Успенский собор, Хельсинки |
- Официальный сайт: http://www.ort.fi/
- Каноническая территория: Финляндия
- Богослужебный язык: основной финский
- Календарь: григорианский
- Кафедральный собор: Успенский в г. Хельсинки (также в Хельсинки канцелярия архиепископа)
- Предстоятель: Лев, Высокопреосвященнейший Архиепископ Хельсинкский и всея Финляндии
- Состав: 6 архиереев; 3 епархии; 160 священнослужителей [1]; 24 прихода (cер. 2000-х) [2]; 2 монастыря (cер. 2000-х) [2]; 3 высших духовных школы; 61 218 человек (конец 2013) [3]
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Каноническое устройство
Высшей законодательной властью в Финляндской Церкви являются Поместный и Архиерейский Соборы. Поместный Собор созывается раз в три года архиепископом и состоит из 32 избранных на него клириков и мирян. Исполнительной властью, отвечающей за проведение принятых решений в жизнь, является Церковное управление, состоящее из епископов, асессора-юриста (секретаря) и двух членов, одного духовного звания и одного мирянина, избираемых на Поместном Соборе. Владыка Хельсинкский является архиепископом - предстоятелем Церкви. Другие епархиальные архиереи носят титул митрополитов. Все члены клира избираются прихожанами.
Наряду с Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии Финляндская Православная Церковь является второй государственной церковью. Приходы субсидируются из налоговых средств. Основы православного вероучения преподаются православным учащимся в начальной школе и гимназиях. За организацию православного школьного обучения отвечают комунны и руководство школ.
Устройство Финляндской Православной Церкви на 2006 г. |
Епархии
Исторический очерк
Монашеская миссия
Предание Валаамского монастыря гласит, что апостол Андрей Первозванный, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом. Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство. Нет единого взгляда на эти свидетельства, но ясно что не позднее XII века Христианство распространялось по Финляндии, как с Востока так и с Запада: из Новгорода и из Швеции. Вместе с отпадением Западной Церкви от Православия эти два потока сделались раздельными и в духовным отношении.
Центрами Православия в этих землях были монастыри, в большинстве небольшие, но также и великие обители как Валаамская, Соловецкая, Коневская и Свирская. На исходе первой трети XVI века преподобный Трифон, просветитель лопарей, основал близ берега Баренцева моря Печенгский Троицкий монастырь.
Шведское владычество
Однако в ходе продолжавшихся на протяжении столетий русско-шведских войн многие монастыри оказались разорены до тла. В начале XVI века карельские земли оказались под шведским владычеством. Шведский епископ в Выборге занялся энергичным обращением в лютеранство православных финнов и карел. Часть начеления, не желавшая изменять вере, бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была по большей части обращена. Из-за государственного давления число православных в Финляндии сокращалось, и к концу XVII века они имели всего семь погостов и несколько церквей в городах. Эти приходы, продолжавшие действовать в Восточной Карелии и на Карельском перешейке, по-прежнему подчинялись митрополитам Новгородским.
В то же время, хотя Финляндия оставалась под властью Швеции, после завоевания Петром I Приладожья в начале XVIII века начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге. Т.н. "Старая Финляндия" и Карелия оставались в подчинении Новгородского владыки, управляясь викарными епископами Корельскими (позже Кексгольмскими) и Ладожскими до 1764 года, после чего вошла в ведение Санкт-Петербургской епархии. Большинство паствы в "русской Финляндии" составляли чины гарнизонных войск.
Русская Финляндия
В 1809 году в результате русско-шведской войны за передел сфер влияния в Финляндии между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мир, по которому бывшие шведские земли в Финляндии отошли к Российской Империи. В результате этих перемен число православного населения в Финляндии выросло в десять раз. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. В 1823 году для православных Финляндии было создано в Выборге духовное правление, возглавляемое протоиереем местного собора, а в 1841 году - Выборгское викариатство с епископом, подчиненным митрополиту Санкт-Петербургскому.
