Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНАТОЛИЙ (КАМЕНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Анатолий (Каменский), епископ Томский и Алтайский
Анатолий (Каменский), епископ Томский и Алтайский
Анатолий (Каменский) (1863 - 1925), архиепископ б. Иркутский

В миру Каменский Алексей Васильевич, родился 3 октября 1863 года в Самарской губернии в семье диакона Василия Каменского.

В 1886 году окончил Самарскую духовную семинарию и определен надзирателем той же семинарии.

Женился.

6 августа 1888 года рукоположен во священника церкви села Хилкова Самарского уезда.

6 июня 1889 года [1] овдовел.

В 1891 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1895 году.

Иером. Анатолий (Каменский) в годы служения в США
Иером. Анатолий (Каменский) в годы служения в США
В этом же году 26 августа пострижен в монашество епископом Никандром (Молчановым) и назначен настоятелем Михаило-Архангельского собора города Ситки, Аляска, смотрителем миссионерской школы и благочинным церквей Ситкинского округа.

Окончил три курса исторического факультета университета штата Миннесота.

В 1897 году возведен в сан архимандрита.

В 1898 году причислен к архиерейскому дому в Сан-Франциско.

16 марта 1899 года назначен заведующим Миннеапольской миссионерской школой, с 28 июня того же года был также смотрителем приюта при ней.

По возвращении в Россию, с 6 июня 1903 года - ректор Одесской духовной семинарии.

В Одессе входил в руководящие органы всех монархических организаций. С 1906 - член Совета Одесского Союза Русского Народа (СРН) и Одесского отдела Русского собрания.

10 декабря 1906 г. хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком Соборе Александро-Невской Лавры. Хиротонию совершали: Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; митрополиты: Московский Владимир (Богоявленский), Киевский Флавиан (Городецкий) и другие архиереи.

13 декабря 1906 года ему было поручено управление на правах настоятеля Одесским Успенским монастырем.

С 1912 года - почетный член Совета фракции правых. С 1913 года - член правления Всероссийского Филаретовского Общества Народного Образования. В 1912-1914 годах - товарищ председателя Главного совета Союза русского народа. Активный участник монархических съездов.

Был членом Государственной Думы 4 созыва.

30 июля 1914 года назначен епископом Томским и Алтайским, епархией управлял до 1919 года. В связи с этим назначением вышел из состава Главного совета СРН, а в ноябре того же года отказался от звания члена Государственной Думы.

Был инициатором создания в Томской епархии монастырских миссионерских курсов, воскресных и праздничных школ для детей.

Из статьи в Томской газете "Красное Знамя" от 21 июня 1917 года:

" ...Этот отец стяжал себе великую славу, как духовный вождь черносотенного гнезда в Одессе... Когда ... нашли неудобным держать его больше в нашей законодательной палате [Государственной Думе], отца Анатолия решили убрать подальше от людских глаз - его сослали в Сибирь, в Томск, где и назначили епископом. И вот мы узнаем, что и в Томске о.Анатолий пришелся не ко двору. Деятельность епископа нашли не соответствующей новому течению церковной жизни и носящей явно реакционный характер, а потому съезд духовенства и мирян Томской епархии в заседании 15 июня выразил большинством (73 против 34) епископу недоверие. Пред Святейшим Синодом возбуждено ходатайство об освобождении Томской епархии от нежелательного руководителя и о назначении временно до выборов заместителем епископа Иннокентия Бийского" [2]

Активный участник Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг.

В декабре 1917 г. в Томске пришли к власти большевики. В начале 1918 г. Томский Губком народного образования объявил, что Закон Божий более в школах не должен преподаваться, и с 1 марта прекращается финансирование законоучителей и закрываются все церковные учебные заведения. Начались погромы храмов, аресты и убийства священников.

В "Томских епархиальных ведомостях" за май 1918 года было помещено "Послание к православным жителям Мариинского и Томского уездов" епископа Анатолия (Каменского):

"...Под Новый 1918 год в селе Ишим шайкой грабителей, называющих себя большевиками, был убит священник Соколов. Под Крещение в селе Богороднем той же шайкой расстрелян священник Сердобов. В продолжение нескольких месяцев вооруженные шайки бродят по селам..., нападают, прежде всего, на священников, грабят и подвергают их и их семейства всяческим издевательствам и тем заставляют их бежать из своих приходов. Многие приходы... остались без священников. Заместить пустующие вакансии не представляется уже возможным... Никто не желает разделить участь убитых и поруганных...".

