Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГАВРИИЛ (ВОЕВОДИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Гавриил (Воеводин). Фотография. 1910-е гг. (РГИА)
Еп. Гавриил (Воеводин). Фотография. 1910-е гг. (РГИА)
Гавриил (Воеводин) (1869 - 1937), архиепископ Полоцкий и Витебский

В миру Воеводин Григорий Дмитриевич, родился 6 января 1869 года в городе Луге Санкт-Петербургской губернии [1] в мещанской семье.

В детстве прислуживал в алтаре храма Михаила Архангела - нижнего храма церкви Воскресения Христова и Рождества Христова (Малоколоменской) в Санкт-Петербурге.

В 1890 году окончил 8-ю Санкт-Петербургскую гимназию, в 1894 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

На выбор жизненного пути Григория большое влияние оказала встреча со св. Иоанном Кронштадтским в июне 1890 года; впоследствии Григорий неоднократно посещал его в Кронштадте.

13 февраля 1893 года был пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеродиакона.

По окончании духовной академии, весной 1894 года посвящен во иеромонаха и назначен преподавателем Владикавказского духовного училища.

В 1895 году перемещен в Александровскую миссионерскую семинарию в селе Ардоне (Осетия).

С 1896 по 26 августа 1898 года - преподаватель гомилетики Могилёвской духовной семинарии.

С 18 июля 1898 года - инспектор Полтавской духовной семинарии.

С 27 июня 1901 года - в сане архимандрита настоятель Уфимского Успенского монастыря, а также член Уфимской духовной консистории.

На службе в Волынской епархии

По прошению, 6-26 марта 1908 года перемещен в распоряжение Волынского архиепископа Антония (Храповицкого) для зачисления в состав братии одного из монастырей епархии.

27 августа 1908 года назначен настоятелем Житомирского Богоявленского монастыря и начальником новооткрытого Житомирского училища пастырства, 20 июля 1910 года - также настоятелем Тригорского Преображенского монастыря в Житомирском уезде.

В кафедральном Преображенском соборе Житомира 25 июля 1910 года архиепископом Антонием в сослужении четырех епископов хиротонисан во епископа Острожского, третьего викария Волынской епархии с оставлением в должностях начальника Житомирского училища пастырства и настоятеля 2 монастырей; 27 октября установлен круг его полномочий.

С 28 февраля 1913 года - второй викарий той же епархии.

Епископство на Урале и в Сибири

9 июня 1915 года назначен епископом Челябинским, первым викарием Оренбургской епархии, а 26 января 1916 года - епископом Барнаульским, вторым викарием Томской епархии.

С мая по 1 августа 1917 года временно управлял Енисейской епархией в связи с предоставлением отпуска Енисейскому и Красноярскому епископу Никону (Бессонову), которому епархиальный съезд 16 апреля 1917 года выразил недоверие. Прибыл в Красноярск 26 мая; по частному соглашению с епископом Никоном епархиальные дела отправлял ему, ограничив круг своих обязанностей совершением богослужений. Вступил в конфликт с выборным церковно-епархиальным советом, резолюцией от 31 июля 1917 года на 1 год его членов в священном сане запретил в священнослужении, а мирян отлучил от Церкви [2] (запрещения и отлучения сняты Свящ. Синодом 14 августа 1917 года).

В качестве заместителя Томского и Алтайского епископа Анатолия (Каменского) участвовал в работе Поместного Собора 1917-1918 гг.; подпись епископа Барнаульского Гавриила стоит под Деяниями от 18 апреля 1918 года о канонизации Иркутского епископа Софрония (Кристалевского) и убиенного первого Астраханского митрополита Иосифа. По окончании 2-й сессии Собора, перед самым свержением в Сибири советской власти, вернулся в епархию.

В 1918 - 1919 годах находился в юрисдикции Временного высшего церковного управления Сибири.

Будучи назначен епископом Челябинским и Троицким, к месту назначения не выехал (в связи с занятием Челябинска 27 мая 1918 года частями выступившего против большевиков Чехословацкого корпуса).

В конце 1918 года находился в Киеве, принимал участие в работе Всеукраинского Православного Церковного Собора.

22 мая 1919 года возглавил организованный приходскими советами храмов Барнаула "торжественный религиозно-патриотический крестный ход".

С 1919 года - епископ Акмолинский.

1 февраля 1920 года, после реставрации большевистского режима, арестован в Иркутске вместе с епископами, эвакуировавшимися туда из Западной Сибири. Вскоре освобожден.

Получив весной 1921 года назначение епископом Петропавловским, на место убиенного епископа Мефодия (Краснопёрова), на кафедру не выехал.

С 14 сентября 1921 года - на покое в Томском Богородице-Алексиевском мужском монастыре в качестве настоятеля.

