![]() |
Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский |
Память 25 мая (Одесс.), в Соборах Воронежских и Липецких святых
В миру Борисов Иоанн Алексеевич, родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце, Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.
Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви. Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.
Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию. Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей. В 1819 году он окончил семинарию и, как один из лучших ее выпускников, был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии. В высшем отделении академии Иоанн Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование, как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами.
В Санкт-Петербургских духовных школах
В 1823 году Иоанн Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра. Сразу же по выпуске, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца - еще и ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища.
10 декабря того же года был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а затем, 29 декабря, - во иеромонаха.
![]() |
Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Гравюра Л. А. Серякова. 1878 г. (РГБ) |
Отец Иннокентий вскоре затмил своими лекциями, которые он обыкновенно преподавал наизусть, всех профессоров академии. Он читал отличительное затем основное богословие, где в полной мере раскрылись замечательные стороны таланта и образования молодого профессора. Он был всесторонне развит, интересуясь не только духовными, но и светскими науками и часто своими суждениями о различных предметах поражал даже специалистов. За 6-летний период службы в С-Петербургской академии архимандрит Иннокентий оставил о себе неизгладимое впечатление. Он в это время прославился и как отличный духовный проповедник. Своими вдохновенными речами он пробуждал, увлекал, восторгал умы слушателей.
Кроме преподавательской деятельности архимандрит Иннокентий с успехом выполнял целый ряд поручений Комиссии духовных училищ, за что был несколько раз удостоен наград и различных поощрений. Активно занимался молодой профессор и научной деятельностью. За различные сочинения историко-богословского характера 3 сентября 1829 года профессору-архимандриту Иннокентию была присвоена высшая ученая степень - доктора богословия.
В свое время отец Иннокентий ввел в России новый метод изложения богословия - исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам. Им введены были новые предметы преподавания, соответственно уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов. "Новаторство" его в богословии многими было встречено враждебно; одно время он слыл "неологом"; было даже возбуждено "секретное дознание" о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием.
В свойствах своей любвеобильной души архимандрит Иннокентий черпал искусство скреплять в среде профессоров добрую общительность и повсюду вносил мир и успокоение. За девять лет ректорства отца Иннокентия академическая семья думала с ним одну думу, жила с ним одною жизнью. Со студентами академии отец ректор всегда обходился ласково и благородно. Особенно добрым и внимательным бывал он к ним тогда, когда их постигало какое-либо горе, например, серьёзная болезнь. Помочь в этой беде несчастному — составляло тогда для ректора всю его главную заботу. Он жертвовал в этом случае не только своими средствами, но иногда даже и своими жизненными удобствами.
Особую славу отца Иннокентия составил необыкновенный проповеднический талант. Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова. Впоследствии его назовут «Русским Златоустом». Проповеднический талант владыки Иннокентия развился на изучении святителя Иоанна Златоуста, а также Боссюэ, Массильона и других знаменитостей Запада тех лет. При этом, как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам.
Внешняя природа для отца Иннокентия была второю Библией, свидетельствующей о Божественном величии Творца. Этот взгляд на природу ясно проводил он в своих проповедях. При таком взгляде отца Иннокентия на природу понятна и особенная любовь его к ней и к естественным наукам. Императорская Академия наук и разные ученые общества почтили литературные заслуги проповедника принятием его в свои члены.
Ректор Киевской духовной академии
27 августа 1830 года был переведен в Киевскую духовную академию на должность ректора и профессора богословия.
Период ректорства архимандрита Иннокентия был периодом подъема Киевской академии. Он совершенствовал учебный процесс, тщательно подбирал преподавательский состав, улучшал материальное и бытовое положение воспитанников академии. В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке. Он умел угадывать таланты и всегда старался развивать их и поощрять. Со всеми студентами он всегда обходился ласково, вежливо и благородно, к недостаткам и проступкам их был снисходителен. В нем мудро сочетались строгость и благость. Он обычно вразумлял и исправлял виновных более устрашая, чем наказывая. Иногда он был вспыльчив и раздражителен, но непамятозлобив и если на кого гневался, то сам первый и раскаивался в этом. Отличаясь необычайной работоспособностью, он читал массу книг и своих воспитанников приучал дорожить временем, любить труд.
