НИКОН (БЕССОНОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Никон (Бессонов)
Еп. Никон (Бессонов)
Николай Николаевич Бессонов, в монашестве Никон (1868 - 1919), б. епископ Енисейский и Красноярский

Родился 10 июля 1868 года в Могилевской губернии в потомственной дворянской семье.

В 1891 году окончил Константиновский Межевой институт и поступил в Московскую духовную академию.

Будучи студентом, 2 декабря 1892 года пострижен в монашество с наречением имени Никон, её ректором, архимандритом Антонием (Храповицким), а 13 декабря рукоположен во иеродиакона.

В 1895 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем гомилетики, литургики и пастырского практического руководства в Новгородскую духовную семинарию.

22 июля 1895 года рукоположен во иеромонаха.

В 1897 году - преподаватель философии, психологии, логики и дидактики в Могилевской семинарии. В том же году определён заведующим Алтайским миссионерским катехизаторским училищем.

В 1899 году - ректор Благовещенской духовной семинарии в сане архимандрита.

В 1901 году - ректор Иркутской духовной семинарии. Был назначен цензором проповедей города Иркутска и в 1905 году стал редактором «Иркутских епархиальных ведомостей». Когда разразилась революция 1905 года, архимандрит Никон проявил себя неоднозначно. С одной стороны, как представитель Церкви он содействовал водворению порядка и прекращению волнений, а с другой - обратил на себя внимание общества и священноначалия экстравагантными заявлениями.

В частности о. Никон писал:

"Я сам, если хотите, социал-демократ, но в благородном значении этого слова. (...) Понимаю я отлично, что всякое общество, всякий народ растет и развивается, а отсюда, совершенно естественно, меняются образы народного правления".

26 февраля 1906 года хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре в Троицком соборе.

С 27 февраля 1909 года - епископ Кременецкий. Проявил себя как активный участник черносотенного движения на Волыни.

С 15 ноября 1912 года - член IV Государственной думы. В Думе он присоединился к самой консервативной группе - фракции правых, среди лидеров которой были такие известные черносотенные вожди как А.Н. Хвостов, Н.Е. Марков, В.М. Пуришкевич, Г.Г. Замысловский и другие. Его избрали почетным членом Совета фракции, рассчитывая, что владыка своим авторитетом сумеет объединить думское духовенство и значительную часть крестьян, интересы которых он с горячностью отстаивал и, тем самым, усилит правое крыло российского парламента. Но надежды монархистов стали рушиться буквально с первых дней. Епископ Никон неожиданно для всех повел собственную политику, нацеленную на выделение думского духовенства в отдельную "поповскую" фракцию. Однако ни духовенство, ни крестьянство за Никоном не пошло. А публичные выступления владыки вскоре принесли ему в церковных кругах репутацию чуть ли не эсера, собирающегося отнимать землю у помещиков для наделения ею крестьян.

"Его фигура замечена была всей Думой и заинтересовала ее, - писала "Енисейская мысль", - но осталась какой-то загадочной и ни для одной партии в Думе не подходящей. В то время как правые испугались радикализма, народничества и уклона в сторону социалистических воззрений еп. Никона, левые увидели в нем фанатика, реакционера, "правого народника", "полицейского социалиста", "самодержавного конституционалиста".

Епископ Никон обратил на себя внимание даже В.И. Ленина, отмечавшего "темный мужицкий демократизм" волынского епископа, который, по его мнению, был "самый грубый, но и самый глубокий".

Не стесняясь, епископ Никон критиковал деятельность правительства по крестьянскому вопросу, считая, что царская политика ведет лишь к крестьянским бунтам, за которыми последуют расстрелы «недоедающих, голодных, несчастных крестьян». Он призывал дворянство отказаться от землевладения в пользу крестьян, а не ограничиваться в этом остром вопросе мелочами, «хотя бы и добрыми». С первых же дней работы IV Государственной думы епископ Никон стал подготавливать радикальные проекты земельной реформы (устанавливавшей предельный максимум землевладения в 500 десятин, высокий прогрессивный налог на землю, вынуждающий помещиков ее продавать и широкий государственный кредит крестьянам), введение в стране монополии внешней и внутренней хлебной торговли и др. "Земельный и хлебный вопросы нашей русской действительности как-то не доходят до рук и сердец ни начальства, ни Думы, - писал владыка. - У нас боятся больших дел и реформ. Бедная Россия! Думы-то у твоих орлов-министров... часто бывают не орлиные, а кротиные. Не по плечу им размах богатырский... Говорю я не "революцию" (ныне скоро в нее попадешь - запишут тебя туда кроты и лакеи!!), а правду, исходящую от любящего Царя и Народ сердца".

Выступал владыка Никон и по украинскому вопросу, также удивляя слушателей своей оригинальностью. Несмотря на свою формальную принадлежность к правому лагерю, владыка горячо отстаивал «украинство», не видя в нем никакой угрозы. "Украинский народ, - говорил он, - не ищет какой-то пресловутой автономии, восстановления Сечи Запорожской, украинцы - не сепаратисты... Украинцы не инородцы, они - свои, наши родные братья, а потому-то их и не должно ограничивать в языке и национальном культурном развитии, иначе мы сами приравняем их, своих братьев, к евреям, полякам, грузинам и др., действительно инородцам". При этом архиерей заявлял, что русские школы "изуродовали" украинца и выражал опасение, как бы после присоединения к империи Галичины туда бы не хлынуло "русификаторское "воронье".

