть» и Трисвятого св. Крест полагается перед алтарем и начинается поклонение ему с пением стихир. После окончания целования в главе Типикона о службе 14 сентября указаны сугубая ектения и окончание утрени, а чин воздвижения не упомянут, однако в конце Типикона этот чин выписан. На литургии указаны изобразительные антифоны с тропарями 3-й и 6-й песней праздничного канона на блаженнах.

В день попразднства 15 сентября отменяется стихословие Псалтири; последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты; тропарь 1 гласа. На утрене – 2 канона праздника (прп. Космы (тот же, что 14 сентября), а также прп. Андрея) и вмч. Никиты. Служба на литургии та же, что и в праздник. Составитель Типикона подчеркивает, что 15 сентября, строго говоря, не является попразднством Воздвижения; праздничные особенности службы в этот день вызваны только необходимостью дать отдых братии. Свое отношение к попразднству Воздвижения. Патриарх Алексий объясняет практикой Св. Софии константинопольской, где, как он отмечает, св. Древо Креста полагается для поклонения уже 10 сентября и где праздник прекращается 14 сентября с возвращением Креста во дворец после литургии.

В Типиконе указаны чтения для субботы и недели перед Воздвижением. (те же, что и в Типиконе Великой церковь); предписаний о субботе и неделе по Воздвижении в Студийско-Алексиевском Типиконе нет. Уставные особенности Воздвижения по славянским студийским Минеям XIIXIII вв. соответствуют Студийско-Алексиевскому Типикону.

II. Уставные указания о Воздвижении в Евергетидском Типиконе почти буквально совпадают с теми же указаниями в Типиконе монастыря Христа Человеколюбца. Как и в Студийско-Алексиевском Типиконе, праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и отдания 15 сентября В предпразднство соединяются последования предпразднства Воздвижения и сщмч. Корнилия; в отдание – Воздвижения и вмч. Никиты.

После вечерни под день предпразднства совершается «паннихис» (в Евергетидском Типиконе – служба, аналогичная совр. пасхальной «полунощнице») с каноном и седальном Воздвижения. Тропарь предпразднства – 2-го гласа; на литургии на блаженнах – 3-я песнь канона предпразднства; чтения литургии – сщмч. Корнилия.

Перед праздничной вечерней, при пении тропаря 1-го гласа «Спаси, Господи, люди Твоя»; этот же тропарь поется на службах праздника и отдания), совершается перенесение Древа Креста в алтарь. На вечерне стихословие Псалтири отменяется (но если праздник попадет на воскресенье, поется «Блажен муж»); бывают вход и паремии. После вечерни служат паннихис с канонами дня (видимо, Октоиха) и В. (4-го гласа, творение Германа). На утрене Воздвижения на «Бог Господь» – тропарь праздника и. Стихословятся 2 кафизмы: 1-я рядовая, 2-я – 13-я (избранная ради Пс 91–100, содержащих пророчества о Кресте; эта же кафизма указана для Воздвижения в одной из рукописей Студийско-Алексиевского Типикона, отражающей влияние Евергетидского Типикона); после кафизм – крестные седальны Октоиха и святоотеческие чтения. После чтений – полиелей и 1-й степенный антифон 4-го гласа (в воскресенье – степенны текущего гласа, несмотря на отмену воскресных песнопений); затем прокимен, «Всякое дыхание», Евангелие (Ин 12. 28–36a), «Воскресение Христово видевше» и Пс 50. Канон утрени – прп. Космы; в начале канона (или во время Пс 50) Древо Креста торжественно износится из алтаря и полагается на приготовленный столик возле св. врат. По 3-й песни канона – седален Креста; по 6-й – кондак Воздвижения и, «если позволяет время», 3 икоса (что является следом полного кондака); по 9-й – «Свят Господь» и особый светилен Креста. Поются хвалитные стихиры, великое славословие и совершается чин воздвижения Креста, за которым следует сугубая ектения и окончание утрени. На литургии указаны вседневные антифоны (Пс 91, 92, 94), к 3-му из которых припевается тропарь праздника; есть особый входной стих (Пс 98. 5), чтения на литургии те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Апостол – 1 Кор 1. 18–24).

