Часовня прав. Феодора Томского и Казанский храм Богородице-Алексеевского монастыря г. Томска, нач. XXI в. |
- Адрес: Россия, 634050, г. Томск, ул.Крылова, 12/1
- Тел.: (3822) 53 14 45, 52 74 23
- Официальный сайт: http://tbam.ru/
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Зарождение обители
Один из старейших монастырей в Сибири. Основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким.
В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место.
На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар.
Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.
На новом месте
Старец Ефрем, бывший в то время строителем монастыря, принял решение о перенесении монастыря в город с совета воеводы и граждан Томска "...по их согласному выбору места". И поставили монастырь сызнова на Юрточной горе, самой возвышенной во всей окрестности.
В 1663 году постройку монастыря на новом месте завершил новый настоятель – схиигумен Исаия. Обитель располагалась рядом с церковью во имя Алексея Человека Божия, к тому времени более 30 лет стоявшей на Юрточной горе. После объединения обители с Алексеевской церковью, Усть-Киргизский Богородицкий монастырь стал именоваться Богородице-Алексеевским. Новый монастырь представлял собой крепость и стал частью оборонительных сооружений Томска. За несколько лет обитель выдержала множество осад "со стороны калмацкого [калмыцкого] прихода", самая значительная из которых была в 1668 году.
Место первоначального устроения монастыря на реке Киргизке было отмечено старцем Исаией большим памятным крестом. Надпись на нем гласила:
В 1662 году в монастыре был возведен первый (всего за историю обители их было четыре) деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с северным приделом во имя свв. мчч. Флора и Лавра и южным во имя Алексия человека Божия.
В начале 1660-х годов строитель монастыря старец Исаия подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил пожаловать обитель деньгами и ежегодной ругой. Царь повелел выдавать служителям монастыря жалование годового руга, а также прислал из царской ризницы богослужебные книги, иконы, колокола, облачения и всю необходимую церковную утварь.
Хозяйственная деятельность
К началу XVIII века обитель владела значительными земельными угодьями и рыбными промыслами. Монастырь не только обеспечивал рыбой всю братию, но и продавал ее в большом количестве. Доходы от продажи рыбы, особенно в сезон осеннего лова едва ли не равнялись доходам от продажи хлеба со всех монастырских наделов. Поэтому воеводским начальством Богородице-Алексиевский монастырь ценился как настоящий рыбопромышленник.
Увеличение монастырских угодий требовало множества рабочих рук. Монастырь набирал крестьян и рассылал их для заселения своих земельных наделов в Верхотомском стане, около Иштанской протоки и на р. Шегарке. Уже в 1760-х годах на монастырских наделах жило более 400 "мужских ревизских душ".
На момент своего создания в 1605 году монастырь, как и вся Сибирь, входил в состав Вологодской епархии. В 1620 году с назначением в Тобольск первого сибирского архиепископа Киприана (Старорусенкова) монастырь входит в состав Сибирской и Тобольской архиепископии вплоть до открытия в 1834 году самостоятельной Томской епархии.
В 1681 году монастырь был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича.
Миссионерская деятельность
С момента своего основания монастырь становится крупным миссионерским центром.
Уже в начале XVII века на острове Крестовом (Крещеном) при слиянии рек Томи и Оби монахами-миссионерами совершались первые крещения инородцев юга Сибири. А к середине XVII столетия на монастырских угодьях в Нагорном Иштане был устроен один из первых миссионерских станов.
В 1698 году настоятелем Ионой-греком в монастыре была основана русская школа, послужившая началом всей будущей образовательной системы Томска.
В 1744 - 1746 годах по благословению епархиальной власти в обители открывается первое на юге Сибири русское духовное училище.
В 1818 году трудами архимандрита Иеронима-"Гимназиарха" (Кириллова) была открыта первая в Томске русско-латинская гимназия. Через два года она была преобразована в Томское духовное училище.
В XVII веке при монастыре появилась первая в крае больница. В исторических материалах XVIII века монастырская больница описывается уже как "довольно обширная" и имеющая хорошее устройство.