При этом, почти все православные жили на востоке Великого Княжества: в Выборгской и Куопиоской губерниях. Немалую долю составляли военные, многие храмы в Финляндии в XIX веке возводились именно для нужд гарнизонов. Положение изменилось лишь в царствование Александра III, когда русское население в стране начало постепенно увеличиваться. К 1885 году относится основание Братства прпп. Сергия и Германа Валаамских. В 1886 году началось восстановление Трифоно-Печенгской обители.
В то же время, вторая половина XIX века отмечена пробуждением национального самосознания у православных карел. К 1850-м годам относятся первые переводы богослужебных текстов на финский, согласно имеющимся сведениям уже в 1870-е на нем иногда свершались церковные службы, а 1880-е финский стал все сильнее проникать в церковный обиход.
Финская епархия Русской Церкви
В 1892 году была основана самостоятельная епрахия Выборга и всей Финляндии, первым архиереем которой стал известный архиепископ Антоний (Вадковский). Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари. За время его правления были построены новые храмы, была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула, позднее получившая статус монастыря. Архиепископ Антоний поощрял процесс утвержения финского в церковной жизни, в его правление была учреждена Комиссия для перевода богослужебных книг на финский язык. Стали выходить журнал "Aamun Koitto" ("Утренняя заря") на финском и "Рождественские" и "Пасхальные" листки на русском.
С 1905 по 1917 год епархию возглавлял архиепископ Сергий (Страгородский), позже патриарх Московский и всея Руси. Он активно посещал приходы и стремился узнать нужды верующих и духовенства. 4 декабря 1905 года Высочайше был утвержден приходской устав для православных приходов в Финляндии, что содействовало упорядочению их внутренней жизни.
Автономная Церковь
В результате переворота 1917 года в России Финляндия обрела независимость. Общение между местной епархией и священноначалием почти полностью прекратилось. В независимой Финляндии Православная Церковь сохранила статус государственной Церкви меньшинства. В это время большая часть православных прихожан по-прежнему проживала на востоке страны. В декабре 1920 года патриарху Московскому Тихону было отправлено прошение о даровании автономии Финляндской Православной Церкви, на которое 11 февраля 1921 года был дан положительный ответ.
Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, а также под государственным нажимом, в ноябре 1922 Православное Церковное Управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финлядскую Православную Церковь под омофор Константинопольского патриарха Мелетия IV. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского патриарха как автономная архиепископия. Патриарх Мелетий также рукоположил во епископа Сортавалского настоятеля прихода Эстонской Автономной Православной Церкви, вдового протоиерея-финна Германа (Аава).
С 1925 года в Финляндии существовали две епархии - Выборгская и Карельская. В этом году, после вынужденного отъезда архиепископа Серафима (Лукьянова), епископ Герман был избран на Церковном Соборе архиепископом Карельским и всея Финляндии. В довоенное время деятельность церкви была особенно активной именно в Карелии, где функционировала бо́льшая часть приходов Церкви.
В результате "зимней войны" СССР и Финляндии в 1939-1940 годах Финляндская Православная Церковь лишилась трех монастырей (Валаамского, Коневецкого и Линтульского) и многих храмов. Согласно финским источникам, более 50.000 прихожан, т. е. 60 % православных христиан страны, были вынуждены покинуть родные места; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. Так как беженцы рассеялись по всей Финляндии, постепенно стало расти число смешанных браков и крещение детей от них в лютеранство. В этих условиях первоочередное значение приобретало православное воспитание детей и молодежи. В 1943 году был основан Союз православной молодежи, в 1958 году - Православная студенческая ассоциация. Они открыли кружки и летние лагеря. Была также налажена издательская деятельность. Государство в 1949 году взяло на себя обязательство возвести для переселенцев новые храмы, и к началу 1960-х в разных городах были построены 14 церквей, 44 часовни и 19 домов для причта.
При архиепископе Германе, управлявшем Церковью до 1960 года, произошло окончательное обустройство жизни Православной Церкви в Финляндии. Владыка был надежным кормчим Церкви и привел ее к восстановлению молитвенного общения с Русской Православной Церковью, утраченного вследствие революции и ее последствий. В 1979 году последовало создание Оулуской епархии и Йоэнсууского викариатства. 1 января 2018 года архиепископская кафедра Финляндии была перенесена из Куопио в Хельсинки.