15 сентября в Типиконе называется попразднством и отданием праздника Воздвижения, в этот день последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты; тропарь – «Спаси, Господи, люди Твоя” .На вечерне – прокимен дня; стихословие Псалтири на вечерне и утрене отменяется (кроме совпадения 15 сентября с воскресным днем; Евергетидский Типикон содержит подробные указания на случай такого совпадения). В субботы и недели перед и по Воздвижении чтения те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Евангелие субботы после Воздвижения – Ин 3. 13–17).

III. В студийских Типиконах афоно-италийской группы праздничный цикл Воздвижения не имеет предпразднства (13 сентября празднуется память Обновления храма Воскресения в Иерусалиме и отдание праздника Рождества Богородицы), продолжительность попразднства увеличена до 7 дней. Отдание праздника Воздвижения бывает 21 сентября. Утреннее Евангелие Воздвижения согласно этим памятникам длиннее, чем в константинопольских и малоазийских, на 3 стиха: Ин 12. 25–36a.

В грузинском Типиконе прп. Георгия Мтацминдели, отражающем афонскую практику XI в., 10–13 сентября отмечено поклонение Кресту, но на службе поется последование Рождества Богородицы; только 10 сентября на литургии приведены чтения Креста (те же, что и в субботу перед Воздвижением, с прокимном из Пс 28 и аллилуиарием из Пс 92). Относительно праздника Обновления прп. Георгий замечает, что этот праздник признается за великий только в Св. Софии константинопольской, из-за чего сам он излагает его последование без особой торжественности. На праздничной вечерне накануне 14 сентября– особый прокимен из Пс.92. На службе Воздвижения употребляются разные тропари. Кафизмы заменяются особыми антифонами из Пс 134, 73 и 148, после которых сразу следует «Всякое дыхание», Евангелие и «Воскресение Христово видевше». После канона поются хвалитные стихиры и великое славословие, в конце которого из алтаря выносится св. Крест и совершается чин воздвижения (в Типиконе приведены 2 варианта чина). На литургии исполняются праздничные антифоны (из Пс 21, 73, 98); входной стих (Пс 98:5, после которого сразу тропарь и ипакои); чтения те же, что и в Типиконе Великой церковь На вечерне в день праздника – прокимен из Пс 113. В дни попразднства Воздвижения поются песнопения праздника; 15 сентября на утрене отменяются кафизмы; в день отдания праздника поется только последование Воздвижения.

В Мессинском Типиконе праздничная служба изложена в целом так же, как и в Типиконе прп. Георгия Мтацминдели; однако на утрене Воздвижения поются степенны и есть прокимен, на литургии праздничные антифоны предваряются блаженнами с тропарями 6-й песни канона праздника, литургийный Апостол – 1 Кор 1. 18–24. В Мессинском Типиконе отмечено пение на блаженнах на литургии тропарей 6-й песни канона Воздвижения во все дни попраздства до отдания. Чтения суббот и недель перед и по Воздвижении те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Евангелие субботы по Воздвижении – Ин 8. 21–30).

Праздник Воздвижения согласно Иерусалимскому уставу

В Иерусалимском уставе, получившем повсеместное распространение в греческих Православных Церквах в XIIXIII вв., у южных славян – с кон. XIIIXIV в., в Руссской Церкви с кон. XIVXV в., в Грузинской Церкви – в XIIIXV вв., начиная с его наиболее ранних сохранившихся редакций и вплоть до Типикона, используемого ныне в Русской Церкви, устав праздника Воздвижения и окружающих его дней в целом один и тот же.

Праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и 7 дней попразднства, включая отдание 21 сентября (впрочем, в наиболее ранних редакциях Иерусалимского устава отдание Воздвижения может отмечаться уже 15 сентября). В день предпразднства 13 сентября соединяются 3 последования: Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, предпразднства Воздвижения и сщмч. Корнилия. Служба имеет праздничный характер (великая вечерня со входом и паремиями, утреня с великим славословием – см. Знаки праздников месяцеслова) в память об Обновлении храма Воскресения в Иерусалиме; на службе, в частности, поется тропарь предпразднства; служба на литургии – только праздника Обновления.