Томский Богородице-Алексеевский монастырь. Фотография кон. XIX - нач. XX вв. |
В синодальный период
После реформы 1764 года были утрачены значительные земельные владения монастыря, он был причислен к разряду третьеклассных монастырей с казенным жалованием, и в нем было упразднено архимандричье правление. Постепенно братия монастыря стала состоять из престарелых монахов.
С 1807 года Богородице-Алексиевский монастырь, как обитель губернского города, стал опять управляться архимандритом.
По указу Св. Синода от 30 сентября 1809 года, монастырь из штатного третьеклассного был обращен в общежительный.
С 1835 года монастырь являлся резиденцией томских архиереев. На его территории был построен архиерейский дом.
В 1830-х годах вокруг монастыря впервые была возведена каменная ограда с главными и экономическими воротами и угловыми башнями, что придало монастырю величественный вид. В юго-восточной башне находилась антиминсная часовня, в которой совершались поминальные службы. Другая старинная часовня располагалась на монастырском кладбище. Настоящей достопримечательностью монастыря стал необычный сад, устроенный стараниями епископа Афанасия (Соколова) в южной части обители. Со своим озером, горой, монашескими кельями и кладбищем он представлял символический образ Святой Палестинской земли.
В 1882 - 1899 годах в монастыре размещалась духовная семинария.
В 1898 году в монастырском флигеле была открыта школа грамоты, в которой, по сведениям 1900 года, обучалось 16 мальчиков.
Угловая башенка ограды Богородице-Алексеевского мужского монастыря в Томске, 1920-е годы |
Закрытие монастыря
Монастырь был закрыт летом 1923 года. Братия монастыря перешла на монастырскую заимку, т.н. "Архимандритскую". Здесь, на древнем месте расположения обители при устье р. Киргизки, находился загородный дом архимандритов и имелся деревянный Покровский храм. Вплоть до 1926 года здесь подвизалось 26 насельников монастыря, своим трудом добывая пропитание.
В середине 1920-х годов началось полное уничтожение монастыря. В 1925-26 годах монахи, уже обреченные на смерть, проживали в братском корпусе. Им было запрещено выходить из келий под страхом смерти.
Судьба всех насельников монастыря неизвестна, однако наибольшая часть братии была схвачена и расстреляна на горе Каштак.
Со временем территория монастыря была передана в ведение Педагогического училища № 2 и застроена новыми домами, несмотря на то, что в 1923 году монастырь был взят на учет музейным отделом Главнауки как памятник старины, имеющий государственное значение.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещались мастерские по пошиву военного обмундирования и школа санитарных инструкторов.
В начале 1960-х годов были разобраны угловые башни и святые врата обители.
В 1980-х годах была предпринята попытка восстановить монастырский комплекс в качестве музея, ограничившаяся лишь частичной реставрацией храма обители.
Возрождение обители
В 1991 году территорию обители посетил Святейший Патриарх Алексий II.
В 1992 году епископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) совершил торжественное открытие монастыря.
До 1994 года хозяином храма оставался художественный музей. В этом же году состоялось полное возвращение храма верующим.
В 1995 году обители был передан отреставрированный Казанский собор. В этом же году состоялось обретение мощей св. прав. Феодора.
В 1996 году был возвращен бывший настоятельский корпус, где теперь размещаются монашеские кельи.
Статистика
- 1900 - настоятель-игумен, казначей, 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, 2 монаха, 4 послушника, 1 заштатный священник, 1 запрещенный священник
- 1 января 1902 - настоятель-архимандрит, казначей, 3 иеромонаха, 3 монаха, 12 послушников, 2 священника [1]
- 1914 - наместник-иеромонах, казначей, 3 иеромонаха, 5 иеродиаконов, 6 монахов, 22 послушника, 2 священника, 1 диакон [2]
- нач. 1920-х - 50 насельников, не считая живших в монастыре на покое вдовых священников
- 1926 - 26 насельников
Реставрация монастырского храма, фотография 1980-х годов |
Храмы
Казанский храм
Каменный храм был заложен в 1776 году по благословению свт. Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и всея Сибири. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию человеку Божию (южный). И лишь через 10 лет, в 1789 году, был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери.
Подлинным украшением монастыря стала колокольня храма, построенная в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря.