К отличительным чертам его относились щедрость и даже расточительность в денежных вопросах, он был милостив ко всем, ищущим помощи, но особенно к лицам духовного сословия.
3 октября [1] 1836 года в Санкт-Петербурге в Казанском соборе архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии с управлением Киево-Михайловским монастырем, оставаясь в то же время ректором Киевской академии. В связи с занятостью делами епархиального управления преосвященный Иннокентий вынужден был сложить с себя должность профессора богословия.
В это время епископ Иннокентий во главе группы профессоров академии занимался составлением "Догматического сборника", который явился настоящим памятником Православной веры, характеризуя ее в течение всех столетий от возникновения Православной Церкви, а также богатым духовным учебным пособием для студентов.
Также, в Киеве им был основан еженедельник, "Воскресное Чтение", в котором он помещал, главным образом, свои работы.
Епископ Вологодский
![]() |
Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Литография. 1840-е гг. (ГИМ) |
Владыка Харьковский
31 декабря 1840 года преосвященный Иннокентий был переведен в Харьковскую епархию, которой управлял в течение 7 лет. Правил он епархией, с исключительным благоразумием. Все боялись его, все говорили: "С этим Владыкою не шути!" Но вместе с тем все его любили, глубоко уважали и гордились тем, что преосвященный Иннокентий - Харьковский епископ.
Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери. Здесь он восстановил монастыри: Тотемский, Ахтырский, Святогорский.
В Харьковской епархии наряду с епархиальными делами по воспитанию паствы в духе благочестия, попечительства о монастырях и о духовных училищах, он не оставлял и своих литературно-научных трудов. Много занимался самообразованием, читал массу книг. Вот как вспоминает о нем его современник и близкий к нему протоиерей Г.:
В харьковский период преосвященным были изданы отдельными книжками целый ряд его бесед. Тогда же он занимался составлением и изданием акафистов: Страстям Господним, Покрову Пресвятыя Богородицы, Живоносному гробу и других.
15 апреля 1845 года был возведен в сан архиепископа.
![]() |
Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Литография П. Ф. Бореля. сер. - 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) |
Архиепископ Херсонский
1 апреля 1847 года был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде и прямо оттуда 24 февраля 1848 года был назначен в епархию Херсоно-Таврическую.
Здесь его разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов. По-прежнему, стремясь воспитывать в своей пастве дух религиозного благочестия, высокопреосвященный Иннокентий учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода, собрал в Одессе и поместил в особой часовне копии со всех чудотворных икон России, восстановил Георгиевский-Балаклавский монастырь. Желая сохранить развалины древнего Херсона, преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника Кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссечённый руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы были на каменноломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит. Во время своего путешествия по Крыму владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников. В новой своей епархии архиепископ Иннокентий также заложил и обновил множество храмов, занимался благоустройством семинарии. Как и в иных местах его святительства, жители Одессы с благоговением и жадным вниманием слушали проповеди своего знаменитого архипастыря.
В Херсонской епархии святителю Иннокентию пришлось также войти в соприкосновение с движением болгар за освобождение своей страны и за восстановление автокефалии своей Церкви, упраздненной в то время Церковью Константинопольской. Хотя многие в России в то время относились сочуственно к болгарам, ни император, ни Святейший Синод не принимали идею восстановления полной независимости Болгарской Церкви. Святитель Иннокентий стал единственным гласным защитником права болгар на восстановление Патриаршества среди русской иерархии тех лет. В Одессе им основано "болгарское настоятельство", которое до освобождения Болгарии давало приют и образование сотням болгарских юношей. В связи с этим надо заметить, что по близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, владыка Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия.
Крымский период архипастырской деятельности высокопреосвященного Иннокентия протекал в обстановке тяжелых испытаний для нашей страны: в 1853 году началась Крымская война. В это-то время проявилась еще одна замечательная черта его характера - истинного патриота. В период обороны Севастополя и Одессы он, несмотря на опасность, приезжал прямо к местам боев, воодушевляя солдат своими замечательными проповедями, сам совершал богослужения в походных храмах. Величие духа святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, где свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев.
За доблестное служение Церкви и отечеству в тяжелое для России время архиепископ Иннокентий был удостоен ряда государственных наград и поощрений.
