Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СОФРОНИЙ (АРЕФЬЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Якутский и Вилюйский Софроний (Арефьев)
Епископ Якутский и Вилюйский Софроний (Арефьев)
Софроний (Арефьев) (1879 - 1937), архиепископ Краснодарский и Кубанский

В миру Арефьев Иван Алексеевич, родился 19 марта 1879 года в Шадринском уезде Пермской губернии в семье псаломщика [1].

Окончил Камышловское духовное училище, в 1899 году - Пермскую духовную семинарию, а в 1903 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

16 августа 1903 года был назначен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии. С 29 сентября 1905 года - преподаватель той же семинарии.

28 февраля 1912 года был рукоположен во иерея.

В сентябре [2] 1912 года был назначен инспектором семинарии, а 2 или 12 августа 1914 года - её ректором.

В 1914 году был возведен в сан протоиерея. Овдовел, и в 1915 году принял монашество. Возведен в сан архимандрита.

В 1916 году - член Русской духовной миссии в Китае.

Епископство в Азиатской России

23 июня 1919 года был хиротонисан во епископа Семиреченского и Верненского. До места назначения не доехал, будучи откомандированным в Якутск для управления Якутской епархией.

В ноябре 1919 года совершил обзорную поездку по епархии посетив Маинскую, Нахарскую, Олом-Кельскую и Мегинскую церкви. В 1920 году был назначен епископом Якутским и Вилюйским.

По некоторым данным 5 февраля 1921 года был арестован в Якутске. Однако, если арест и состоялся, он был краткосрочным - известны его резолюции на протоколах заседания Духовного комитета по делам Якутской Православной Церкви от 19 марта и 19 мая того года.

Однако, затем вероятно был арестован вновь, т.к. 13 сентября 1921 года был осуждён Коллегией ЯкутГубЧК с формулировкой - "участие в контрреволюционном заговоре" (февральском), выслан в ИркГубЧК для препровождения на распоряжение СибЧК.

В январе 1922 года, не оставляя Якутской кафедры, вступил в управление Петропавловским викариатством Омской епархии. В тот же период упоминается временно управляющим Камчатской епархией.

В начале 1922 года находился в Новониколаевске. Новониколаевское окружное церковное управление обратилось к патриарху Тихону и к членам патриаршего Священного Синода с ходатайством о назначении владыки Софрония епископом Новониколаевским, викарием Томской епархии. 19 марта 1922 года епископ Софроний получил указ Синода о назначении его с 20 февраля 1922 года на новообразованную Новониколаевскую кафедру [3].

В обновленчестве

Под давлением сибирских обновленцев с начала раскола уклонился по линии наименьшего сопротивления и занял Новониколаевскую обновленческую кафедру. В начале сентября 1922 года был приглашен обновленцами на Томскую кафедру и принял предложение. Согласно томской газете "Красное Знамя" от 19 сентября того года:

"Крупным приобретением для Томской церковной революции является вступление в ряды ее борцов Новониколаевского (Новосибирского) епископа Софрония (Арефьева), приглашенного и уже прибывшего на Томскую кафедру. Новый Томский епископ Софроний в заседании Томского церковного управления определенно заявил о своей лояльности к советской власти... Высшее Церковное управление в Томске еп. Софроний считает каноничным. Он приступил к работе в качестве председателя Томского Церковного управления, и его имя стали поминать за церковным богослужением как архипастыря Томской церкви..." [4]

Потеряв связь с центром, вместе с епископом Гавриилом (Воеводиным) в конце сентября 1922 года совершил первые обновленческие "архиерейские хиротонии" - без предварительного пострига в монашество ими были поставлены два вдовых священника: о. Иоанн Завадовский и о. Николай Чижов [5]. Эти хиротонии вскоре привели к расколу в расколе: в октябре в обновленческие "епископы" был впервые рукоположен женатый священник, о. Петр Блинов, после чего последовали и другие обновленческие поставления в сибирские архиереи женатых священников. В этих условиях епископ Софроний, объявив себя сторонником обновленческой группы "Союз церковного возрождения" под началом Антонина (Грановского), прекратил общение с "Сибцерковью". В октябре того года в Новониколаевске (ныне Новосибирск), на губернском съезде духовенства решили прекратить каноническое общение с СибЦУ и отказались признать его высшим церковным органом Сибири. Решено было учредить Сибирскую митрополию для объединения сибирских епархий, а во главе Временного церковного управления Сибирской митрополии встал епископ Софроний, вероятно снова с титулом Новониколаевского. В свою очередь СибЦУ отправило его на покой [6].

Советская власть не захотела поддерживать раскол среди обновленцев. В декабре 1922 года "за мошенничество и помощь контрреволюционерам" епископ Софроний был арестован в Новониколаевске. 30 марта 1923 года комиссия ОГПУ обвинении в "антисоветской агитации" приговорила его к двум годам заключения в концлагере.

Срок отбывал на Соловках [7].

Архиеп. Уфимский Софроний (Арефьев)
Архиеп. Уфимский Софроний (Арефьев)

Воссоединение с Церковью

В 1924 году принес покаяние патриарху Тихону и в декабре того года был назначен управляющим Архангельской епархией. По некоторым данным, после освобождения 1 апреля 1925 года жил в Новосибирске [8].

В 1927 году, вероятно 24 апреля [9], был откомандирован для временного управления Великоустюжской епархией, а 27 декабря того же года назначен ее правящим архиереем.

24 апреля 1929 года был возведен в сан архиепископа.

22 марта 1932 года был назначен архиепископом Ирбитским с временным управлением (до января 1933 года) Свердловской епархией.