После закрытия монастыря храм продолжал действовать как приходской. 17 декабря 1929 года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске церковь была закрыта. Со временем она была частично разобрана.
В начале 1980-х годов храм, по отзывам корреспондентов местных газет, представлял собой "...обрубок старинного здания с остатками купола". Ко времени начала воссоздания монастыря в конце XX века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма.
В начале 1990-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.
Часовня прав. Феодора Томского, Богородице-Алексеевский монастырь г. Томска, нач. XX в. |
В 1904 года над могилой всенародно почитаемого старца св. Феодора, расположенной по его завещанию в ограде монастыря, была построена каменная часовня. На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский – небесный покровитель Императора Александра I и св. Феодор Стратилат – покровитель старца Феодора Кузьмича.
В советское время была разобрана на кирпичи для сооружения светских зданий.
В 1997 - 1998 годах часовня-памятник была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах.
Трехсвятительский храм
Построен в конце XX - начале XXI века.
Храм при вратах
Построен в конце XX - начале XXI века.
Святыни
в синодальный период
- ковчег с частью Гроба Господня и частицами мощей 26 святых
- запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери, утрачена в советское время
- деревянное резное распятие (высота - 3 аршина 14 вершков, ширина - 1 аршин 19 вершков), выполненное в Кузнецке в 1662 году по заказу строителя Исаии [3]
в настоящее время
- мощи святого праведного старца Феодора Томского, в Алексиевском приделе монастырского храма
- Казанская икона Божией Матери, приобретена у одного из московских коллекционеров, перенесена в монастырь в ноябре 2004 года
- икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей, лежит на аналое в правом приделе монастырской церкви. Икона написана томским иконописцем Юрием Родионовым, частица мощей передана монастырю одним из московских храмов
- ковчег с частицами мощей 12 Оптинских старцев
- ковчег с частицами мощей двадцати святых: Иоанна Предтечи, Лазаря Четвертодневного, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Евфимии Всехвальной, свтт. Феодосия Черниговского, Никиты Новгородского, Тихона и Митрофана Воронежских, Димитрия Ростовского, Филарета Московского, Иннокентия Московского, прпп. Иова Почаевского, Нила Столобенского, блжж. Василия Христа ради юродивого и Матроны Московской, благоверного князя Олега Брянского, праведных Артемия Веркольского и Симеона Верхотурского
- икона с мощами свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
- новописанная икона Живоначальной Троицы, явившая чудо мироточения Великим Постом 2004 года
Настоятели
- Ефрем (Березовский) (1605 - 1663) строитель
- Варлаам (упом. 1648)
- Исаия (1660 - 1668) схиигум.
- Варлаам (1668 - 1698)
- Иона (1698 - ?) архим.
- Павел (1703 - 1705) строитель
- Мартиниан (1705 - 1706) архим. [4]
- Савватий (1706 - 1711) архим. [4]
- Иосиф (1711) иером.
- Василид (1711 - 1722) архим. [4]
- Сильвестр (1722) архим.
- Дионисий (1723) иером.
- Порфирий (Боровский) (12 июня 1723 - 1733)
- Рафаил (1733 - 1738) иером.
- Лаврентий (1738 - 1744) архим. [5]
- Авксентий (1744 - 1746) иером. [6]
- Герасим (1746 - 1750) иером. [7]
- Исаия (Русанович) (1750)
- Феодосий (1760 - 1769) архим. [8]
- Нафанаил (1769 - 1774) игум.
- Прокопий Петров (1774) прот.
- Филофей (1775 - 1777) игум. [9]
- Виктор (Калиновский) (1777 - 1780)
- Алексий Михайловский (1780) прот. [10]
- Иннокентий (1781 - 1786) игум. [11]
- Палладий (Флоровский) (1787 - 1798) [12]
- Даниил (Черкасов) (1798)
- Григорий Стефановский (1805 - 1807) прот.
- Феофилакт (1807 - 1818) архим. [13]
- Иероним (Кириллов) (1818 - 1829)
- Иоанникий (Агишев) (1829 - 1836)
- Амфилохий (Свешников) (1836 - 1839)
- Виктор (Лебедев) (1839 - 1883)
- Лазарь (Генерозов) (1883 - 31 августа 1897 [14]) и.о.
