Прп. Иустин (Попович) |
Память 1 июня
В миру Благое Попович, родился 25 марта 1894 года в местечке Вранье, Южная Сербия, в многодетной семье Спиридона и Анастасии Попович. В семи поколениях семьи Попович были священники, вплоть до его деда - отца Алексия. Маленьким мальчиком Благое часто ездил с родителями в Пчиньский монастырь к мощам святого Прохора, чудотворца Пчиньского, подле которых его мать чудесным образом исцелилась от тяжелой болезни.
В свои школьные годы Благое усердно читал Евангелие и старался жить по нему. Окончив школу он поступил в духовную семинарию святого Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Он проучился там с 1905 по 1914 год.
Во время Первой мировой войны был санитаром и пережил отступление сербской армии в Албанию.
1 января 1916 года он был пострижен в монашество с именем в честь святого Иустина, мученика и философа. С группой молодых одаренных семинаристов он был направлен из Скадара в Санкт-Петербург продолжать учебу в духовной академии, откуда вскоре, из-за начавшейся революционной смуты, перешел на богословский факультет в Оксфорд.
По окончании учебы и войны вернулся в Белград.
В 1922 году был рукоположен во иеромонаха сербским первосвятителем Димитрием, и начал преподавать в семинарии в Сремских Карловцах. Здесь он познакомился с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким). Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Он преподавал, окормлял многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет, но при этом мечтал об уходе на Афон.
Вскоре он отбыл в Грецию, где в 1926 году [1] он защитил в Афинском университете докторскую диссертацию по теме: "Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания" [2]. По возвращении в Сремские Карловцы отец Иустин начал издавать журнал "Христианская жизнь", в котором регулярно по частям печатал свое исследование "Философия и религия Ф. М. Достоевского", написанное под влиянием митрополита Киевского Антония. Вскоре из Карловацкой семинарии он был переведен в Призренскую.
С конца 1930 года был направлен миссионером к возвращавшимся к Православию русинам в прикарпатских городах - Ужгороде, Хусте, Мукачеве и других. Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее.
С августа 1932 года отец Иустин - преподаватель Битольской семинарии. Вскоре вышел первый том его труда - "Догматики" ("Православная философия истины"). Спустя два года он был избран доцент богословского факультета в Белграде, профессором догматического и сравнительного богословия.
В 1938 году отец Иустин вместе с другими сербскими мыслителями он основал Сербское философское общество.
В 1946 году по указке новых безбожных властей отец Иустин был уволен с богословского факультета и некоторое время провел в тюрьме. По выходе на свободу он некоторое время скитался из монастыря в монастырь.
Прп. Иустин Челийский |
Автор многочисленных духовных произведений, святой Иустин был выдающимся подвижником и исповедником Сербской Православной Церкви. Из-за его противостояния экуменизму "опала" в Челийской обители не прекратилась до конца его земной жизни.
Своим наследникам в монастыре он оставил завещание опубликовать его труды, с тем чтобы чистый доход шел в фонд святого Иоанна Златоуста, с целью, по возможности, возведения в Челийской обители храма во имя святого Саввы Сербского с южным приделом во имя мученика Иустина Философа и северным приделом во имя преподобной Марии Египетской.
Скончался в праздник Благовещения, 7 апреля, 1979 года в Челийской обители. Был погребен у южной стороны алтаря монастырского храма. По его указанию, надгробным украшением служил лишь каменный крест и цветы.
Прп. Иустин Челийский. Икона |
Почитание
Почитание отца Иустина святым началось сразу по его кончине и широко распространилось далеко за пределами Югославии еще до его канонизации. Стали писаться его иконы, слагаться молитвы к нему, его книги переводились на многие языки. В его родном Вранье его память сохранялась с благоговением: при соборе действовал хор его имени, имелось общество "Святой отец Иустин", его имя было дано одной из улиц. В Челийском монастыре ежегодно совершались встречи его духовных чад и почитателей - в основном из Сербии, Греции и сербского рассеяния. Есть данные, что он был канонизирован уже в 1993 году, вероятно местно где-либо в Сербской Церкви [3]. В начале 2010 года календарь ведущего русского православного сайта Православие.ру приводил дни его памяти как 25 марта, на Благовещение, и 30 августа, вместе с Сербскими святителями [4]. Наконец, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем рабочем заседании 29 апреля 2010 года единодушно постановил внести в диптихи святых Православной Церкви его имя как преподобного Иустина Челийского. Решением Собора его память была установлена на 1 июня по юлианскому календарю. Чин торжественного прославления был назначен на 2 мая того же года за Божественной литургией в храме святого Саввы на Врачаре. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года, его имя было включено в месяцеслов Русской Церкви.
