Святые Кирилл и Мефодий |
Память св. Кирилла - 14 февраля, св. Мефодия - 6 апреля, обоих - 11 мая, в числе Седмочисленников, в Соборах Галицких и Карпаторусских святых
К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.
Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.
Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам языце словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».
В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».
Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Я́ко апо́столом единонра́внии/ и слове́нских стра́н учи́телие,/ Кири́лле и Мефо́дие Богому́дрии,/ Влады́ку все́х моли́те,/ вся́ язы́ки слове́нския утверди́ти в Правосла́вии и единомы́слии,/ умири́ти ми́р// и спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 3
Свяще́нную дво́ицу просвети́телей на́ших почти́м,/ Боже́ственных писа́ний преложе́нием исто́чник Богопозна́ния на́м источи́вших,/ из него́же да́же додне́сь неоску́дно почерпа́юще,/ ублажа́ем ва́с, Кири́лле и Мефо́дие,/ Престо́лу Вы́шняго предстоя́щих// и те́пле моля́щихся о душа́х на́ших.
Величание
Велича́ем ва́с,/ святи́и равноапо́стольнии Мефо́дие и Кири́лле,/ вся́ слове́нския страны́ уче́ньми свои́ми просвети́вшия// и ко Христу́ приве́дшия.
Смотри также
Литература
Литература о Кирилле и Мефодии на многих языках громадна. Вот лишь небольшая часть:
- И. В. Ягич, "Вопрос о Кирилле и Мефодии в славянской филологии" (Санкт-Петербург, 1885; обзор доведен до 1885 г.);
- А. В. Горский, "О святых Кирилле и Мефодии" ("Москвитянин", 1843);
- Филарет, "Кирилл и Мефодий" ("Чтения в Московском Обществе Истории и Древностей Российских", 1846 - 47, IV - V);
- Его же, "Святые южных славян" (Чернигов, 1865);
- П. А. Лавровский, "Святые Кирилл и Мефодий" (I - II, 1868 - 1871);
- Е. Голубинский, "Святые Кирилл и Мефодий" (1885);
- И. Малышевский, "Святые Кирилл и Мефодий" (Киев, 1886);
- В. И. Ламанский, "Славянское Житие Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1903 - 4);
- F. Racki, "Viek i djelovaje sv. Ciria i Methoda" (Загреб, I - II, 1857 - 59);
- S. Ritig, "Povjest i pravo slovenstine u crkven. bogosluzju" (Загреб, 1910);
- Pastrnek, "Dejiny slov. ap. C. a M." (Прага, 1902);
- Snopek, "Studie C.-Method." (Брно, 1906);
- V. Novothy, "Ceske dejiny" (I, 285 - 436, Петербург, 1912); Koszutski, "S. C. i M." (Гнезно, 1863);
- Gromnicki, "S. C. i M." (Краков, 1880); K. Potkanski, "K. i M." (Краков, 1905);
- J. Dobrovsky, "C. u. M." (1823, русский перевод Погодина , 1825);
- Ginzel, "Geschichte d. S.-Apost. C. u. M." (1857; 2-е издание, 1861);
- Goetz, "Geschichte d. slav.-Apost. K. u. M." (Гота, 1897);
- V. Jagic, "Die Entstehungsgeschichte d. kirchenslav. Sprache" (Верлин, 1901, 2-е издание, Берлин, 1913);
- Snopek, "K.-C. u. M." (Брюнн, 1911);
- A. Bruckner, "Die Wahrheit uber die Slavenapostel" (Тюбинген, 1913);
- L. Leger, "C. et M." (Петербург, 1868);
- 'Avril, "S. C. et M." (Петербург, 1886);
- A. Laponte, "L'Europe et le Saint siege a l'epoque carolingienne" (Петербург, 1895; ср. его же, "De Anastasio Bibliothecario").