Гомиле́тика (от греч. ὁμιλία - беседа, общение, собрание и лат. ethica - учение о нравственности) - наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения.
До III века по Р.Х. в Церкви не существовало специальной гомилетической теории. Общераспространенным являлся взгляд на проповедь как на плод непосредственного вдохновения от Святого Духа. В I-II веке в Церкви не было обычая выступать перед слушателями с заранее подготовленной проповедью.
К пересмотру такого взгляда на проповедь первым призвал Ориген. Он высказал мысль, что проповедь является не только плодом наития свыше, но и плодом личного творчества проповедника. Ориген призывал дидаскалов (церковных учителей) к напряжению всех своих умственных сил, применению всех своих знаний, всего образования в деле подготовки гомилий (церковных бесед). Такой взгляд на проповедь вскоре стал в Церкви общераспространенным, что создало основу для построения теории церковной проповеди, в значительной степени заимствовавшей принципы светского ораторского искусства. При этом в Церкви никогда не переставала существовать и всецело импровизированная проповедь. Поэтому, можно сказать, что к IV веку оформилось два основных подхода к построению проповеди. Профессор Н.И. Барсов определил их как профетический и риторический.
Первые специальные трактаты по гомилетике появились на Западе. Это, прежде всего, сочинение блаженного Августина «О христианской науке» (De doctrina christiana) и «Пастырское правило» (Regulae pastoralis liber) святителя Григория Двоеслова. У восточных отцов Церкви цельной гомилетической теории никогда не было. Их учение о проповеди выражено в отрывочных замечаниях и высказывается ими эпизодически.
В эпоху Возрождения в связи с активным изучением античного наследия (в том числе и античной риторики) появляется ряд принципиально новых руководств по гомилетике. Это, например, сочинения Рейхлина «Liber congestorum de arte praedicandi» (Сборник об искусстве проповеди, 1504) и Эразма Роттердамского «Ecclesiastes, sive concionator evangelicus» (Екклесиаст, или Евангельский проповедник, 1535). Оба автора были последовательными сторонниками риторического направления. Гомилетику они рассматривали исключительно как церковную риторику. Проповедь, по их мнению, должна подчиняться общим законам ораторского искусства.
После начала Реформации наблюдается стремление вернуться к первоначальной безыскусственности церковной проповеди. Эту точку зрения, в частности, отстаивал Мартин Лютер. По его мнению, задача церковной проповеди — это простое и ясное объяснение Священного Писания. Однако после смерти Лютера в лютеранстве (равно как и в других протестантских конфессиях) начался процесс постепенного заимствования приемов светского ораторства, приведший к возникновению так называемой протестантской схоластики. В результате гомилетическая наука в Германии в XVII веке развивалась почти исключительно в риторическом направлении. Отход от схоластических принципов наметился здесь лишь в XVIII веке в связи с широким распространением пиетизма.
На Руси гомилетической теории не существовало вплоть до XVII века. Первым отечественным курсом гомилетики принято считать сочинение архимандрита Иоанникия (Галятовского) «Наука, альбо способ зложеня казаня» (Наука, или способ составления проповеди). Это сочинение представляло собой приложение к двухтомному сборнику проповедей архимандрита Иоанникия («Ключ разумения»), увидевшему свет в Киеве в 1659-1660 годах. «Наука» была написана под влиянием католических гомилетик и потому активно заимствовала не только их теоретические подходы, но и саму латинскую терминологию. Таким образом, эта книга представляет собой классическое руководство по схоластической гомилетике.
Попытку преодолеть всецело схоластический характер отечественной гомилетической теории и церковной проповеди предпринял в начале XVIII века архиепископ Феофан (Прокопович). В противовес польско-латинскому влиянию он стремился использовать в своей проповеднической деятельности протестантский опыт. Тем не менее господство схоластических подходов сохранялось в отечественной гомилетической науке вплоть до середины XIX века.
Важную роль в преодолении схоластического метода сыграла книга профессора Киевской Духовной Академии Я.К. Амфитеатрова «Чтения по церковной словесности, или гомилетика» (Киев, 1846), которая послужила основой для формирования самобытного отечественного стиля церковной проповеди. Вплоть до начала XX века она являлась основным учебным пособием по гомилетике на русском языке. Курсы гомилетики, изданные во второй половине XIX столетия, в значительной мере следовали Амфитеатрову и принесли мало нового в гомилетическую науку. Одним из главных представителей этой линии был профессор КДА протоиерей Н.А. Фаворов. Его книга «Руководство к церковному собеседованию, или гомилетика» выдержала множество переизданий и стала нормативным семинарским учебником по гомилетике.
Новый шаг вперед в отечественной гомилетической науке относится уже к началу XX века. В 1906 году профессор КДА В.Ф. Певницкий выпустил в свет книгу «Церковное красноречие и его основные законы». Написанию этой книги предшествовало многолетнее изучение профессором Певницким истории христианской церковной проповеди. Его книга представляет собой попытку возврата к святоотеческому подходу в церковном проповедничестве.
Особое место в истории отечественной гомилетики занимает архиепископ Амвросий (Ключарев). Этот выдающийся проповедник отстаивал необходимость возрождения импровизированной проповеди. Владыка Амвросий попытался обобщить свой богатый проповеднический опыт в книге «Живое слово». Это небольшое сочинение и по сей день остается единственным в нашей церковной литературе практическим руководством по проповеднической импровизации.
Со второй половины XIX века в отечественной церковной науке наряду с гомилетической теорией активно развивается изучение истории церковной проповеди. Кроме профессора Певницкого ряд ценных трудов по истории проповедничества принадлежит профессору СПбДА Н.И. Барсову. Наиболее известные учебные пособия и хрестоматии по истории церковной проповеди были составлены преподавателем Киевской духовной семинарии протоиереем М.А. Поторжинским.
Несколько особняком в отечественной гомилетике стоит фигура профессора МДА М.М. Тареева. В своей книге «По вопросам гомилетики» он призывал к полному отказу от использования в проповеди приемов ораторского искусства. Профессор Тареев полагал, что проповедь должна вернуться к Евангельской простоте и безыскусственности.
Таким образом, к 1917 году в отечественной науке сосуществовали различные подходы к определению самых ключевых понятий гомилетики. Окончательный синтез разных точек зрения так и не был осуществлен.
В послереволюционный период творческое развитие отечественной гомилетики было насильственно прервано. Отечественные авторы второй половины XX столетия в основном опирались на труды дореволюционных ученых, не ставя перед собой задачу творческого развития этого наследия. Из сочинений по гомилетике этого периода можно выделить труды профессоров МДА протоиерея А.А. Ветелева и игумена Марка (Лозинского). В 1970-е годы в МДА велась работа по составлению тематического указателя основных святоотеческих творений для использования его в написании проповедей. Эта работа послужила основой для составления пятого, шестого и седьмого томов «Настольной книги священнослужителя», которые посвящены практическим вопросам церковной проповеди.
В 1999 году в свет вышел учебник по гомилетике архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко), подводящий итог развитию отечественной гомилетической науки за последние десятилетия.
Литература
- Православная энциклопедия, т. 12, с. 23-39
Использованные материалы
- Статья "Гомилетика" на портале Богослов.Ру