Прп. Георгий Святогорец. Фреска Ахтальского собора, Грузия, XIII век |
Память 27 июня, 30 июня (Греч. [2]) и в Соборе Афонских преподобных
Родился в 1009 или в 1014 году в Триалети (область Южной Грузии) в семье знатных владетелей Марии и Иакова. Его отец по поручению грузинского царя Георгия I (1014–1027) ездил к персидскому шаху в качестве посла.
Когда мальчику исполнилось 7 лет, родители привели его в женский Тадзрийский монастырь, где воспитывалась его старшая сестра Тэклэ (Фекла). Здесь святой Георгий провел три года, и дважды за это время был чудесно спасен Промыслом Божиим от гибели (в реке Кция и в пламени пожара, разразившегося в обители).
В 1019 году по просьбе своих дядей (братьев отца), Георгия-писаря и Саввы, подвизавшихся в Хахульском мужском монастыре, отрок Георгий получил благословение настоятеля Хахульского монастыря Макария на воспитание у строгого подвижника Илариона Твалели, который славился образованностью и высотой духовной жизни.
Преподобный Георгий III Иверский Святогорец (Мтацминдели), Афонский (Атонели) |
После непродолжительного пребывания в обителях на Черной горе (близ Антиохии) инок Георгий отправился на Дивную гору, в монастырь святого Симеона Дивногорца. Там он обрел духовного наставника старца Георгия Молчальника (+ 1068), тоже грузина, жившего в расселине скалы. Три года провел он в монастыре святого Романа (с 1036 по 1039 гг.). В 30-летнем возрасте преподобный Георгий принял великую схиму от старца Георгия Молчальника. Затем, напутствуемый им, он отправился на Афон, в Иверский монастырь. По дороге святой посетил Иерусалим и поклонился Гробу Господню.
Преподобный Георгий прибыл на Афон в 1040 году и продолжил работу над переводом богослужебных книг и творений святых отцов Церкви, начатую преподобным Евфимием Иверским (см. ниже раздел "Сочинения"). И поныне Грузинская Православная Церковь признает канонической и допустимой для церковного употребления только ту редакцию Священного Писания, которая принадлежит перу преподобного Георгия Иверского, достойно завершившего труды преподобного Евфимия.
После года послушничества преподобный Георгий в 1042 году был рукоположен в сан иерея и назначен старшим иеромонахом при соборном храме. Он исполнял также обязанности регента.
Свободное от богослужений время святой посвящал переводческой деятельности и поэтическому творчеству.
После кончины игумена Иверского монастыря Стефана Хартуляри преподобный Георгий был в 1044 году избран новым игуменом (трижды жребий указал на него). Попечением нового настоятеля был перестроен и укреплен соборный храм обители в честь Успения Пресвятой Богородицы и подтверждены права грузин на Иверский монастырь. С этой целью преподобный Георгий посетил Константинополь, где был принят императором Константином IХ Мономахом (1042–1055) и получил от него жалованную грамоту.
Вернувшись в Иверскую обитель, преподобный оставил после себя настоятелем Георгия Олтисели и отправился на Черную гору, близ Антиохии. Вероятно, он вынужден был это сделать, чтобы оправдать перед патриархом Антиохийским Феодосием III (1057-1076) братию Иверского монастыря, заподозренную греками в неправославии. Преподобному Георгию удалось справиться не только с этой задачей, но и убедить Антиохийского Первосвятителя в канонической законности автокефалии Грузинской Православной Церкви.
Из Антиохии, по приглашению грузинского царя Баграта IV (1027–1072), преподобный Георгий отправился в Грузию. В Грузии он провел пять лет: учил народ словом и делом, помогал благоустроению церковной жизни и внедрял свои переводческие труды. Благодаря их высоким научным и литературным достоинствам, они были признаны Грузинской Церковью образцовыми. Заботясь о духовном просвещении страны, преподобный Георгий отобрал 80 грузинских юношей и отправился с ними на Афон, чтобы отдать их в основанное им же училище. По дороге он посетил Константинополь. Несмотря на уговоры учеников отложить посещение императора, поскольку преподобный Георгий занемог, он, будучи извещен свыше о своей предстоящей кончине, поторопился представить императору Константину Х Дуке (1059-1067) своих учеников и получил грамоту на их обучение в афонском училище [3]. На следующий день, 29 июня 1065 года, святой Георгий мирно отошел ко Господу.