Под 14 сентября служится малая вечерня, перед которой иерей и диакон переносят Крест из сосудохранительницы в жертвенник, а после – из жертвенника в алтарь, при пении тропаря и кондака Воздвижения и в сопровождении 2 свещеносцев. В современной практике перенесение Креста обычно совершается внутри алтаря с жертвенника на престол (как правило, уже непосредственно перед началом всенощного бдения), хотя в некоторых местах существует традиция переноса с выходом из сев. дверей алтаря и входом в св. врата. Устав малой вечерни, всенощного бдения и литургии такой же, как и в др. двунадесятые Господские праздники. Особенность Воздвижения составляют пение «Воскресение Христово видевше» после утреннего Евангелия и совершение чина воздвижения Креста и поклонения ему после великого славословия на утрене. Во время всенощного бдения вплоть до великого славословия Крест находится на св. престоле, перед ним горит свеча. На 9-й песни канона утрени стихи библейских песней заменяются 2 праздничными припевами (припевы для 9-й песни Воздвижения стали употребляться достаточно поздно, их нет в московских печатных Типиконах и Псалтирях XVII в.).

В Русской Церкви с XV в. принято прибавлять к полиелею на праздничной утрене избранный псалом с величанием в качестве припева. В частности, на праздник Воздвижения, согласно современной русской практике, во время пения полиелея духовенство не выходит на середину храма, а остается в алтаре (но св. врата открываются), чтобы 1-й раз величание прозвучало перед Крестом, находящимся на св. престоле. Помазание молящихся освященным елеем, на практике обычно совершаемое после утреннего Евангелия, в этот день переносится на конец утрени, после поклонения Кресту .

На литургии антифоны и вся служба посвящены празднику (чтения, как в Типиконе Великой церковь, состав Апостола и Евангелия отличается: 1 Кор 1. 18–24 и Ин 19. 6b–11, 13–20, 25–28, 30–35). Чтения суббот и недель до и после В. в основном те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Евангелие субботы перед Воздвижением– Мф 10. 37–11. 1, субботы по Воздвижении – Ин 8. 21–30). В воскресенье перед Воздвижения предписано петь прокимен из Пс 27 (из числа воскресных) и аллилуиарий из Пс 88. В неделю по Воздвижении прокимен и аллилуиарий праздника. Крест остается в храме вплоть до отдания праздника.

Согласно современному греческому Типикону, основанному на Иерусалимском уставе, но отражающему упрощенную греч. приходскую практику, всенощное бдение под Воздвижение не совершается; в конце вечерни трижды поется тропарь праздника «Спаси, Господи, люди Твоя». Утреннее Евангелие читается перед каноном (а не по 8-й песни, как в др. случаях совершения праздничной утрени), канон поется на 6. На литургии поют антифоны праздника, входное, тропарь и кондак Воздвижения. Особенностью службы в неделю по Воздвижении является соединение только воскресного и праздничного последований.

Святоотеческие чтения праздника Воздвижения

На утрене или всенощном бдении Воздвижения в византийских монастырских Типиконах и патристических Лекционариях (сборниках святоотеческих слов на праздники) предписывается читать одно или несколько из следующих слов:

5 и 6) Пантолеона, пресвитера византийского (VII в.) [16];

7) о явлении Креста равноап. Константину и об обретении Креста, известное в ряде версий [17];

10) свт. Иоанна Златоуста [20]; а также из бесед свт. Иоанна Златоуста на евангельское повествование о Страстях Христовых (на Мф 21. 12–46, (Беседы на Мф. 67–68 // PG. 58. Col. 631–648) и на Ин 18. 37–19. 5, 16–18 (Беседы на Ин 84–85 // PG. 59. Col. 447–468) и др. [21].

В частности, совр. рус. Типикон предписывает читать слово Александра монаха в качестве великого чтения на всенощном бдении, а беседы свт. Иоанна Златоуста на Мф и Ин в качестве чтений после кафизм и 3-й песни канона.