Предстоятели
- Серафим (Лукьянов) (11 февраля 1921 - 1924)
- Герман (Аав) (1924 - 1925) в/у, еп. Сортавальский
- Герман (Аав) (1925 - 1 июля 1960)
- Павел (Гусев-Олмари) (29 августа 1960 - 1987)
- Иоанн (Ринне) (15 октября 1987 - 30 сентября 2001)
- Лев (Макконен) (с 25 октября 2001)
Исторические титулы предстоятеля
- архиепископ Карельский и всея Финляндии (упом. 1925 - 1 января 2018)
- архиепископ Хельсинкский и всея Финляндии (с 1 января 2018)
Святые и святыни
Существующие в Финляндии православные храмы были построены в течение трех периодов: до присоединения Финляндии к Российской Империи, во времена Великого Княжества Финляндского (1809-1917), и после обретения независимости. Самые интересные постройки относятся ко второму периоду, ибо в межвоенный период их возводилось мало, а послевоенные храмы - в силу исторических причин в большинстве своем не отличаются художественными достоинствами.
Статистика
- начало XIX в. в "Русской Финляндии", до присоединения "Шведской" [4] - 19 храмов и 27454 прихожан (в большинстве - военные русских гарнизонов)
- 1838 [4] - 21 храм, 36.000 прихожан (из них: ок. 98 % в Выборгской и Куопиоской губерниях, в Нейшлоте 156, в Гельсингфорсе 256)
- ок. 1863 [4] - 45.227 православных (3 % из 1,5 млн. жителей Финляндии)
- накануне "зимней войны" 1939-1940 [4] - 46 священников, 80.000 верующих
- 1940 - 81 631 человек [3]
- 1990 - 55 924 человек [3]
- cередина 2000-х [2] - Ок. 60.000 зарегистрированных прихожан (ок. 1.1 % населения Финляндии), 24 прихода, 2 монастыря
- конец 2013 - 61 218 человек [3]
Средства массовой информации
- Aamun Koitto
- Ortodoksiviesti Paimen-Sanomat
- Ortodoksia
- Tuohustuli
- Ortodoksinen kulttuuri
Учебные заведения
- Йоэнсууская духовная семинария (ранее находилась: в Сортавале, с 1940 - в Хельсинках, с 1961 - в Куопио)
- Отделение православного богословия на Богословском факультете Йоэнсууского университета (с 1988)
- Валаамский народный университет
Организации
- Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских
- Союз Православной Молодежи
- Православная Миссия
- Союз Православного Студенчества
- Союз Православных Учителей Финляндии
- Союз Православного Духовенства
- Союз Православных Регентов
- Иконописцы Финляндии
- Центр диаконии Православной Церкви Финляндии
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Финляндской Православной Церкви:
- http://www.ort.fi/ru/church_today.php
- http://www.ort.fi/ru/organizations.php
- http://www.ort.fi/ru/history.php
- http://www.ort.fi/ru/dioceses_and_bishops.php
- "Начало обители на Валааме", официальный сайт Валаамского монастыря:
- Куркимиес, И. Н., "Православные храмы в Финляндии", Невский архив: Историко-краеведческий сборник, вып. 5, СПб.: Лики России, 2001, 472-507:
- Страница портала Иерархия церквей:
[1] 110 священников, 50 диаконов. Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/europe/f...nt=
[2] Данные официального сайта Церкви, извлеченные 24.II.2008. См. http://www.ort.fi/ru/church_today.php.
[3] Kirkkoon liittyi enemmän kuin siitä erosi ("К Церкви присоединилось больше, чем вышло"), официальный сайт Финской Православной Церкви:http://www.ort.fi/uutiset/kirkkoon-liittyi-enemmaen-kuin-siitae-erosi
[4] Данные по ст.: Куркимиес, И. Н., "Православные храмы в Финляндии", Невский архив: Историко-краеведческий сборник, вып. 5, СПб.: Лики России, 2001, 472-507, http://zarubezhje.narod.ru/texts/chss_1179.htm