Тело преподобного было с честью перевезено на Афон, прославленное на пути очевидными знамениями милости Божией. Оно год пролежало в гробе без погребения в храме Всех Святых. Когда гроб был открыт, тело святого оказалось совершенно нетленным: ни один волос не упал с его головы и бороды. Гроб святого Георгия был установлен близ раки святого Евфимия 24 мая 1066 года. С согласия католикоса-патриарха всей Грузии Иоанна IV (1110-1142) ежегодно в этот день совершалась память святого Георгия, приуроченная впоследствии к дню его блаженной кончины, и совершаемая ныне 27 июня.
Сочинения
В Житии преподобного Георгия приводится неполный список его переводов с греческого:
- Большой Синаксарь,
- Деяния и Послания святых апостолов,
- двенадцать богослужебных Миней,
- Октоих,
- Триодь (постная и цветная),
- Требник,
- Псалтирь,
- Полный Часослов,
- «Шестоднев» святого Василия Великого,
- Послания святого Игнатия Богоносца,
- Соборные послания святого Кирилла Александрийского,
- Книга святого Григория Нисского, Книга святого Феодора Студита,
- Книга деяний VI Вселенского Собора
Из переводов святого Георгия Иверского с латинского на греческий до нас дошло известное сочинение епископа Дорофея «О 70 учениках Господа».
Широко известно также оригинальное произведение преподобного Георгия Иверского «Житие Иоанна и Евфимия», дающее обстоятельные сведения об основании и внутренней жизни Афонского Иверского монастыря при первых его ктиторах и настоятелях – преподобных Иоанне и Евфимии.
Афонские песнопения преподобного Георгия Иверского были впоследствии переведены на многие европейские языки. Знаменитая русская песня "Вечерний звон" написана на стихи И. И. Козлова (1829 год), представляющие собой перевод с английского стихотворения Т. Мура 1815 года "Air. - The Bells of St. Petersburg", в свою очередь являющегося переводом стихов прп. Георгия Иверского [4].
Литература
- Габидзашвили Э., Крашенинникова Н .Н., "Георгий Святогорец" // Православная энциклопедия, Т. 11, С. 78:
- Никитин В.А., "Иверский монастырь и грузинская письменность (к 1000-летию Иверского монастыря)" // Богословские труды. М., 1982. №23 (БТ), с. 94-118:
Использованные материалы
- "Преподобный Георгий Иверский, Афонский" // Портал Православие.Ru:
- Каталог икон на сайте PravIcon.com
- http://pravicon.com/image-5087 (икона)
- "Ἀπὸ τὸ Ἁγιολόγιο τῆς Γεωργίας. ̔Ο Ὅσιος Γεώργιος Γ ́ ὁ Ἁγιορείτης ὁ ἐξ Ἰβηρίας, ὁ λεγόμενος Οἰκοδόμος, Ἡγούμενος τῆς Μονῆς τῶν Ἰβήρων". (иллюстрация)
[1] "Память преподобного Георгия III Афонского, прозванного Строителем, игумена Иверского монастыря" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. V. - С. 791, сноска 1.
[2] "Ὁ Ὅσιος Γεώργιος ὁ Ἁγιορείτης ἐξ Ἰβηρίας"страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/4030/sxsaintinfo.aspx.
[3] Георгий Агиорит вывез из Грузии 80 сирот, родители которых погибли во время нашествия сельджуков. Он доставил их в Константинополь, где Константин X Дука возместил понесенные им расходы. После смерти Георгия в византийской столице помощь детям оказал священник Петр. В хрисовуле, опубликованном по этому поводу, император приказал воспитывать их в Иверском монастыре, запретил выгонять их и вообще причинять им какой-нибудь вред. См. Самодурова З. Г., "К вопросу о существовании монастырских школ в Византии VIII–XII вв." // Византийский Временник, т. 56 (81), 1995, с. 209, http://www.vremennik.biz/opus/BB/56/53025
[4] См.: Английская поэзия в русских переводах (XIV-XIX века). Сб. Сост. М. П. Алексеев, В. В. Захаров, Б. Б. Томашевский. На англ. и рус. яз. - М.: Прогресс. - 1981. - С. 314-315.