Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение новости "Ирина Языкова: Святые неразделенной Церкви -..."

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: список-282
29.11.2017 13:28:47 в ответ на "Re: список-282" (Михаил Сарни)

> 1. Восьмой век - вещь условная. Я бы начал отсчет с Карла Великого (нач. IX в.). В другой ветке темы дана очень колоритная картина бесчинств того времени, с которой (кроме колорита) я вполне согласен.

Ну, если уж искать начало, то гораздо раньше, когда были заложены, так сказать, основы фундаментального отличия Запада от Востока. Я имею в виду преобладание прагматизма и чувственности. Всё остальное ведь отсюда пошло...

> 2. Расходимся мы с условным Римом и по другим пунктам: служение на опресноках (главный "камень" в 1054 г.), целибат священства...

Ну, и расходимся. Об этом надо было договариваться, наверное; однако были заняты более важными вещами, вот и упустили возможность. Всё равно и опресноки, и целибат - это второстепенные вещи. У нас же служат на кагоре - вине, креплёном спиртом; а обязательность монашества для епископов - это ведь исторически так сложилось, это не догматический вопрос.

> 3. Примат Римского епископа. Для пап первого тысячелетия первенство чести Римской кафедры было вещью неоспоримой; достоинство это они блюли строго. Так, святители Лев Великий и Григорий Двоеслов отказывались принимать 28-е правило IV Вселенского собора, расширяющее полномочия Константинополя.

Конечно, до тех пор пока западная приверженность их любимому примату не достигла степени болезненной (как теперь, когда эта штука стала едва ли не самым серьёзным различием между Католицизмом и Православием), её тоже можно было бы считать второстепенной. Во всяком случае, мне грешному мнится, что некий преподобный, посланный кем-то там поддерживать папу - законного епископа - в его второстепенной неправоте, вряд ли этим лишил себя святости (если был святым).

> 4. Филиокве.

Кажется, Флоровский (если не ошибаюсь) писал, что филиокве "можно было бы терпеть хотя бы из уважения к Блаженному Августину" (не ручаюсь за дословность)...

В общем, всё, конечно, непросто. Я - зануда-одиночка, пытающийся (пока что только для себя) составить некую базу под претенциозным названием "Календарь всех святых". Если Бог даст довести эту работу хотя бы до сколько-нибудь законченного результата (возможно, этапа) и зайдёт речь о публикации, у меня к тому моменту (как я это понимаю в соответствии со своей совестью) должен быть чёткий ответ на вопрос: считать ли святыми всех, канонизованных В ЦЕРКВИ (неразделённой, до 1054 года) или нет. Поэтому я и задал вопрос, на который Вы прямого ответа не дали:

> Какой принцип отбора имён положен в основу Списка-282?

Ответить