12 июня 2014 года в монастыре Челие состоялось обретение мощей преп. Иустина Челийского. Торжественная Литургия по этому случаю была совершена 14 июня, в день памяти святого. По окончании богослужения мощи преп. Иустина Челийского были перенесены с монастырской площади, где совершалась Литургия, в храм св. Саввы Сербского, построенный по завещанию св. Иустина в обители на средства от продажи написанных им книг. Но до завершения росписей храма мощи св. Иустина будут временно находиться в старом храме монастыря — церкви св. Архангела Михаила [5].
Молитвословия
Тропарь, глас 8 [6]
Правосла́вия сла́дость,/ некта́р прему́дрости,/ о́тче преподо́бне,/ излия́л еси́ в сердца́ ве́рных я́ко бога́тство:/ живото́м свои́м и уче́ни́ем показа́лся еси́ жива́я кни́га Ду́ха,/ Иусти́не Богому́дре,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га// ословеси́ти чту́щия тя.
Кондак, глас 8 [6]
Богочелове́чно живо́т свой одоброде́тельствовал еси́,/ ме́рилом всего́ име́л еси́ Богочелове́ка,/ И́мже богосло́вия высоты́ дости́гл еси́,/ ны́не Им ве́чно наслажда́ешися./ Да́руй нам благода́ть святы́ми твои́ми моли́твами, ве́рою зову́щим:// ра́дуйся, о́тче Богоно́сне.
Ин кондак, глас 4 (из службы, составленной в Оптиной пустыни [7])
Я́ко Боже́ственную ле́ствицу обрето́хом Иусти́не преподо́бне,/ твоя́ Боже́ственная поуче́ния,/ к небеси́ ны возводя́щия,/ я́коже учи́л еси́,/ житие́м вообрази́л еси./ Те́м ти зове́м:// ра́дуйся, правосла́вне филосо́фе И́стины.
Сочинения
Прп. Иустин (Попович). Икона |
Литература
- Ава Јустин у диптиху светих Православне Цркве // Сербское жизнеописание
Использованные материалы
- Симаков, Н. К., "Житие и труды прп. Иустина (Поповича)" в прп. Иустин (Попович), пер. Даниленко, Л. Н., Достоевский о Европе и Славянстве, СПб.: Издательский дом "Адмиралтейство", 1998, 5-8.
- "Преподобный Иустин (Попович)" // Православие.Ru
- "Отац Јустин", страница Челийского монастыря:
[1] Так по http://days.pravoslavie.ru/Life/life6917.htm, по жизнеописанию Симакова. Согласно http://www.patriarchia.ru/db/text/54548.html - в 1929.
[2] Симаков приводит название как "Проблема личности и сознания по святому Макарию Египетскому."
[3] Так, например, у Симакова указано что "в 1993 году Сербская Православная Церковь прославила угодника Божия и причислила его к лику святых." Симаков, Н. К., "Житие и труды прп. Иустина (Поповича)" в прп. Иустин (Попович), пер. Даниленко, Л. Н., Достоевский о Европе и Славянстве, СПб.: Издательский дом "Адмиралтейство", 1998, 7.
[4] http://days.pravoslavie.ru/Life/life6917.htm
[5] В Сербии состоялось обретение мощей преп. Иустина Челийского, новость портала Седмица.RU, 17.06.2014: http://www.sedmitza.ru/text/4828288.html
[6] Перевод на церковнославянский тропаря и кондака из греческой службы (из Православного церковного календаря на 1994 год, с. 73) // Блог священника Максима Плякина, https://ustavschik.livejournal.com/164736.html.
[7] Блог священника Максима Плякина, https://ustavschik.livejournal.com/198881.html.