В обновленчестве

В сентябре 1922 года уклонился в обновленчество. Потеряв связь с центром, вместе с епископом Софронием (Арефьевым) в конце сентября 1922 года совершил первые обновленческие "архиерейские хиротонии" - без предварительного пострига в монашество ими были поставлены два вдовых священника: о. Иоанн Завадовский и о. Николай Чижов [3]. Эти хиротонии вскоре привели к расколу в расколе: в октябре в обновленческие "епископы" стали впервые рукополагать женатых священников, в ответ на что на губернском съезде духовенства решили прекратить каноническое общение с СибЦУ и учредить Сибирскую митрополию под началом епископа Софрония (Арефьева). В свою очередь, СибЦУ отправило на покой сторонников новой митрополии, в том числе и епископа Гавриила [4].

Считается что, был обновленческим епископом Томским, затем Алтайским. В ряде справочных материалов, ему приписывается участие, в звании "архиепископа Барнаульского", в обновленческом II Поместном Соборе 1923 года, на котором епископ с указанном выше титулом подписал постановление о лишении сана и монашества патриарха Московского святителя Тихона [5]. Среди 54 подписантов "Деяний" обновленческого Собора [6] стоит подпись "Барнаульского Архиепископа Гавриила", но на тот момент, с декабря 1922 года такой титул носил обновленческий епископ Гавриил (Ландышев), тогда как Гавриил (Воеводин) в других материалах под титулом Барнаульского не фигурирует [7].

Воссоединение с канонической Церковью

Летом 1923 года принёс покаяние и принят в лоно Православной Церкви как епископ, находящийся на покое, в августе возведен Патриархом в сан архиепископа [8].

В конце 1923 года выслан в Петроград. По приглашению членов Александро-Невского братства служил в церкви св. митр. Петра (подворья Творожковского монастыря), где с осени 1923 года обосновалось братство.

В 1925 года выслан в Москву без права выезда, с 1926 года проживал в Ленинграде также без права выезда.

По представлению Ленинградского митрополита Иосифа (Петровых) в сентябре 1926 года назначен архиепископом Кингисеппским, викарием Ленинградской епархии.

По его же поручению с 14 сентября 1926 по 19 апреля 1927 года временно управлял Ленинградской епархией.

19 апреля 1927 года арестован по делу Богословско-пастырского училища, обвинен в организации кружка "Ревнителей истинного православия" и антисоветской агитации "через учащихся". 19 ноября этого же года освобожден под подписку о невыезде. 10 ноября 1928 года дело прекращено "за недостаточностью компрометирующего материала".

В конце 1927 года являлся "непоминающим", в декабре подписал одно из протестных посланий, переданных митрополиту Сергию (Страгородскому), но к иосифлянам не присоединился; вскоре отказался от оппозиции курсу митрополита.

В декабре 1927 - декабре 1928 года - архиепископ Полоцкий и Витебский. Уволен на покой по прошению, вновь служил в Ленинграде в церкви св. митр. Петра, после ее закрытия (апрель 1930 года) - в Феодоровском соборе, куда перешло и Александро-Невское братство.

Аресты, расстрел

По делу братства 17 февраля 1932 года арестован и 22 марта этого же года приговорен Коллегией ОГПУ к 5 годам лагерей.

Отбывал срок в Сибирском и Карагандинском исправительно-трудовых лагерях [9].

Освобожден в феврале 1937 года, приехал в Ленинград. Не получив возможности служить, поселился в городе Боровичи в доме протоиерея Троицкого собора о. Иоанна Державина. Также не был допущен к священнослужению; жил на подаяния.

9 сентября 1937 года арестован по обвинению в руководстве контрреволюционной церковной организацией. Поставил подпись под сфабрикованными показаниями, затем отказался от них и от участия в очных ставках. 10 декабря приговорен Особой тройкой УНКВД Ленинградской области к высшей мере наказания.

Расстрелян 17 декабря 1937 года в городе Боровичи в числе 51 человека, проходившего по делу.

Награды

  • орден св. Владимира IV степени (1909)
  • орден св. Владимира III степени (1912)
  • орден св. Анны I степени (1914)

Труды

  • Речь при наречении во епископа Острожского // ПрибЦВед. 1910. № 32. С. 1327.
  • Закон любви. Житомир, 1914.
  • Знаменательный сон: Из восп. об о. Иоанне Кронштадтском. Житомир, 1914.

