Мучение св. Андрея Критского (фреска); мастер Тзортзи (Зорзис) Фука; Афон, монастырь Дионисиат, 1547 г. |
Память 17 октября, 20 октября (Крит. [1]), 21 октября - вмете с прмчч. Стефаном, Павлом и Петром. (Греч. [2])
Сохранились два жития святого: одно написано вскоре после его смерти, другое - в конце X в. Симеоном Метафрастом.
Согласно последнему, святой родился в первой половине VIII в. на острове Крит, где вел монашескую жизнь. В более раннем житии сообщается, что на Крите святой жил в месте под названием Кастрон. Узнав о начале иконоборческих гонений имп. Константина V Копронима, Андрей отправился в Константинополь и во дворце св. Маманта обличил императора в ереси, за что был избит его слугами. Константин приказал бросить святого в тюрьму. Через некоторое время его вывели из темницы и снова жестоко избили, затем связали и через весь город тащили по земле к месту казни преступников, где он, наконец, умер от потери крови после того, как на площади некий торговец рассек святому ножом ногу. В житии нет никакого указания о годе смерти святого, но его традиционно относят к 766/767 годам, периоду усиленного преследования иконоборцев. Тело мученика бросили в пропасть вместе с трупами преступников, где оно пролежало три месяца. Некие благочестивые люди нашли тело и погребли его в месте, называемом Криси (греч. ἡ Κρίσις (род. п. τῆς Κρίσεως) - "лобное место", место казни и захоронения преступников), где находился монастырь, главный храм которого был посвящен ап. Андрею. Позднее он стал известен как храм в честь св. Андрея Критского [3].
В календарях константинопольского происхождения (Типиконе Великой церкви X в. [4], Синаксаре Константинопольской церкви X в. [5], Петровом Синаксаре XI в. [6]) память преподобномученика Андрея Критского указывается 19 или 20 октября, причём в большинстве памятников он ошибочно назван Андроником Критским. Это привело к дублированию его памяти в месяцеслове Критской Церкви: 17 октября как Андрей и 20 октября как Андроник [1]. Календари иерусалимской традиции (напр., Иерусалимский устав [7]) относят память преподобномученика к 17 октября. Эта дата празднования утвердилась в современных календарях Церквей греческой традиции и Русской Православной Церкви.
В древнейших славянских и русских рукописях, отражающих константинопольскую традицию, память прмч. Андроника (т. е. Андрея) Критского встречается редко и указывается 20 октября. Празднование 17 октября появляется в русских календарях в конце XIV в. с распространением Иерусалимского устава [8]. Служба прмч. Андрею Критскому с каноном Иосифа Песнописца включена в минеи иерусалимской редакции под 17 октября [9]. При переводе в первой половине XII в. на Руси нестишного Пролога в его состав была включена память 20 октября без жития с развёрнутой формулировкой [10]: "Страсть преподобнаго отца нашего Андроника, иже бе Критьскаго острова и рода и воспитания, спострада за святыя иконы" [11]. Краткое житие святого под 17 октября появляется в составе стишного Пролога, переведённого в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне). В Великих Минеях четьях помещены под 17 октября житие из стишного Пролога и под 20 октября память преподобномученика Андрея Критского без жития [12].
Гимнография
В памятниках Иерусалимского устава, как греческих, так и славянских, служба преподобномученику Андрею Критскому обычно совмещается со службой пророку Осии [13]. Употребляемые ныне Типиконы, как русской, так и греческих Церквей, указывают службу двух святых без знака. Канон преподобномученику Андрею Критскому (второго гласа; акростих «̓Ανδρείαν ὑμνῶ τὸν φερώνυμον πόθῳ. ̓Ιωσήφ» - С желанием пою славного Андрея. Иосиф) составлен преподобным Иосифом Песнописцем. Из греческих рукописей [14] известен канон Андрею Критскому 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа гимнографа Георгия, имя которого вписано в богородичны [15]. По 6-й песни канона на утрене в греческой печатной афинской Минее помещен Стишной Пролог [16].
Иконография
Изображение святого Андрея Критского как мученика, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, имеется на миниатюрах: минология Служебного Евангелия [17]; Минология 2-й пол. XI в. [18]; Минология посл. четв. XI в. [19] - везде в рост. Преподобномученик Андрей Критский также представлен в настенных минологиях: нартекса церкви Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в рост; нартекса церкви архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- погрудно.
Литература
- BHG, N 111-112;
- ActaSS. Oct. T. 8. P. 135-149;
- PG. 115. col. 1109-1128 [Житие Симеона Метафраста];
- SynCp. p. 151-152;
- Ильинский Г. А. Слепченский Апостол XII в. М., 1912. С. 95;
- ЖСв. Окт. С. 403-408.
- Da Costa-Louillet G. Saints de Constantinople aux VIII, IX et X siècles // Byz. 1954. N 24. P. 214-216;
- ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 669-670;
- Janin. Églises et monastères. P. 28-31;
- idem. Grands centres. Pt. 1. t. 3. P. 28-32;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 429-430;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 38.
- Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 156;
- Миjовић. Менолог. C. 194, 198, 200, 201, 205, 351, 364.
Использованные материалы
- Тамаркина И. В., Лосева О. В., Е. А. Л. Андрей Критский // Православная энциклопедия, т. 2, с. 368-369:
- "Andrew in Tribunal" // Dumbarton Oaks Hagiography Database. - Dumbarton Oaks Trustees for Harvard University. Washington, D.C., 1998, p. 19:
[1] Κρητικό Αγιολόγιο – Οκτώβριος // Месяцеслов на официальном сайте Синода Критской Православной Церкви, https://ekklisiakritis.com/κρητικό-αγιολόγιο/κρητικό-αγιολόγ...ος/.
[2] Οἱ Ἅγιοι Ἀνδρέας, Στέφανος, Παῦλος καὶ Πέτρος οἱ Μάρτυρες // Страница греческого сайта Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/937/sxsaintinfo.aspx.
[3] Монастырь Крисис (η Κρίσις) впервые упоминается в источниках в 792 году как место захоронения Филарета. Милостивого. Выдвинутое ранее предположение о том что церковь ап. Андрея можно считать церковью мученика Андрея в Криси не находит достаточного подтверждения. Симеон Метафраст сообщает, что тело мученика было похоронено "в святой земле, называемой Крисис", но ничего не говорит о монастыре. См. статью "Церковь св. Андрея в Крисе" на сайте Энциклопедии греческого мира: http://www.ehw.gr/constantinople/Forms/fLemmaBody.aspx?lemmaid=10919 .
[4] Mateos. Typicon. P. 78-79
[5] SynCP. Col. 151-152
[6] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 325
[7] ГИМ. Син. греч. № 272, 1297 г.
[8] РГАДА. Син. тип. № 45. Л. 161
[9] ЯМЗ. № 15466. Л. 60 об.- 62 об., нач. XV в.
[10] РНБ. Соф. № 1324, кон. XII - нач. XIII в.
[11] Абрамович. Софийская библиотекака. Вып. 2. С. 162
[12] Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Ч. 1. Стб. 98, 103 (1-я паг.)
[13] напр., Минея. ГИМ. Син. Греч. 446. Л. 127об.- 137, 1-я пол. XIV в.
[14] Sinait. gr. 562. F. 103-104v. XI
[15] Ταμεῖον. Σ. 62. №. 119
[16] Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 172
[17] Vat. gr. 1156. Fol. 262v, 3-я четв. XI в.
[18] Vind. hist. gr. 6. fol. 2
[19] ГИМ. gr. 175. Fol. 114v, 122v