Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Ирина Языкова: Святые неразделенной Церкви - свидетели своего времени, несущие послание для людей нашей эпохи

12.11.2017 13 ноября в Москве, в Культурном центре «Покровские ворота», состоится презентация международного проекта «Святые неразделенной Церкви». Первая выставка в рамках этого проекта торжественно откроется 21 декабря в Минске, после чего экспозиция будет представлена в городах России и в зарубежных странах. О проекте, в котором участвуют более 100 иконописцев из 14 стран, рассказывает председатель экспертного совета – искусствовед, проректор Библейско-богословского института св. апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова.

- Впервые о проекте «Святые неразделенной Церкви» мы услышали летом 2016 года. Как он возник, как вызревал и развивался?

- Я считаю, это уникальный проект и очень актуальный для нашего времени, не побоюсь таких громких слов. Идея его вызревала давно. Но главный импульс для ее воплощения был дан встречей Папы Франциска и Патриарха Кирилла на Кубе в феврале 2016 года. Мы – члены содружества в поддержку христианской культуры «Артос» – ощутили, что эта встреча может открыть новую страницу в истории диалога западного и восточного христианства, и хотели сделать для этого что-то конкретное.

Впервые о проекте «Святые неразделенной Церкви» мы объявили в июле 2016 г. в Сергиевом Посаде, где проходила ЛабОРАтория современного христианского искусства и архитектуры. Тогда в Москве собрались российские, украинские, итальянские художники и искусствоведы, которые с воодушевлением нас поддержали. Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (архитектор и художник по светскому образованию) согласился возглавить попечительский совет проекта, куратором которого стал Сергей Чапнин, председатель содружества «Артос», главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары». Нас поддержали многие люди — искусствоведы, историки, священники. И, конечно, иконописцы, для которых участие в этом проекте дало возможности писать не по прихоти заказчика, а подойти к созданию образа творчески, самостоятельно.

- Как вам удалось воодушевить столько людей? Как вообще объяснить современному человеку, почему так важно сегодня вспомнить о святых неразделенной Церкви, и не просто вспомнить, но увидеть их иконописные изображения?

- Церковь за две тысячи лет прославила великий сонм святых, только в Русской Православной Церкви их около пяти тысяч. Есть немало святых, имеющих поистине вселенское почитание. Но святые неразделенной Церкви занимают в этом сонме, как мне кажется, особое место, потому что они жили до раскола, до Великой схизмы, они несут дух вселенского христианства. И хотя христианский мир и тогда не был духовно сплочен, эти святые — свидетели единства, пусть хрупкого, но такого важного, такого ценного, заповеданного самим Господом в первосвященнической молитве «Да будут все едино» (Ин.17,21). И это хорошо ощущается сегодня, когда христианский мир сужается под натиском разных сил, часто к нему враждебных.

В последние годы (а русские в Европе это ощутили еще в период первой эмиграции) заметно возрастание интереса к святым неразделенной Церкви. И это не просто интерес, но духовный запрос, вызванный желанием прикоснуться к древним корням христианской Европы. Отзываясь на этот запрос, в начале 2017 года Русская Православная Церковь включила более полутора десятков западных святых в свои святцы. И готовятся еще новые списки. Конечно, в православном месяцеслове и до этого было немало западных святых, хотя этот факт многие упускают из вида. Прежде всего, это мученики первых веков, среди них Папы-мученики — Климент, Мартин и другие, воины, девы, апологеты, крестители народов, например, св. Бонифаций, богословы — Блаженный Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский и другие, основатели монашества, например, св. Бенедикт Нурсийский и т.д. Но даже тех святых, кто не удостоился включения в русские святцы, православные могут почитать беспрепятственно, потому что эти святые жили до раскола 1054 г., до эпохи догматически и канонических разногласий, которые так мешают христианам понять друг друга и, что важнее, с точки зрения Евангелия, друг друга любить. Древние святые помогают христианам почувствовать единство Церкви.

- Как были сформулированы задачи проекта, которые должны были вдохновить художников?

- Во-первых, мы хотим познакомить с западными святыми православных, живущих в России, Беларуси, Украине и других странах, которые формировались преимущественно в парадигме восточнохристианской (православной) культуры. К тому же народы Восточной Европы приняли христианство или незадолго до Великой Схизмы, или уже после нее, их знание традиции первого тысячелетия часто весьма ограничено.

Но и западный зритель увидит в созданных специально для этого проекта работах много нового, прежде всего, с художественной точки зрения, потому что отобранные иконы представляют самые разные стилистические подходы и интерпретации древних образов. В этом смысле проект имеет, несомненно, просветительский характер. Но в нем есть и исследовательский потенциал: мы надеемся, что он привлечет внимание историков к теме святых неразделенной Церкви, а также к историческим, агиографическим, хронологическим проблемам этой темы, которые требуют тщательного изучения.

- Но ведь иконография многих древних святых утрачена, художникам не на что опереться? Это попытка реконструкции древних образов?