Результатом непредсказуемого поведения депутата-епископа стало нескрываемое недовольство Никоном как в правой фракции, так и в Святейшем Синоде. Ситуация обострилась до предела, когда до священноначалия дошли слухи о скандальной истории в женском духовном училище, в которой самым непосредственным образом он фигурировал.

В 1913 году обер-прокурор Св. Синода В.К. Саблер предпринял попытку низведения епископа Никона из депутатского звания. Для этого скандального владыку перевели на Енисейскую кафедру (согласно синодальному постановлению, архиерей, управляющей епархией не мог одновременно являться членом Государственной думы). Однако Никону все-таки удалось добиться сохранения за собой депутатского звания, но из-за невозможности более состоять во фракции правых он стал беспартийным парламентарием.

С 26 января 1913 года - епископ Енисейский и Красноярский.

Участвовал в прославлении свт. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского.

Выступал против дела Менделя Бейлиса в 1913 году, которое сравнивал с ужасами испанской инквизиции и гонениями на христиан первых веков.

По данным историка П.Г. Рогозного, владыка Никон, "обладая деспотичным характером, ...в буквальном смысле терроризировал местное духовенство". Так, в одном из доносов, написанным в Синод местным протоиереем, отмечалось, что владыка, благодаря своему сословному происхождению, чувствует себя в епархии "помещиком Бессоновым" и низводит местное духовенство "до положения быдла". Местное духовенство также возмущало то, что архиерей поощряет танцевальные вечера даже во время постов, "сам за полночь просиживает на эстраде, наблюдая, как юнцы и юницы духовной школы выделывают разнообразные па и грациозные, соблазнительные по пластичности, а часто и грубости новейших модных танцев, движения". Тем не менее, владыке Никону, несмотря на скандальную репутацию, конфликт с Синодом, губернаторами и местным духовенством, удалось продержаться на Енисейской и Красноярской кафедре вплоть до революционных событий 1917 года.

Февральскую революцию 1917 года встретил не просто сочувственно, но и откровенно восторженно. В мартовском номере журнала "Енисейская церковная нива", епископ Никон в статье "Промысл Божий в текущих исторических событиях", трактовал революцию как богоданное и справедливое наказание "преступной власти", полагая, что Россия избежит ужасов Великой французской революции, залившей страну кровью.

16 апреля 1917 года епархиальный съезд выразил недоверие епископу Никону и предоставил ему отпуск. С мая 1917 года Енисейской епархией временно управлял епископ Гавриил (Воеводин), который прибыл в Красноярск 26 мая. Впрочем по частному соглашению с епископом Никоном епархиальные дела еп. Гавриил отправлял ему, ограничив круг своих обязанностей совершением богослужений.

В июле 1917 года епископ Никон снял с себя сан и монашество, попросив более не считать его «членом церкви, именующей себя "православной"», мотивируя свой поступок тем, что это более не удовлетворяет его религиозным идеалам и мешает быть "искренним христианином". При этом Никон не постеснялся попросить у Синода назначить ему пенсию, поскольку всю свою жизнь он "отдал службе". Поставленный перед фактом Синод в августе того же года официально лишил Никона духовного сана, вернув его в мирское состояние.

В том же году он женился и вскоре овдовел. Как вспоминал митрополит Евлогий (Георгиевский), "его брак кончился трагично. Жена его была найдена в постели мертвой, с револьверной раной. Бессонов нахально похоронил ее в Покровском женском монастыре. Покойнице на грудь он положил свою панагию, в ноги ‒ клобук; на ленте была отпечатана наглая, кощунственная надпись".

Вернувшись на Украину, Н.Н. Бессонов, известный своим "украинофильством" и заявивший себя в 1917 году сторонником автономности Украинской церкви, оказался востребован местными властям.

С 1918 года возглавлял Департамент исповеданий в Министерстве внутренних дел Украинской Народной Республики.

Скончался в 1919 году.

Награды

  • орден св. Анны I степени (1912)

Литература

  • "Церк. Вед." 1906, № 6, с. 71, 1909, № 10, с. 73, 1913, № 5, с. 21.
  • "Приб. к "ЦВ" 1906, № 9, с. 449, 1917, № 3, с. 281-282.
  • "Русск. Паломн." 1913, № 12, с. 190, 1916, № 31, с. 441.
  • "Мисс. Календ." 1907, с. 136, 137.
  • "Прав. Собес." 1915, ноярь, декабрь, с. 255.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 236-237.
  • Булгаков, с. 1398, 1409. НЭС т. XXVIII, стб. 606, 607.
  • ФАМ II, № 3, с. 9.
  • Енисейская мысль, 1913. M. Pol'skij, Novye muceniki I, 181: vom Glauben abgefallen.

Использованные материалы

Редакция текста от: 27.07.2019 15:48:27

"НИКОН (БЕССОНОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google