Епископ Анатолий принимал все меры к тому, чтобы при участии городских приходских советов все недоразумения, возникающие при проведении в жизнь "Декрета о свободе совести", секвестрацию различных зданий церковного ведомства, изъятие архивов, метрик, и прочее улаживать без особых трений и без оружия в руках.

1 июня 1918 года советская власть в Томске пала, установилась власть Временного сибирского правительства. Летом на территории Томской губернии шла жесточайшая гражданская война. В ноябре 1918 г. там установилась власть Сибирского правительства адмирала Колчака.

23 июля 1918 года была создана и утверждена епископом Анатолием комиссия для испытания кандидатов на священно-церковные должности. В августе 1918 года объявили набор в Томскую духовную семинарию, Епархиальное женское училище и мужское духовное училище. В сентябре начались занятия.

В ноябре 1918 г. епископ Анатолий стал Председателем Сибирского Соборного Церковного совещания в Томске при участии 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора, из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой войсками адмирала Колчака. На Совещании было образовано Временное Церковное управление Сибири во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшевским).

Для борьбы с большевистскими бандами на территории Томской губернии, по благословению епископа Анатолия, было учреждено братство Святого Креста: "Братство Святого Креста учреждается для борьбы с большевизмом как в тылу, так и на фронте, для защиты веры и родины". Было решено создавать боевые дружины Святого Креста. Каждый член дружины принимал присягу перед Крестом и Евангелием. Для членов дружины был учрежден восьмиконечный крест, который надевался поверх одежды.

27 сентября 1919 г., в день Воздвижения Креста Господня, по благословению епископа Анатолия, в церквах Томской епархии перед Литургией служили панихиды "о всех погибших в борьбе с большевиками архипастырях, пастырях, вождях и воинов и прочих православных христианах". После этой Литургии и в последующие дни служили молебны о "даровании победы христолюбивому воинству", а на проповедях призывали записываться в члены Братства и дружины Святого Креста.

Осенью 1919 г. началось отступление армии Колчака. Вместе с ней уходили и многие священнослужители. Вынужден был уехать и епископ Анатолий, известный своими призывами против большевиков.

Из Томской газеты "Красное Знамя": "...Епископ Анатолий (Каменский), отбывая эвакуацию в Иркутск, перевозил с собой святые мощи Святителя Иоанна Тобольского, эвакуированные из Тобольска... "

В деле П-11292 архива УФСБ по Томской обл. брат епископа Анатолия, псаломщик Каменский Михаил Васильевич показал, что "...Епископ Анатолий перед приходом Красной Армии увез мощи в Иркутск, но, по частным слухам, заболел тифом в Красноярске...".

С 12 июля 1920 года - епископ Иркутский и Верхоленский.

Архиеп. Анатолий (Каменский)
Архиеп. Анатолий (Каменский)
23 апреля 1920 года возведен в сан архиепископа.

22 апреля 1922 года был арестован, обвинение гласило:

"Будучи в Царское время епархиальным епископом в Петрограде, Одессе и других городах России, товарищем председателя Главного Совета "Союза Русского Народа", членом IV Государственной Думы, проводил активную борьбу против революционного движения, имел связь с бандитами Иркутской губернии, пособничал им. Оказывал приют посланцев от банд, информировал через последних бандитов. Вел организационную работу по подготовке вооруженной борьбы с Советской властью. Участвовал в расхищении народного достояния и сокрытии церковных предметов и ценностей от изъятия их органами Советской власти в пользу голодающих".

Ни в одном из предъявленных обвинений виновным себя не признал. В июле того же года Иркутским губернским ревтрибуналом был приговорен к расстрелу. Определением кассационной Коллегии Сибирского отделения Верховного Трибунала ВЦИК от 21 августа приговор был оставлен в силе. Постановлением Президиума ВЦИК от 12 января 1923 года приговор Томского трибунала от 14 июля 1922 года о расстреле был заменен ему на 10 лет тюремного заключения со строгой изоляцией.