В неделю по Воздвижении в некоторых списках Иерусалимского устава указывается чтение определения VI Вселенского Собора; то же указание – в некоторых греч. печатных Типиконах (напр., в венецианском издании 1577 г.) и Минеях. Появление такого указания, возможно, связано с неправильным пониманием указаний более ранних памятников о совершении после вечерни Воздвижения чина «в Трулльской палате» (см. выше).

Чин воздвижения Креста

В иерусалимских памятниках засвидетельствован начиная с V в.: в армянском переводе иерусалимского Лекционария этого времени упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися, составлявшая часть празднования Обновления. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VVII вв., чин воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября в 3-м часу дня (считая от рассвета, т. е. после утрени) и начинался с того, что служащие входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже 3 Креста и полагали их на престоле. Сам чин включал 3 воздвижения, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений (ектения, молитва, прокимен (непсалмический), ипакои и еще одна ектения) и сопровождалось 50-кратным «Господи, помилуй». Прокимен 1-го воздвижения: «Поклоняемся, Христе, копью прободшему», со стихом Пс 59. 5; 2-го: «Да просветит нас восшествие на Крест», со стихом Пс 96. 6; 3-го: «Кресту Твоему, Христе, поклоняемся», со стихом Пс 85. 17. При 1-м воздвижении между молитвой и прокимном читали «Отче наш», при 3-м не было начальных ектении, молитвы и ипакои. После 3-го воздвижения Крест омывали благовонной водой (она раздавалась народу после литургии), и все прикладывались к нему; затем Крест вновь полагали на престол и начинали Божественную литургию.

По крайней мере к VI в. чин уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в др. местах христ. мира: так, Евагрий Схоластик [22] сообщает об обряде поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской. Составитель «Пасхальной хроники» VII в., отмечая празднование Воздвижения в Константинополе в 644 г., говорит о «3-м воздвижении» [23], что указывает на существование к тому времени в Константинополе сложного чина воздвижения.

Согласно послеиконоборческому Типикону Великой церкви, в Св. Софии чин воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста; чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне, возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал «Господи, помилуй»; это повторялось трижды. Изображение святителя, стоящего на амвоне и возвышающего Крест, вошло в традицерковь иконографию праздника Воздвижения.

В Дрезденском списке и списке Типикона 1063 г. приведены подробности константинопольского чина: после утреннего входа на великом славословии Патриарх с Крестом шел на амвон в сопровождении скевофилакса или хартулария и певцов (певцы пели те же тропари, что и на Пс 50 утрени). На амвоне Патриарх полагал Крест на столик, совершал 3 поклона до земли, и начиналось священнодействие, состоявшее из 3 циклов по 5 воздвижений. Сначала Патриарх шел на восточную сторону амвона, где и воздвигал Крест, понемногу поднимая руки. Во время этого диаконы и весь народ возглашали «Господи, помилуй» 100 раз. При пении 3 последних «Господи, помилуй» Патриарх трижды осенял Крестом на восток. Таким же образом совершалось воздвижение Креста на южную, западную, северную и снова на восточную стороны. Затем, после небольшого отдыха (во время которого певцы пели тропарь 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа)), Патриарх начинал 2-й цикл воздвижений с 5-кратным возвышением Креста и пением «Господи, помилуй» (по 80 раз) и вновь отдыхал (певцы пели тропарь того же гласа)). Наконец, Патриарх совершал 3-й цикл воздвижений по тому же чину, но с пением «Господи, помилуй» по 60 раз. После завершения воздвижений начиналась Божественная литургия (без антифонов).

Описанный константинопольский кафедральный чин воздвижения встречается и в слав. рукописях (напр., в новгородском Требнике XIV в. [24], в болгарском Енинском Апостоле XI в.), с тем отличием, что Крест предписано воздвигать на восток, запад, юг, север и снова на восток, т. е. стороны меняются согласно принципу осенения крестным знамением.

В Типиконах студийской традиции чин воздвижения основан на константинопольском, но по сравнению с ним упрощен. Он включен в заключительную часть утрени, вместо 3 циклов по 5 воздвижений совершается один, состоящий из 5 воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света.