- Иннокентий (Солодчин) (31 августа 1898 - 9 февраля 1899)
- Сергий (Титов) (29 июня - 6 октября 1899)
- Иона (Изосимов) (1901 - 27 июля 1908)
- Гавриил (Воеводин) (14 сентября 1921 - не позднее 1923)
Наместники
- Ксенофонт (1911) иером.
- Антоний (Прокудин) [15] (1911 - 1912)
- Тихон (1912? - 1914) иером., и.о.
- Асинкрит (Тутолмин) и.о.
- Анастасий (Некрасов) (1916)
- Ираклий (Попов) (1922)
- Серафим (Тарабыкин) (1992 - 1993)
- Сергий (Москвин) (1993 - 1996)
- Иннокентий (Иванов) (1996 - 1998)
- Сергий (Гимбатов) (1998 - 1999)
- Силуан (Вьюров) (6 февраля - 6 октября 1999) и.о. наместника
- Силуан (Вьюров) (6 октября 1999 - 2 октября 2013)
- Кирилл (Умрилов) (17 апреля - 2 октября 2013) и.о. наместника
- Кирилл (Умрилов) (со 2 октября 2013)
Приписные монастыри
Приписными к Богородице-Алексеевскому монастырю числились:
- Кузнецкий Рождественский
- Туруханский Троицкий
- Пачинский (Усть-Пачинский) Иоанно-Предтеченский (упом. перв. пол. XVIII в.)
Некрополь
На монастырском кладбище были погребены многие известные в Томске люди, в том числе епископ Томский и Семипалатинский Платон (Троепольский). В советское время это кладбище было полностью уничтожено, надгробий почти не осталось, уцелели только некоторые склепы под землей. В начале 2010-х годов из этих склепов были извлечены останки, которые впоследствии были вновь погребены в общей могиле за алтарем Казанского храма. На этой могиле в память о всех, кто погребен на территории обители, 8 сентября 2015 года был установлен крест [16].
Использованные материалы
- Исторический очерк на официальном сайте монастыря:
- Информация о святынях монастыря:
- Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. - Томск; М.: Водолей Publishers. 2004. С. 378, 379, 380 - 385.
- Православные монастыри Российской империи / Сост. Л.И. Денисов. - М., 1908, с. 865-866.
- Справочная книга по Томской епархии за 1898 - 99 год. - Томск: Типография епархиального братства, 1900, с. 76-78.
- "400 лет Томскому Богородице-Алексиевскому монастырю" // ЖМП, декабрь 2005 (только фотографии)
[1] Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 год / Сост. по ред. Д.Е. Березова. - Томск: Типография епархиального братства. 1903. С. 68.
[2] Справочная книга по Томской епархии / Сост. по руководством А.А. Карташева в январе - марте месяцах 1914 г. - Томск: Товарищество "Печатня С.П. Яковлева". 1914. С. 54.
[3] Упоминается у Денисова.
[4] Вторая дата - дата кончины.
[5] В книге Нарымская Голгофа настоятелем в 1740 году указан поп Афанасий Григорьевич Шлехтин, 74 лет.
[6] Помощником его был поп Михаил Григорьев.
[7] Фактически монастырем управлял поп Симеон Шелковников.
[8] Родился в 1731 году. Его помощником был протоиерей Прокопий Петров.
[9] Умер в 1777 году, оставив монастырю в подарок очень богатую личную библиотеку с весьма редкими и ценными книгами.
[10] Заказчик (благочинный) Красноярский и Томский.
[11] Родился в 1746 году. Видный миссионер и церковный проповедник.
[12] В книге Нарымская Голгофа настоятелем в 1791 году указан игумен Иосиф (Хмылев).
[13] Родился в 1765, умер в 1818 году. Сотоварищем был свящ. Лапин.
[14] Томские епархиальные ведомости, 1897, №17, отдел офиц., с.7.
[15] Фамилия - по данным Справочной книги Томской епархии. Согласно Нарымской Голгофе - Петров.
[16] Освящение креста, новостное сообщение на официальном сайте монастыря, 8 сентября 2015 - http://tbam.ru/Sobitiya/328377/