Находился в Иркутской тюрьме в одиночном заключении. Постановлением Президиума ВЦИК от 28 июля 1924 года неотбытый срок ему был признан условным с освобождением его из-под стражи.

6 августа 1924 года вновь назначен архиепископом Иркутским. В Иркутске местная администрация отказала архиепископу Анатолию в регистрации в качестве архиепископа Иркутского. Также он не мог вступить в должность настоятеля Иркутского собора, который был занят обновленцами.

С октября по декабрь 1924 года был архиепископом Омским.

Проживал в Омске при архиепископе Омском Викторе (Богоявленском), с которым нередко служил.

Скончался 20 сентября 1925 года [3] во время всенощного бдения под воскресенье в алтаре Братской церкви Омска. Почувствовав сердечную слабость, он со всеми простился и, сидя в кресле, при пении "Слава в вышних Богу" тихо скончался.

Похоронен на Казачьем кладбище г.Омска, а затем стараниями Татьяны Ракировой останки были перенесены на Старо-Северное кладбище, где покоятся в одной оградке с могилой архиепископа Алексия (Пантелеева).

23 января 2003 года был реабилитирован помощником Генерального прокурора Российской Федерации по 1922 году репрессий.

Сочинения

  • Американские очерки. Одесса, [Б. г.]. 140 с.
  • Святитель Алексий, митрополит всея России, Московский чудотворец. СПб., 1894; Самара, 1897; Од., 1905
  • В стране шаманов: Индиане Аляски: Быт и религия их. Одесса, [1906]. XI,[1],139 с.: ил.
  • Американские очерки. 1: Православие в Америке. 2: Славянство в Америке. 3: Вероисповедный вопрос в Америке. Одесса, 1908;
  • Воззвание к духовенству Томской епархии. Томск, 1915;
  • Послание к пастырям и пастве Томской. Томск, 1916;
  • Канонический приход или приход-община? Томск, 1916.

Награды

  • орден св.Анны II степени (1902)
  • орден св.Владимира IV степени (1905)
  • орден св.Владимира III степени (1908)

Литература

  • "Церк. Вед." 1906, № 47, с. 493.
  • "Приб. к "ЦВ" 1906, № 50, с. 3129.
  • "Церк. Вед." 1914, № 5, с. 27, № 32, с. 377.
  • "Церк. Вестн." 1895, № 35, с. 1103, 1127.
  • "Изв. Каз. еп." 1912, № 36, с. 1079, 1914, № 11, с. 334, № 13-14, с. 420.
  • "Мисс. Календарь" 1907, с. 128.
  • Булгаков, с. 1416.
  • ФАМ II № 2, с. 5.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 254-255.
  • Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 159.
  • Сорокин В., прот., Бовкало А. А., Галкин А. К. Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея России Тихоне // ХЧ. 1992. № 7. С. 20; 1993. № 8. С. 11-12.
  • Иванов А.А. Последние защитники монархии. Фракция правых IV Государственной думы в годы Первой мировой войны (1914 – февраль 1917). СПб, 2006.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.1. С.227-228.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.622,962.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.61.
  • Боиович М.М. Члены Гос. Думы (портреты и биографии). Созыв 4. М., 1912.
  • Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.14-19,94-96.

Использованные материалы



[1]  По сведениям нашего читателя Константина на основании архивной справки - http://drevo-info.ru/forum/9002.html

[2]  Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.14-19,94-96.

[3]  По БД ПСТГУ, ПЭ и сайту "Русское Православие" скончался 20 сентября 1925 года, однако 20 сентября по новому стилю было воскресеньем, что противоречит сведением о кончине в субботу, "во время всенощного бдения под воскресенье", при этом 20 сентября все же совершалась всенощная под праздник Рождества Пресвятой Богородицы. 20 сентября по старому стилю 1925 года была суббота, из чего можно предположить, что приводимая указанными изданиями дата - старостильная. По сведениям нашего читателя Константина, имеется архивная справка о смерти Каменского А.В., согласно которой он умер 3 декабря 1924 года, это была среда, в тот день совершалось всенощное бдение под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Редакция текста от: 12.12.2015 13:00:26

"АНАТОЛИЙ (КАМЕНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google