Несмотря на такое напряженное и тревожное время, он не оставлял и литературной деятельности. Помимо издания двух томов слов и речей, он в это время составил еще несколько акафистов: Пресвятой Троице, Воскресению Христову, архангелу Михаилу и другие.
Вскоре после прекращения войны архиепископ Иннокентий поехал с обзором своей епархии, останавливаясь на местах боев, совершал богослужения в разрушенных городах, приветствуя жителей с окончанием бедствия, осматривал поврежденные войной храмы и изыскивал средства для их восстановления.
В дороге он сильно заболел и вынужден был повернуть обратно в Одессу. Болезнь его усиливалась с каждым днем. До самого момента кончины он находился в полном сознании. День кончины, 26 мая 1857 года, застал его в Херсоне. Был праздник Святой Троицы, т. е. тот самый день, в который он отслужил свою первую литургию в Крымской епархии. Архиепископ Иннокентий, как по обыкновению в этот день, попросил сделать ему постель из свежего сена. На рассвете в 5-м часу утра он встал, поддерживаемый келейниками несколько раз тихо прошелся по комнате, тревожно и внимательно оглядывая окружающие предметы, затем умильно произнес: "Господи, какой день!" После этого попросил положить себя на приготовленное свежее сено, но через несколько времени поспешно сказал: "Скорее поднимите меня". И на руках келейников коленопреклоненный незаметно скончался.
В 1930-е годы останки святителя Иннокентия были перенесены на Слободское кладбище близ Одессы, а в 1987 году — на братское кладбище Одесского Свято-Успенского мужского монастыря.
В 1997 году святитель был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской Православной Церкви, тогда же произошло обретение святых мощей.
В настоящее время мощи святителя хранятся в возрожденном Одесском Преображенском соборе.
![]() |
Свт. Иннокентий Херсонский |
Наследие, оценки и почитание
Главным образом святитель Иннокентий стал знаменит как проповедник. Его проповеди стали превосходным образцом ортодоксального красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их была переведена на языки - французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский.
Ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры - академии, а также почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех других местностей, где он епископствовал.
Труды
- Сочинения (полное собрание), 6 тт., СПБ, 1908:
- т. I - 1) "Слова и беседы на Рождество Христово"; 2) "Слова и беседы на праздники Господни"; 3) "Слова и беседы на воскресные дни"
- т. II - 1) "Слова и беседы на праздники Богородичные"; 2) "Слова и беседы на дни святых"; 3) "Слова при посещении паствы"; 4) "Поучения на крестные ходы"; 5) "Слова и речи к отдельным лицам"
- т. III - 1) "Слова на высокоторжественные дни"; 2) "Слова и речи при избрании в общественные должности и при открытии общественных учреждений"; 3) "Слова надгробные"; 4) "Слова по случаю общественных бедствий"; 5) "Падение Адамово"; 6) "О грехе и его последствиях"; 7) "Беседы о смерти"; 8) "Мысли о бессмертии"; Заметки
- т. IV - 1) "Великий пост"; 2) "Молитва святого Ефрема Сирина"; 3) "Первая Седмица Великого поста"; 4) "Страстная седмица"; 5) "Светлая седмица"
- т. V [2] - 1) "Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа"; 2) "Жизнь апостола Павла"; 3) "Жизнь святителя Киприана"; 4) "Беседы о природе"; 5) Акафисты
- т. VI - 1) "О религии вообще"; 2) "О человеке"; 3) "О последней судьбе человека и мира"
- Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому, М., 1869.
- Слова к пастве Вологодской, Вологда, 1860.
- Слово по прочтении высоч. манифеста 14 марта 1848 г., СПБ.
- Памятник веры - собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; был отпечатан к концу жизни свт. Иннокентия
- История соборов вселенских и поместных в их подлинных деяниях - подробный конспект.
- Вертоград духовный - сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы).
- Церковный архив - библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа).
- Памятник Унии.
- Палинодий, изд. Захарии Копыстенского.
- Подробный Богословский словарь.
- История русской церкви в связи с историей церквей славянских.
- "Не унывай" (стихотворение), Душеполезные Собеседования, 1905, 148-151.
- История христианской церкви в Польше - две главы из этого сочинения напечатаны в Журнале Министерства Народного Просвещения.
