> я доверяю словам и осторожности более осведомленных людей. Сошлюсь на Клода Лапорта, составителя франкоязычного синаксаря "Святые нашего наследия" (Saints de notre hе́ritage) на французском "Forum Orthodoxe".
Да, знаю. К сожалению, все франкоязычные ресурсы я оставил для себя "на второй круг" (т. е. планировал обработать ту пачку ресурсов, которая сейчас в работе, на один год, заодно приобретя некоторый опыт, а потом пойти по второму кругу, подключая мнее комфортные для меня языки и ресурсы.
Большое спасибо за перевод! Не имею ни слова возразить. Тем более, что я вообще не могу похвастаться глубоким знанием истории. Так, мне Карл Великий известен урывочно и по-разному, но определения "узурпатор" по отношению к нему вроде не встречал. (Это не значит, что это не так, - возможно, я просто не интересовался.) То, что когда он венчался на царство, в этом чинопоследовании впервые звучало "Кредо" со вставленной филиокве, знал. Но кто бы мне объяснил, каким образом эта злосчастная поправка влияла на легитимность его имперских притязаний? Я вроде слыхал, что христианство Карл насаждал огнём и мечом. Но про Владимира Великого тысячу раз говорили и до сих пор говорят то же самое...
Я действительно с удовольствием узнал бы ответы на мои глупые вопросы невежды. Но главное состоит в том: как отсеять веру от политики? Насколько в отношении к "папизму" и защитникам его и вообще разных пап (которые, замечу в скобках, были на тот момент законными предстоятелями Римского Патриархата) над нами довлеют стереотипы?
На самом деле ведь филиокве - это самое меньшее из зол из тех, что содержатся сегодня католицизмом. Примат папы - ересь куда более серьёзная, неизбежно влекущая за собой полное искажение учения о Церкви...
Хотя Адельхарда я теперь, конечно, подумаю, включать ли. :)
|