Архивные материалы, литература

  • ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.78.
  • УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-24095, П-68567.
  • ЦВед. 1893. № 7. С. 110; 1896. № 36. С. 343; 1901. № 27. С. 255; 1908. № 14. С. 70; 1918. № 19-20. С. 114; № 21-22. С. 143.
  • ПрибЦВед. 1910. № 32. С. 1325, 1328, 1348, 1349.
  • Волынские ЕВ. 1910. № 45. С. 803.
  • К отъезду епископа Гавриила // Волынские ЕВ. 1915. № 28. С. 436-438.
  • Состав Свят. Правит. Всерос. Синода и рос. церк. иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 258-259.
  • Офиц. изв. по Енисейской епархии. 1917. № 3. С. 10-11; № 4. С. 4-12.
  • Беглые архиереи // РиЦ. 1919. № 6/8. С. 96-97.
  • Сибир. Церковь. 1922. № 2. С. 13-14.
  • Деяния 2-го Всерос. Поместного Собора Правосл. Церкви. М., 1923. С. 6, 19.
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 266-269.
  • Левитин, Шавров. Очерки смуты. Т. 2. С. 111.
  • Мещерский Н. А. «На старости я сызнова живу, прошедшее проходит предо мною…» Л., 1982. Ркп. С. 27-32.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 / Сост. М. Е. Губонин. - М.: Изд-во Православного СвятоТихоновского Богословского Института. С. 124, 298, 853-854, 910, 911, 913, 917, 922, 929, 931, 940, 950, 956, 968, :
  • Чельцов М. П., прот. В чем причина церк. разрухи в 1920-1930 гг. / Публ. В. Антонова // Минувшее. 1994. Вып. 17. С. 415, 417, 449-453, 456, 459, 461, 462, 466, 467, 470.
  • За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 294-295.
  • Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945. СПб., 1995. С. 121 и др.
  • Он же. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 15, 18, 24, 167.
  • Он же. Александро-Невское братство, 1918-1932 гг. СПб., 2003. С. 97-98, 120, 134, 174, 201-204.
  • Боже В. С. Мат-лы к истории церк.-религ. жизни Челябинска (1917-1937) // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Челябинск, 1998. Вып. 2.
  • Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…». М., 1998. С. 46, 48, 56, 256.
  • Док-ты по истории церквей и религ. объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг.). Барнаул, 1999. С. 46-47.
  • Синодик СПб епархии. С. 5.
  • Петров М. Н. Крест под молотом. Новгород, 2000. С. 40, 276, 333.
  • Викарии Нарвские и Ямбургские // С.-Петерб. ЕВ. 2001. Вып. 25. С. 57-58.
  • Ленингр. мартиролог. Т. 5. С. 47; Конюченко А. И. Гавриил (Воеводин) // Челябинск: Энцикл. Челябинск, 2001. С. 177.
  • Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.34, 44-45,54,116-117.

Использованные материалы



[1]  По другим данным - в Санкт-Петербурге.

[2]  Отношение Епископа Гавриила, временно управлявшего Енисейской епархией, от 31 июля с.г., за №318-м, на имя Енисейской Духовной Консистории // Официальные известия по Енисейской епархии, №4, с.4.

[3]  Фаст М. В., Фаст Н. П., Нарымская голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период, Томск; М., 2004, с. 49–51, http://providenie.narod.ru/1070.html

[4]  Фаст М. В., Фаст Н. П., Нарымская голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период, Томск; М., 2004, с. 53, http://narymskaya-golgofa.blogspot.com/2014/06/, со ссылкой на ГАТО, ф. Р-588, оп. 1, д. 680, л. 9; д. 592, л. 235. В ряде материалов, включая биографическую статью в "Православной энциклопедии" ему приписывается участие в "епископской хиротонии" женатого священника Петра Блинова. См. Васильева Н. Ю., Галкин А. К., Шкаровский М. В., "Гавриил (Воеводин)", Православная энциклопедия, т. 10, с. 212-213, http://www.pravenc.ru/text/161287.html

[5]  См. Акты Святейшего / сост. М. Е. Губонин, М.: Изд-во ПСТБИ, с. 854; Васильева Н.Ю., Галкин А.К., Шкаровский М.В., "Гавриил (Воеводин)", Православная энциклопедия, т. 10, с. 212-213.

[6]  Cм. Деяния II-го Всероссийского Поместного собора Православной церкви, с. 6, http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Деяния_II-го_Всеросси...pdf

[7]  О том, что это подпись именно Ландышева, говорит и статья портала Русское Православие (см. http://ortho-rus.ksproject.org/cgi-bin/ps_file.cgi?2_717).

[8]  "08.1923. Указ Святейшего Патриарха Тихона о возведении в сан архиепископа Преосвященного Гавриила [Воеводина]", Каталог русских архиереев-обновпенцев, ч. 1 / сост. А. М. [митрополит Мануил Лемешевский], Чебоксары, 1956.

[9]  По БД ПСТГУ - только в Мариинских лагерях (Сиблаг).

Редакция текста от: 22.11.2017 14:49:48

"ГАВРИИЛ (ВОЕВОДИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google