Тригорский Преображенский монастырь, 15 мая 2010. Фотография с сайта sobory.ru |
- Адрес: Украина, 12422, Житомирская обл., Житомирский р-н, с. Тригорье
- Тел.: 49-21-10
- Официальный сайт: http://trigorsky-mon.church.ua
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Год основания Тригорского монастыря точно не известен, можно только сказать, что основан он был в конце XVI - начале XVII столетий. В «Ведомости о Тригорском Преображенском мужском монастыре» 1854 г. сказано: «Основателями сего монастыря в 1613 г. были помещики Трояновского имения Николай и Феодор Александровичи Вороничи, православного исповедования». С этого времени начинается достоверная история Тригорской обители. Однако есть свидетельства о более древнем происхождении Тригорского монастыря и об основании его князем Владимиром Ольгердовичем. Существует также предание, гласящее, что первые поселения иноков-пустынножителей возникли на этом месте около 1575 года, когда сюда перешёл на жительство из г. Любара игумен Кирилл, позже ставший первым настоятелем Тригорской обители.
В административном отношении Тригорская обитель подчинялась непосредственно православному киевскому митрополиту. К половине XVII в. Тригорье значительно пополняется иноками. Строгости монашеской жизни не нарушает даже материальный достаток обители - в актах XVII века нет ни одного намека на злоупотребления имуществом со стороны тригорских иноков.
В исторических памятниках упоминается о нескольких нападениях и грабительских наездах казаков на Тригорский монастырь. В один из таких наездов, 13 октября 1651 г., казаки беспощадно разграбили монастырь, захватили много «маетков обывательских» и перебили массу невинных людей. Незадолго до этого казаки потерпели поражение в битве с поляками под Берестечком. Народная злоба, раздражённая неудачей, находила исход в неразборчивой расправе и грабежах всего, что попадало под руку. В свою очередь, поляки торжествовали победу разгромами всех памятников Православия и спешили прибрать православные монастыри в свои руки.
Униатский период
С 1723 г. упоминается первый «супериор» Тригорской обители – Гедеон II Кузьминский, монастырь становится униатским. Уния была принесена в Тригорье католиками и униатами близлежащих Житомира, Чуднова и Троянова. Их совокупные усилия были поддержаны окатоличенными Вороничами и другими соседствующими монастырю владельцами. Грабить монастырь, хотя бы и униатский, кощунствовать и издеваться над его настоятелями, очищать его от “схизмы” – всё это было в глазах поляка-католика синонимом богоугодного дела. Уния заметно ослабила религиозно-нравственные силы Тригорского монастыря, подорвала его прежний авторитет и влияние на простонародную массу. Общий упадок Тригорского монастыря в униатсткий период сказался даже в крайне малом количестве его иноков, число которых к средине XVIII в. не превышало 10. Ничтожное количество тригорских иноков и нищета самой обители не мешали базилианскому генералу едва ли не каждые 3 года менять её супериоров. За 110 лет православного периода Тригорья сменилось 13 игуменов, а за 116 лет унии – 30 супериоров.
Несмотря на все эти печальные обстоятельства, обитель и в униатский период мало помалу благоустраивалась. В 1782 г. на месте жалких развалин деревянных келий вырос прочно отделанный двухэтажный каменный братский корпус. В 1792 г. была сооружена на древнем кладбище деревянная однокупольная малая церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", позже переименованная в честь свв. жен-мироносиц. Несколько позже, на горе, противоположной монастырским зданиям, была построена другая кладбищенская церковь во имя св. великомученицы Варвары.
В 1793 г., после второго раздела Польши, к России отошла вся восточная Волынь. Тригорский монастырь перешёл, таким образом, под власть русского правительства. Перемена политическая вызвала вскоре церковно-административную реформу. После уничтожения особого базилианского орденского начальства, Тригорский монастырь в 1795 г. был отдан в ведение белорусскому униатскому архиепископу Ираклию (Лисовскому).
Возникает стремление сблизить унию с Православием, возродить в ней православный дух. Знаменательно, что это новое движение развилось именно в окрестностях Тригорья. Чудновская и Житомирская протопопии ещё в 1771 г. включали в свой состав себе 107 православных церквей, бывших прежде униатскими. В конце первой и в начале второй четвертей XIX в. Тригорский монастырь успешно руководит этим движением униатов к Православию. Сам монастырь постепенно принимает вид православной обители. Вместо римских органов в нём возрождается православное пение.
