> ...в "Древе" с большой опаской относятся к святым неразделённой Церкви начиная с VIII века... Какой принцип отбора имён положен в основу Списка-282?
1. Восьмой век - вещь условная. Я бы начал отсчет с Карла Великого (нач. IX в.). В другой ветке темы дана очень колоритная картина бесчинств того времени, с которой (кроме колорита) я вполне согласен.
2. Расходимся мы с условным Римом и по другим пунктам: служение на опресноках (главный "камень" в 1054 г.), целибат священства...
3. Примат Римского епископа. Для пап первого тысячелетия первенство чести Римской кафедры было вещью неоспоримой; достоинство это они блюли строго. Так, святители Лев Великий и Григорий Двоеслов отказывались принимать 28-е правило IV Вселенского собора, расширяющее полномочия Константинополя.
Примеры употребления авторитета Рима в VII в.: а) соблюдение свт. Августином Кентерберийским достоинства поставленного Римом примаса Англии при встрече с епископами бриттов; б) утверждение римской пасхалии на Соборе в Уитби.
На споры со свт. Фотием - да и с патр. Михаилом Керулларием - все же накладывались личности спорящих сторон. Мощь Рима впервые проявилась уже после Великого раскола, при Григории VII Гильдебранде. Проецировать поведение пап второй половины XI в. на VIII - X вв. - анахронизм (особенно если вспомнить, сколь низким был авторитет пап в X в). Жесткие инициативы того времени исходили не от пап, а от франкских обновителей церковной жизни.
4. Филиокве. Вопрос о возможности использования "от Сына" наряду с "через Сына" для Каппадокийцев и прп. Максима находился скорее в плоскости филологии. Впервые заострил вариант "от Сына" блаж. Августин, чтобы поразить в сердце учение Пелагия. Продолжили отцы Толедских соборов, боровшиеся с господствующим арианством. Использовать филиокве в качестве дубины стали деятели Каролингского Возрождения (но ни Алкуина, ни его друзей в наших святцах ведь не будет). Позже процитирую объяснение филиокве, данное будущим архиепископом Кентерберийским Майклом Рамзи русским архиереям на совещании у Троицы Сергия.
|