- О великих Господских и Богородичных праздниках, СПб.: Русская симфония, 2005.
- Русский Златоуст: Жизнеописание, слова и проповеди святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского, Единецко-Бричанская епархия, 2005.
- перевод Кормчей Книги
Главный материал для биографии свт. Иннокентия - собрание писем к нему и других его бумаг, находился до революции в рукописях Императорской публичной библиотеки.
Литература
- Православная энциклопедия, т. 22, с. 686-707
- Погодин, М. П., Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического, М., 1867.
- Буткевич, свящ., Иннокентий, архиепископ Херсонский, СПб., 1887.
- Заведеев, П., История русского проповедничества, Тула, 1879, 210.
- Барсов, Н. И., Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский, по новым материалам, 1884.
- Барсов, Н. И., Материалы для биографии Иннокентия архиепископа Херсонского, 2 т., 1887.
- Тузов, Каталог, 104-105.
- Макарий, "Биографические записки об Иннокентии" в V томе Ученых зап. II отд. Акад. Наук, XXXVIII-IV.
- Архангельский, Н., Иннокентий архиепископ Херсонский, как учитель христианской нравственности, Казань, 1889.
- Полимпсестов, И., Мои воспоминания, СПБ, 1888.
- Нилус, Сергий, Служка Божией Матери и Серафимов.
- Савва, архиепископ, Хроника моей жизни, Серг. Посад, 1902, т. IV, с. 67, пр. 1, 261, 801; 1904, т. V, с. 12, 58, 110-704.
- Толстой, Ю., № 293.
- Булгаков, 1397, 1403, 1416.
- Строев, П.,10, 20, 489, 733, 966.
- Родос, А., Слов. восп. СПБ Дух. Акад., 20.
- Гатцук, Календарь на 1883 г., 131.
- Денисов, 300, 788, 792, 794, 795, 796, 797, 888.
- Списки архиереев, № 293.
- Юбилейный сборник, 17, 96, 249-252.
- Письма Филарета митрополита Московского к высочайшим особам, Тверь, 1888, ч. I, с. 128, пр. 1; ч. II, с. 36.
- Историко-стат. описание Харьковской епархии, отд. I, М., 1812, 27.
- Летопись Е. А., 826, 827.
- Киево-Златоверх. Михаилов монастырь, Киев, 1889, 136.
- "Афонская летопись", Душеполезные Собеседования, 1898, октябрь, 303, 304.
- Труды К. Д. А., 1884, июнь, 258; август, 583, 593; сентябрь, 132; 1885, июнь, 314; июль, 472; август, 671; сентябрь, 156, 311; 1886, январь, 119; февраль, 261; апрель, 603; май, 142; август, 640; сентябрь, 178; октябрь, 32; ноябрь, 542; декабрь, 732; 1888, ноябрь, 118-127; 1889, август, 632-646.
- Изв. Казанской епархии, 1887, № 17, 429; 1907, № 24, 721-722 п/стр.; 1903, № 3, 21; № 9, 652 п/стр.
- Самарские епархиальные ведомости, 1886, № 11, 226; № 12, 250; 1901, № 2, 99.
- Православное Обозрение, 1888, май, июнь, 498, 499.
- Миссионерское Обозрение, 1901, 146.
- Странник, 1887, май, 3; 1888, сентябрь, 113.
- Христианское Чтение, 1872, июнь, 183-229; 1884, январь-февраль, 188-220; март, апрель, 489; июль-август, 99-161; 1885, май-июнь, 732-740, 798.
- Исторический Вестник, 1884, февраль, 336, 342; ноябрь, 454; 1885, май, 3, 75; декабрь, 35; 1888, январь, 1; март, 726; ноябрь, 10; 1890, август, 408; 1895, февраль, 650; 1900, июнь, 795.
- Русская Старина, 1874, январь, 137, 138; 1876, октябрь, 309; 1878, февраль, 203 п/стр. 203; апрель, 547-549 п/стр. 552, 562; ноябрь, 373-376 п/стр., 396, 367-398; 1879, апрель, 651-708, 795; май, 189-204; июнь, 367-370; сентябрь, 137-150, 161, 350; 1880, январь, 112, 123, 126; февраль, 434; июнь, 225; ноябрь, 789; сентябрь, 215; 1881, июнь, 204, 205, 318; апрель, 781, 791, 794; октябрь, 346; ноябрь, 575-581; 1882, апрель, 187; 1883, июнь, 671, 673; июль, 191-194; 1886, январь, 183, 184; 1887, апрель, 139 п/стр. 1; 1910, июль, 86.
