Апо́криф (от греч. αποκρυφος - тайный, сокровенный), произведение с библейским сюжетом, не включенное Церковью в библейский канон.
Слово "апокриф" было впервые употреблено Иринеем Лионским в сочинении "Против ересей".
Апокрифы делятся на ветхозаветные, новозаветные, житийные.
К апокрифам Ветхого Завета, то есть книгам, не внесенным в еврейский канон, относятся: Маккавейские книги, книга Иудифи, книга Товита, книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, книга Премудрости Соломона, книга пророка Варуха, вторая и третья книги Ездры, послание Иеремии. Некоторые отцы церкви ставили ветхозаветные апокрифы наравне с каноническими книгами. Тридентский собор включил их в канон [1] (кроме 3 и 4 кн. Ездры), лютеране не признает за ними одинакового значения с книгами Священного Писания; Англиканская церковь их вовсе отвергает; Православная Церковь рекомендует как душеполезное чтение. Русская православная Библия, как и славянская, содержит 11 неканонических книг Ветхого Завета.
К апокрифам Нового Завета принадлежат несколько евангелий (Иакова, Никодима и др.), деяний апостольских, 6 посланий и 4 апокалипсиса. Большинство новозаветных апокрифов являются еретическими, искажающими христианское вероучение.
К житийным апокрифам относятся непринятые Церковью литературные произведения житийного характера.
В Древней Руси одновременно с распространением христианства широко распространились и апокрифы, так называемые отречённые книги; многие из них, проникнув через Болгарию, являлись переводами и переработкой греческих апокрифов ("Хождение Богородицы по мукам", апокрифы о Соломоне и Китоврасе и др.). Русские тексты апокрифов дошли до нас в списках (самые ранние относятся к XI в.). В Изборнике Святослава 1073 перечислены книги "сокровенные", т. е. апокрифические. Однако некоторые апокрифы вошли в XIV в. в "Великие Четьи Минеи". Многие апокрифы сохранились в списках в монастырских библиотеках (например, в Соловецком монастыре).
Сведения, подчерпнутые из апокрифов часто служили основой для иконографии целых сцен (например Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы и т.д.).
[1] Поэтому ветхозаветные апокрифы называют также второканоническими