Обсуждение новости "Ирина Языкова: Святые неразделенной Церкви -..."

Михаил Сарни
пользователь
православное, РПЦ

Сообщений: 6
Дата регистрации: 28.11.2017
Re: список-282
29.11.2017 23:36:26 в ответ на "Re: список-282" (д. Александр Васильев)

> Когда я говорю о чувственности, я имею в виду вовсе не обязательно "лубочное", "средневековое" и "ужасы". Видите ли, я по светской профессии музыковед, увлекавшийся также изобразительным искусством, не без связи с чем и женой себе выбрал искусствоведа. Так вот, для меня очевидна разительная разница между одноголосным и даже многолосным знаменным распевом - и католической органной (и не только) церковной музыкой, под влиянием которой русское церковное пение превратилось сейчас в то партесное безобразие, в которое превратилось. То же самое касается разницы между православной канонической иконописью и очень красивой, но чувственной западной скульптурой. Короче, я о том, что у нас на распятиях Христос изображается живым, как бы уснувшим, а у католиков - окоченелый труп. У них главный праздник - Рождество, а у нас - Пасха. Эта разница была очень и очень давно, каждый шёл своим путём - и в итоге пришли к той точке, когда оказалось: мы настолько разные, что и веру исповедаем разную... И именно это различие и привело ко всяким эротическим видениям "святых" католичек-истеричек. И там далеко не одна Анжела. Я прочёсываю латинский календарь и начиная уже с XI века регулярно спотыкаюсь об этих "мистичек".
Тут у каждого из нас свои воззрения. Возражать не буду - на вкус и цвет... И внутри православия такого изрядно: есть ведь люди, душевно несогласные даже слушать - не то что молиться за - самой возвышенной симонопетрской службой (а если в деревенской церкви старенький псалт что-то завывает, так "вообще"). Вспоминаю сказку "Гуси-лебеди", где про девочку и печку, девочку и яблоню. Землю, которую дал мне Господь, люблю (чуть расширенная 5-я заповедь), а ту, в которую Он меня привел, хочу понять (а через нее и людей, живущих в ней). Яблочко у маменьки и вправду слаще, но: "Бог-то - Он везде" (архим. Софроний).

> Да, конечно. Коронация Карла Великого, который, пардон, мало что смыслил в догматике, с филиокве в Символе веры - достаточный ли мотив в отказе ему в святости? Есть ли иные мотивы? Как там с народным почитанием, канонизацией (с учётом Вашего следующего поста - "утверждением культа"), [мощами, почивающими / останками, хранящимися] (ненужное зачеркнуть) в Ахенском соборе рядом с реликвиями Христа и Богородицы?
Найдите Карла Великого в Acta sanctorum или в Martyrologium Romanum любого века издания. Его нет.

> Ясно, опять всё то же "современное почитание". Лично у меня нет уверенности в его обязательности. Димитрий Ростовский, Макарий Симонопетрский когда только могли, вставляли в свои житийные сборники сведения о святых, которых православные давно забыли. У Макария есть несколько житий о святых, опубликованных ВПЕРВЫЕ то в Будапеште или Бухаресте в конце 1990-х, то взятых из давно оставшихся в единственных экземплярах никому сейчас не известных сирийских месяцесловов... Налицо - попытка возрождения почитания, а не просто фиксация его наличия! (Кстати уж, если на то пошло, я бы принимал и существующее почитание того или иного досхизматического святого современными католиками, коль уж нет православного. Кстати, Димитрий Ростовский и Макарий Симонопетрский именно так и поступают.) Думаю, что содержащееся в Книге Правил (к сожалению, процитировать не могу - нет с собой, я на седмице в монастыре) повеление о почитании мучеников и прещения тем, кто их не почитает, касается вообще всех святых, а не только мучеников. Потому что тот, кто не почитает святых, прославленных Церковью - а значит, Богом, не почитает и Самого Бога.
Да, святитель Ростовский был энтузиаст - как и о. Макарий (афонит), как и прот. Андрей Филипс...На прошлой неделе был я у святыни архистратига Михаила на горе Гарган (Четьи Минеи свт. Димитрия, 6 сент.). Святыня почитается с 490 г... Достаточно прочесть о ней у моего земляка Василия Григоровича-Барского, побывавшего там в 1725 г. Святыня неложная.

> Ох... Вот составили бы список западных святых до 1054 г., которых не следует чтить православным, с кратким указанием причин! )))
Почитание почти всех святых из списка проекта имело дораскольное церковное одобрение. Из исключений - блгв. Альфред, король Англосаксонский. Доказательства раннего почитания не обретены, но в XIV в. официальное прошение о канонизации, пришедшее из Англии вкупе с доказательствами чудесной помощи Божией по молитвам королю Альфреду, было отвергнуто Римом. Заслуги кор. Альфреда можно сравнить с заслугами ныне местночтимого в УПЦ св. вел. кн. Ярослава Владимировича.

Кого не включать? Иерархов, клириков и монашествующих IX-XI вв, действовавших в духе позднего папства - силой. Сравните моральный авторитет уставов прп. Венедикта и прп. Колумбана (последний ух как суров!) с властным авторитетом настоятелей Клюни. Людей, прославившихся пропагандой "новых идей". Иерархов, пытавшихся отторгнуть земли Церкви Востока в пользу Церкви Запада. Впрочем, в последнем случае мученический венец может перевесить прежние деяния. В списке-282 таков сщмч. Бруно Кверфуртский (в наши святцы я бы его все же не предлагал). С Адальбертом сложнее, ибо по его поводу православные спорят. Не дело предлагать людям Божиим соблазны.

Ответить