- Православное Обозрение, 1871, т. 3, I-XII, 614; 1872, т. 1, I-VI, 262.
- Церковный Вестник, 1891, № 25, 392; 1908, № 31, 970.
- Душеполезное Чтение, 1900, ч. 3, 4, 6, 607-623.
- Воскресный день, 1900, № 52, 618.
- ЖМП, 1945, № 4, 70; 1957, № 4, 61-67; 1958, № 2, 38; № 4, 29-31; № 9, 52, 54; 1959, № 4, 61, № 11, 39.
- ЖПБ, т. доп. II, 364-403, 1908, май, 241-257.
- Приб. к Ц. В., 1889, № 17, 464 прим.; 1897, № 8, 299; 1900, № 31, 1223-1236; № 52, 2167-2173; № 50, 2072-2076; 1903, № 37, 1421.
- Православный собеседник, 1874, январь, 119; 1885, февраль, 201-214; 1897, июль, 6-13; 1898, май, 192; 1899, февраль, 334; апрель, 425-442; май, 701; 1902, сентябрь, 125, 312; 1913, апрель, 184.
- Русский Паломник, 1900, № 50, 842-844; 862-866.
- Русский Инок, 1911, февраль, вып. 4, 65; сентябрь вып. 41-42, 24; 1912, вып. 49, 46-51.
- Русский Архив, 1871, № 7 и N, 1136, 1307; 1887, кн. 3-я, 245, 246, 249, 282 п/стр. 2, 287, 362, 369, 374, 381 ("Филарет архиепископ Черниговский"); 1888, кн. 2-я, 365 ("Из записок сенатора К. Н. Лебедева" 1854); кн. 3-я, 592-597 ("Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским"); 1889, кн. 1-я, 149, 521 ("Из записок сенаторая К. Лебедва"); кн. 3-я, 425 ("Из бумаги Н. П. Гилярова-Платонова"); 1893, кн. 1-я, 144 п/стр. 1, 216 п-с. 2, ("Письма митрополита Филарета к С. Д. Нечаеву"); кн. 2-я, 177-182 ("Несколько слов о преосвященном Иннокентии Херсонском"); 1895, кн. 2-я, № 6, 178; № 7, 277-278; 1897, кн. 2-я, 176, 596 ("Записки графа М. Д. Бутурлина"); 1898, кн. 1-я, 303-304 ("Два письма архимандрита Виталия к архимандриту Филадельфу Пузыне"); кн. 2-я стр. 116, 117, 121 ("Граф Остен-Сакен - его письма"); 1899, кн. 1-я, 662 ("Воспоминания Н. Д. Богатинова"); 1900, кн. 1-я, № 1, 25; 1903, кн. 1-я, № 2, 220, 246; № 3, 372; кн. 3-я, 91 ("Дневник И. М. Снегирева"); 1904, кн. 2-я, № 5, 50; 1912, № 7, 444.
- БЭЛ, т. III, 713; т. V, 954; т. Х, 619.
- БЭС, т. I, 241, 944, 945; т. II, 2271, 2275.
- БЭЮ, т. Х, 723; т. XI, 162.
- Н. Д., 17, 48, 71, 74.
- РБС, т. VIII, 110-115.
Использованные материалы
- http://www.rulex.ru/01090257.htm
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life4817.htm
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1822
- Статья Каталога русских архиереев, готовящегося к изданию в Сретенском монастыре:
- Косик, В. И., Темелски, Хр., Турилов, А. А., "Болгарская Православная Церковь", Православная Энциклопедия, ч. 1:
[1] Так по http://www.pravoslavie.ru/archiv/archiereology10.htm. Согласно http://days.pravoslavie.ru/Life/life4817.htm - 21 ноября
[2] Первый три опубликованных в этом томе труда положили начло ученой известности владыки Иннокентия. Однако, первое было признано чересчур "либеральным" и в течение 30 лет не могло быть переиздано.