13 февраля 1933 года был переведен архиепископом Уфимским.

3 марта 1934 года был назначен архиепископом Олонецким, но в управление не вступал. 11 мая определен архиепископом Свердловским, а 11 июня того же года - Ижевским.

В феврале 1936 года назначен архиепископом Краснодарским и Кубанским. После назначения владыке говорили: "Куда Вы едете, владыка, разве можно?" - он отвечал: "Еду туда, где всех сажают!" Приехал в Краснодар на Вербное воскресенье, худой-прехудой, высокий, изможденный, по жизни аскет. Прихожане думали, что и не услышат его голоса, а он - как рявкнул басом. Каждый день служил Литургию, сам читал паремии и подпевал.

Последний арест и кончина

С мая 1937 года епархией не управлял. 22 июня был арестован, а 2 декабря того же года постановлением "тройки" УНКВД по Краснодарскому краю приговорен к высшей мере за "контрреволюционную агитацию." 23 декабря [10] 1937 года был расстрелян в городе Краснодаре.

В 1989 году был реабилитирован по 1937 году репрессий, а 7 августа 2000 года прокуратурой Якутской АССР - по 1921 году репрессий.

Был очень высокого роста, за что за глаза звали его "Каланчой."

Награды

  • орден Российской империи святого Станислава 2-й степени (1914)

Документы, литература

  • ГА РФ, ф. 6343, оп. 1, д. 263, л. 88.
  • Архив УФСБ по республике Саха (Якутия), д. 2640-Р.
  • Список репрессированных священно-служителей Якутской епархии (архивная справка).
  • Сибирская Церковь, 1922, № 2, 13.
  • Cоветская Сибирь, № 168, от 9.8.1922, 2.
  • ЖМП, 1931, № 1, 1; № 4, 1; 1932, № 11-12, 2.
  • ФМП, № 64, 26,27.
  • ФПС, I, № 83, 10; II, 2; IV, 7; V, № 179.
  • ФАМ, I, № 243, 19.
  • Кат-АМ № 139, № 319.
  • Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814-1914гг.), Сергиев Посад, 1914, 130.
  • Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г., Пг., 1917, 66.
  • Польский М. А., протопр., Новые мученики Российские, Джорданвилль, 1949-1957 (репр.: М., 1994), I, 168; II, 115, 129.
  • Regel'son, Tragedija Russkoj Cerkvi 1917-1945, Paris, 1977, 535, 544, 556.
  • Левитин А. (Шаров В.), Очерки по истории русской церковной смуты, в 3 томах, Кюзнах, 1978, I, 267; II, 15 (?).
  • Andreyev I. M., Russiás Catacomb Saints, 136.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 6, 226.
  • Резникова И., Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря, СПб., 1994 (Исторические сборники 2), 187.
  • Цыпин В., прот., История Русской Церкви, 1917-1997, т. 9, М., 1997, 112, 251, 764.
  • Лавринов В., прот., Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы, Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001, 167.
  • Крест на Красном обрыве, М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2002, 83.
  • Книга памяти: книга-мемориал о реабилитированных жертвах политических репрессий 1920-1950-х годов, Якутск: Сахаполиграфиздат, т. 1, 2002.
  • База данных о жертвах политического террора в СССР (компакт-диск), 3-е изд., НИПЦ "Мемориал," М.: Звенья, 2004, 210818.
  • Фаст М. В., Фаст Н. П., Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период, Томск; М.: Водолей Publishers, 2004, 49-54, 117-118, 356.
  • За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник [сост.: С. В. Суворова], Архангельск, 2006, 525-526.

Использованные материалы



[1]  См. Лавринов В., прот., Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы, Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001, 167; сайт Виктора Скрипина, http://skripin.narod.ru/Bishops_of_Yakuyian_and_Viluyskian_1.html; http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_178. Основаная версия БД ПСТГУ - родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск); База данных о жертвах политического террора в СССР (компакт-диск), 3-е изд., НИПЦ "Мемориал," М.: Звенья, 2004, 210818, а также Книга памяти: книга-мемориал о реабилитированных жертвах политических репрессий 1920-1950-х годов, Якутск: Сахаполиграфиздат, т. 1, 2002 указывают Якутск.

[2]  Указываются даты 8, 18 и 28 сентября.

[3]  Иеромонах Симон (Истюков). Новосибирская епархия Русской Православной Церкви в 20-е годы XX века // Богословский сборник. Выпуск 10, Новосибирская Православная ДC, 2015, с. 39, http://oopnm.ru/wp-content/uploads/2017/06/bs-npds-10-06.pdf

[4]  Цит. по http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...d**

[5]  Фаст М. В., Фаст Н. П., Нарымская голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период, Томск; М., 2004, с. 49–51, http://providenie.narod.ru/1070.html

[6]  Петров С. Г., "Обновленческий церковный раскол в Сибири", Гуманитарные науки в Сибири, 2014, № 4, с. 79-82, http://www.sibran.ru/upload/iblock/cb9/cb9f7aad0b68a34b54bc1...pdf

[7]  Основная версия. По ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, д. 263, л. 88 - находился в ссылке в Тобольской губернии с 1923 по июнь 1926 года.

[8]  Так по Резникова И., Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря, СПб., 1994 (Исторические сборники 2), 187.

[9]  Дата по За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник [сост.: С. В. Суворова], Архангельск, 2006, 525-526.

[10]  http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_178 кроме этой даты указывает версию 26 декабря.

Редакция текста от: 20.11.2017 18:34:24

"СОФРОНИЙ (АРЕФЬЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google