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, чин воздвижения совершался в конце утрени, после Трисвятого и поклонения Кресту с пением стихир. Он начинался с 3 тропарей (двух 6-го и одного 7-го гласов, тех же, что и в Типиконе Великой церковь); Крест воздвигал игумен в алтаре, с разных сторон св. престола (на восток, север, запад, юг и снова на восток). После чина возглашали ектению утрени и следовал 1-й час.

Согласно Евергетидскому Типикону, чин воздвижения совершали не в алтаре, а в храме: после тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» иерей трижды осенял Крестом на восток при громком пении «Господи, помилуй» (трижды) и затем медленно поднимал Крест при пении «Господи, помилуй» 97 раз (что в сумме дает 100), далее священнодействие повторялось на юг, запад, север и снова на восток. Сходным образом чин описан и в южноиталийских студийских Типиконах.

В Типиконе прп. Георгия Мтацминдели описаны 2 варианта чина воздвижения. 1-й соответствует приведенному в Евергетидском Типиконе (порядок сторон света другой: восток, север, запад, юг и снова восток). Во 2-м варианте чин воздвижения Креста совершает Патриарх, особенностью является, напр., большое количество песнопений после входа на славословии, что указывает на более тесную связь с практикой Великой церковь

В Иерусалимском уставе, начиная с наиболее ранних редакций и заканчивая современных изданиями, чин воздвижения Креста сохраняет черты, известные по студийским памятникам: он совершается после великого славословия и пения тропаря Креста, состоит из 5-кратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением по сравнению со студийскими памятниками является добавление в чин 5 диаконских прошений (соответствующих осенениям Крестом), после каждого прошения поется «Господи, помилуй» 100 раз. Согласно Иерусалимскому уставу, прежде чем возвысить Крест, иерей должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь. В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок вошел в послереформенное издание Типикона и сохраняется до наст. времени.

Чин воздвижения Креста является неотъемлемой частью праздничного богослужения 14 сентября. В состав служащего духовенства может входить как Патриарх с сонмом духовенства, так и один священник с диаконом. В частности, в ответ на вопрос еп. Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила прп. Феодора Студита, разрешали возглавлять этот чин игумену, а не только архиерею, а свт. Киприан Московский (1378–1406) в своем послании 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Воздвижения Крест должно воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник (видимо, духовенство смущал вопрос о совершении чина без диакона). С другой стороны, в монастырском Типиконе нач. XVII в. (ГИМ. Син. № 335) отмечено, что чин воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в др. – только в те годы, когда Воздвижение приходится на субботу или воскресенье.

В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах совершается лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Это указание было перенесено и в исправленный Типикон 1682 г. и с тех пор печатается во всех изданиях русского Типикона. По мнению Н. Д. Успенского, появление этого указания связано с неправильным пониманием фразы греческих Типиконов совершать земные поклоны перед Крестом в любой день, «даже в субботу или воскресенье». В настоящее время в Русской Церкви чин воздвижения Креста совершается только в соборах, а в монастырях и на приходах – лишь с благословения правящего архиерея; в современной греческой практике, напротив, может совершаться во всех храмах без исключения.

Несмотря на предписание Иерусалимского устава преклоняться при воздвижении Креста почти до земли, в России в кон. XIX – нач. XX в. иногда привязывали к Кресту длинные ленты и довольствовались прикосновением к земле только этих лент, почти не склоняясь при этом; эта практика подвергалась осуждению.

Согласно некоторым памятникам, при совершении чина воздвижения Креста отменяется сугубая ектения утрени (потому, что сходные с ней прошения входят в состав чина). На Крест во время воздвижения, как правило, возливают душистую воду.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы [благоверным царем]* на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