Возвращение в Православие
Сокращение униатских епархий шло при императоре Николае I, слова которого: «Я не хочу, чтобы ваша церковь была передней римского обряда», – прекрасно характеризуют его политику в отношении униатов. Четыре прежние епархии соединились в две – Белорусскую и Литовскую. Весною 1839 г. униаты Житомирского и Овручского уездов были причислены к Литовской епархии. Её возглавлял в то время митрополит Иосиф (Семашко), умевший бороться с врагами их же оружием. Он, с целью изолирования от общей униатской массы наиболее упорных базилиан, решил собрать их в несколько отдельных центров, в числе которых был и Тригорский монастырь. Сюда были сосланы для исправления все наиболее видные фанатики униатского и римского обрядов. Своим значением как духовной лечебницы Тригорская обитель во многом обязана своему настоятелю Леонтию (Скибовскому), под руководством которого в 1839 г. монастырь возвращается в лоно Православной Церкви. Однако среди братии ещё было немало сторонников унии. К 1841 г. монастырь освободился от упорствующих униатов. С переводом их в отдалённую Курскую обитель, Тригорский монастырь окончательно стал православной обителью.
В 1848-1852 гг. была построена новая каменная тёплая Богоявленская церковь, которая была освящена архиепископом Варшавским Арсением 27 июля 1852 г.
В 1854 г. на месте ветхой Преображенской церкви архимандрит Леонтий начал строительство новой, каменной и просторной. В настоящее время она служит главной соборной церковью монастыря.
Приемники Скибовского – архимандриты Мелитон, Модест и Валентин – продолжили его труды по восстановлению Православия в Тригорской обители. Им приходилось, главным образом, бороться против совращений в латинство православных прихожан монастыря ксёндзами соседних костёлов.
По Высочайше утверждённым 1 января 1842 г. штатам Тригорский монастырь состоял во II классе. В нём было положено 16 человек братии: настоятель /архимандрит/ - 1, иеромонахов 6, иеродиаконов - 3, монахов – 2, послушников - 4. В 1862 г. монастырь получил от казны разного рода земли 242 десятины. Пахотная земля находилась возле самого монастыря, а сенокосная – на расстоянии от 3 до 12 вёрст. Однако, материальные средства монастыря в то время были более чем ограничены. В 1887 г. жилые и холодные постройки представляли собой почти развалины. Но при всём недостатке средств, монастырь нашёл возможность открыть 23 октября 1883 года церковно-приходскую школу. В 1887 году она помещалась в небольшой комнате странноприимного дома и имела 15 учеников. В школе обучал один из монастырских послушников.
Советский период
В 1939 году монастырь был закрыт, при этом храмы Богоявленский и свв. Жен-Мироносиц были разрушены.
В 1941 году монастырь был открыт оккупационными властями в качестве приходского храма и действовал как приход до 1990 года. В монастырском корпусе в этот период размещалась средняя школа.
Возрождение монастыря
В 1990 году положено начало возобновлению монашеской жизни в обители.
Священноархимандритом монастыря является архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский. Число монашествующей братии 9 человек, с послушниками – до 20 человек [1].
В монастыре ведутся ремонтно-реставрационные работы.
Святыни
- Тригорская икона Божией Матери
- чтимый список Пряжевской иконы Божией Матери
Настоятели
- Леонтий (Скибовский) (1839 - 1866)
- Дорофей (Школьницкий) (1 июля 1866 - 1 октября 1867)
- Мелитон (Ненадкевич) (15 мая 1868 года - 1881)
- Модест (Коммисаржевский) (1881 - 14 июня 1886)
- Валентин (Кузнецов) (14 июня 1886 года - 1895)
- Гавриил (Воеводин) (20 июля 1910 - 9 июня 1915)
- Галактион (Коринчук) (с кон. 1990-х - упом. 15 марта 2013 [2])
Литература
- Неофициальный сайт монастыря
Использованные материалы
- Материалы официального сайта Житомирской епархии:
- Страница монастыря в "Народном каталоге православной архитектуры":
- «Тригорский Свято-Преображенский мужской монастырь» на сайте Монастыри и храмы УПЦ:
[1] Данные взяты с сайта Житомирской епархии в 2011 году
[2] http://orthodox.org.ua/article/журнали-засідання-священного-...оку