Монофелитство (от μόνον и θέλημα - единоволие) – ересь, которая была сформулирована папой Гонорием в VII в. в ответном послании к Константинопольскому патриарху и заменила собой моноэнергизм. «Признавая Воплотившегося Бога-Слово, "действующего многообразно" и по-Божески, и по-человечески, Гонорий, однако, признает единое хотение, то есть волю» [1]. Монофелиты исходили из представления о том, что 2 воли во Христе должны быть противоположно направлены; что человечекая воля – седалище греха, которому не подвержен Спаситель. Из их учения следовало, «что воля есть атрибут не природы, а Лица, тогда как, согласно учению о Пресвятой Троице, воля в Боге является атрибутом не Божественных Лиц, но общей Им природы» [2]. Признание личной единой воли Христа рассекает Троицу на трех богов, делает человеческую природу пассивной, превращая ее в абстракцию. Наличие 2-х воль с очевидностью указывается в евангельском тексте (Лк.22, 42). Ответом на монофелитство явилось учение о 2-х волях человека прп. Максима Исповедника: «природной (θελημα φυσικον) и гномической, то есть избирательной, или воле суждения (θελημα γνωμικον)» [3], означающей «личностный или ипостасный выбор» [4]. Не искаженная грехом, природная воля, имевшаяся у Спасителя, всегда направлена к добру, а воли колеблющейся, гномической у Христа, не имеющего человеческой ипостаси, нет.
Ересь монофелитства осуждена на VI Вселенском соборе (680-681 гг.).
[1] А.Дворкин. Из истории Вселенских Соборов. Моноэнергизм, монофелитизм и VI Вселенский собор. Журн. «Альфа и Омега». М., № 2(13), 1997. С.348.
[2] Иерей Олег Давыденков. Катехизис. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. С.150.
[3] А.Дворкин. Из истории Вселенских Соборов. Моноэнергизм, монофелитизм и VI Вселенский собор. Журн. «Альфа и Омега». М., № 2(13), 1997. С.354.
[4] Протопр. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. С.167.