  • Слова "благоверным царем" содержатся в исходном тексте тропаря, составленном преподобным Космой Маиумским в VIII веке. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе с греческой надписью "сим победиши" (τούτῳ νίκα), которое видел равноапостольный царь Константин Великий и его воины. В древней Руси, как в исходном тексте, пелось общее "царем," без имени, но в Российской империи стали петь "благочестивому императору нашему (имя)" [25]. Этому примеру затем последовали некоторые другие славянские государства. В связи с прекращением христианской государственности выявились разные подходы к смыслу тропаря, что вызвало различные перемены. На начало XXI века употребляются не менее пяти версий тропаря, где на месте исходных слов стоит:
    • "царем" (греч.: τοις βασιλεύσι) - повсеместное использование в Церквах греческой традиции [26].
    • "православным христианом" (англ.: Orthodox Christians) [27] - широкораспространенный вариант в России, на Украине [28], в англоязычном мире [29].
    • в ряде новейших молитвенников изданных в России слова опущены без замены какими-либо другими [30].
    • "нашему царю/императору" (яп.: 我皇帝に) [31] - формула введенная в японское богослужением святителем Николаем Японским и повсеместно принятая в Японской Православной Церкви, т.к. Япония сохранила императарский строй.
    • "благоверным царем" - исходные слова, за которые высказывался святитель Иоанн Шанхайский [32] и которые употребляются некоторыми храмами и обществами, особенно сторонниками монархии в России.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.

Использованные материалы



[1]  Сyr. Hieros. Catech. 4. 10

[2]  Duval. P. 331–353

[3]  Greg. Nyss. De vita Macr. 30; Ioan. Chrysost. Adv. Jud. et Gent. demonstr. 10

[4]  PG. 92. Col. 713

[5]  Eger. Itiner. 48–49

[6]  Sozom. Hist. eccl. 2. 26

[7]  CCSL; 175. P. 124

[8]  Церк. ист. IV. 26

[9]  PG. 87g. Col. 4072

[10]  PG. 87g. Col. 3305

[11]  ныне рукопись, сильно пострадавшая во время второй мировой войны, находится в РГАДА

[12]  в ркп. ГИМ. Син. 330 ошибочно указано надписание: Гал

[13]  CPG. № 7398; в славянских четьих сборниках (включая Великие Минеи Четьи митр. Макария) и московском первопечатном Типиконе 1610 г. имя автора неверно указано как «Хрус уединенный»

[14]  CPG. № 8179 и 8180

[15]  CPG. № 7639

[16]  CPG. № 7915 и 7918

[17]  BHG. № 397–409

[18]  CPG. № 6662

[19]  CPG. № 4270

[20]  CPG. № 4525

[21]  см.: BHG. № 410–451

[22]  Церк. ист. 4. 26

[23]  PG. 92. Col. 988

[24]  РНБ. Соф. 1056

[25]  http://www.pravoslavie.ru/answers/6606.htm

[26]  См. ΤΟ ΙΕΡΑΤΙΚΟΝ, раздел "ΤΡΟΠΑΡΙΑ ΚΑΙ ΚΟΝΤΑΚΙΑ ΤΩΝ ΜΕΓΑΛΩΝ ΕΟΡΤΩΝ" на личном сайте Христофора Клиту, http://www.christopherklitou.com/troparia_and_kontakia_greek.htm

[27]  Версия "православным христианам" в издании The Orthodox Prayer Book/Православный Молитвослов, South Canaan: St. Tikhon's Press, 1959, 43.

[28]  Например Молитвослов, Украинская Православная Церковь, Киевская Митрополия, 2000, 20, 318.

[29]  The Orthodox Prayer Book/Православный Молитвослов, South Canaan: St. Tikhon's Press, 1959, 43; Prayer Book, Jordanville: Holy Trinity Monastery, 2003 (4-th edition, 3-rd printing), 28.

[30]  Например Молитвослов, М.: "Ковчег," 2007, 31.

[31]  Из-за отсутствия в японском грамматического отражения числа, может переводиться также как "нашим царем/императорам".

[32]  Для православного народа без своег царя он усматривал две причины не менять песнопений. "Во-первых, православные народы должны молиться не только за своих государей, а как члены одного тела — Церкви, также и за других православных Государей... Во-вторых, при возношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и о будущих православных Царях". Свт. Иоанн Шанхайский, "Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях?", http://pravoslavie.domainbg.com/rus/ioannm/podv_rus/Zhivotvo...htm

Редакция текста от: 25.09.2014 08:47:38

"ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google