- Нет, речь идет не о реконструкции, здесь задача куда более серьезная. Развитие европейской культуры далеко ушло от того языка иконографии, который был в первом тысячелетии и опирался на единый канон, несмотря на стилистическую разницу региональных школ. И с этим как раз связана творческая сторона проекта: предполагается создать новую иконографию святых Бельгии, Великобритании, Германии, Ирландии, Италии, Испании, Франции и других стран Европы и заново переосмыслить образы древних святых. И это дерзновение, несомненно, творческое и духовное одновременно. Создавая эти образы, иконописцы ставили перед собой задачу создать образ древнего святого в рамках иконографического канона, учитывая при этом исторические и литургические реалии, богословский контекст, найти необходимые атрибуты. И в то же время важно было увидеть подвиг древних святых не из представлений «абстрактного христианства», а исходя из духовной реальности XXI века. Написание новой иконы древнего святого — это ни в коем случае не реконструкция, а создание образа, в котором этот святой предстанет как свидетель своего времени, но несущий послание для людей нашей эпохи.

На сайте проекта http://saints.artos.org/ru/saint/ мы разместили список святых неразделенной Церкви – посмотрите! Даже если вы не собираетесь писать икону кого-либо из них, вы найдете там много интересного: где он почитается, где находятся мощи, когда отмечается память, как по-русски звучит его имя и т.д.

- В проекте принимают участие иконописцы из 14 стран!

- Да, это проект международный, и в нем принимают участие иконописцы не только России, Беларуси, Украины, но и Литвы, Латвии, Италии, Франции, Германии и других стран. Сегодня интерес к традиционной иконографии растет не только в странах с православной культурой, но и в католических. И это интересно, потому что в этом процессе происходит культурный диалог традиций и мощный духовный обмен, по-настоящему питающий современную изобразительную культуру. Развитие иконописного искусства связано не в последнюю очередь с созданием новых образов, а не только в следовании старым образцам. Это хорошо показывают отобранные для выставки иконы, которые должны продемонстрировать диапазон современной иконописи. В рамках нашего проекта иконописцы пишут образы святых в традиционных иконописных техниках, но с определенной свободой в интерпретации образа.

Со многими художниками мы давно знакомы – они не раз принимали участие в выставках, которые устраивало содружество «Артос»: это экспозиции «Дары» в 2014 г., «Современные иконописцы России» 2015-2016 г., «Нежная кисть» в 2016-2017 г. и другие, а также мы сотрудничали при подготовке альманаха «Дары». Но работы многих участников проекта публика увидит впервые.

- Заинтересованность иконописцев очевидна, а есть ли какая-то реакция на проект со стороны, что называется, общественности?

- Во-первых, меня порадовало, что так живо откликнулся Минск: нам предложили залы государственного музея. Для Беларуси эта тема оказалась очень близкой – там, как известно, преобладают православные, но католиков тоже довольно много, это такое традиционное соседство. Поначалу мы планировали первую выставку в Петербурге, в Музее истории религии, что было бы логично. Но зал этого музея не может вместить сто двадцать работ, а мы хотим, хотя бы вначале, показать всех, кто участвовал в проекте. Нас радует, что есть большой отклик на нашу инициативу и желание принять эту выставку и в Перми, и в Екатеринбурге, и в других городах. Но возможно, нам придется сокращать экспозицию в зависимости от вместимости залов.

Во-вторых, я знаю, что результатов нашей работы очень ждут друзья из итальянского центра «Христианская Россия» – там давно изучают восточную иконопись, особенно интересуются взаимопроникновением западной и восточной традиций в христианском искусстве.

Для нас было важно получить приветствие почетного председателя Папского Совета по культуре кардинала Поля Пупара. Он поддержал проект «Святые неразделенной Церкви» и написал так: «Соединить вновь образы святых неразделенной Церкви - прекрасный проект, возникший на заре третьего тысячелетия. Он призван привлечь внимание к тому, как разнообразны харизмы святости, что излучали свет евангельского послания в первом тысячелетии, и какое богатое совместное наследие заключено в христианских общинах Востока и Запада. Память - это надежда на будущее. Христианские корни Европы по-прежнему питают современную христианскую культуру в различных ее проявлениях…. Христианство отметило неизгладимой печатью идентичность европейцев, а святые неразделенной Церкви составляют, говоря словами Вячеслава Иванова, общую память Европы. В них воплощается чувство отчего дома, где индивидуальная идентичность и сопричастность общине взаимно поддерживают и обновляют друг друга, и предвосхищают новую Пятидесятницу Духа для Новой Европы».

- Иконы, представленные на выставке, будут «гастролировать» по городам России в 2017-2018 годах, и по зарубежным странам в 2019-м. А дальше – где они найдут себе дом?

- Очень надеюсь, что эти иконы будут не только выставочными объектами, но и найдут места в храмах, монастырях, домах верующих. Издревле почитание святых связано не только с возвеличиванием их подвига, но и с установлением духовной связи с ними. Наречение имени в честь святого делало его небесным покровителем человека. Небесных покровителей имели и монашеские конгрегации, и ремесленные союзы, и города, и даже страны. Изображение святых помещали не только в храмах и часовнях, но и в домах, на воротах городов и замков, на гербах и монетах. И сегодня каждый человек может иметь изображение древнего святого, близкого ему. Созданные специально для выставочного проекта «Святые неразделенной Церкви» образы могут обрести место в вашем храме или в вашем доме. Но собранные вместе, путешествуя по странам, эти образы могут соединить людей и помочь объединить мир, который так жестоко раздираем.

Беседовала Юлия Зайцева

Редакция текста от: 12.11.2017 21:22:43