Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПЕТР (БЛИНОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Обновл. митр. Пётр (Блинов)
Обновл. митр. Пётр (Блинов)
Пётр Фёдорович Блинов (1893 - 1938), обновленческий митрополит Минский, одна из ярчайших фигур обновленческого раскола

Родился в 1893 году в селе Ново-Ризодаево Сызранского уезда Симбирской губернии (ныне с. Новый Ризадей Сызранского района Самарской области) в семье крестьянина [1].

По некоторым сведениям, был кухонным послушником Томского мужского монастыря.

Летом 1914 года служил псаломщиком в Никольской церкви села Верх-Ануйского Бийского уезда [2].

В сентябре 1914 года, будучи учеником дополнительных богословских курсов Томской духовной семинарии, рукоположен в сан диакона и назначен на вакансию псаломщика при Никольской церкви Томска [3]. 15 октября этого же года, согласно прошению, отчислен от занимаемого места с 16 октября [4].

24 апреля 1916 года был рукоположен в сан священника к церкви 38-го Сибирского стрелкового запасного полка [5], размещавшегося в Томске.

В 1917 - 1922 годах служил в Томской церкви Иоанна Лествичника.

Пользовался популярностью среди своих прихожан. Высокий ростом, плечистый, он обращал на себя внимание внешним видом. Не получив систематического образования, пополнял его чтением, запасом жизненных наблюдений. Проповеди и духовные беседы священника привлекали большое количество слушателей.

В марте 1918 года подвергался аресту по обвинению в агитации против советской власти, но выпущен на свободу по ходатайству прихожан, взявших его на поруки.

В начале 1920-х годов увлёкся идеями обновленческого движения, что нашло отражение в проводимых им богослужениях. Получив строгое предупреждение от епископа Барнаульского, временно управлявшего Томской епархией, Виктора (Богоявленского) [6], он на время подчинился начальству.

Создание группы "Живая церковь" и обновленческого церковного управления в Томске

После ареста летом 1922 года Преосвященного Виктора и других священнослужителей по обвинению их в противодействии властям в изъятии последними церковных ценностей "на нужды голодающих", священник Пётр Блинов собрал инициативную группу из числа духовенства и мирян и объявил о создании "Живой церкви". Учреждённое тогда же обновленческое временное церковное управление Томской епархией избрало его своим председателем. Сообщение о новом церковном управлении было передано в Москву, во Временное высшее церковное управление, всем благочинным Томской епархии, в Сибревком, в Томский, Алтайский и Новониколаевский губисполкомы.

Руководимое Петром Блиновым временное церковное управление постановило произвести перевыборы приходских советов, чтобы ввести в их состав сторонников обновленчества, приступить к изданию собственного печатного органа, создать комиссию по разработке материалов по коренной реформе Церкви. Постановлением от 9 июня 1922 года Томское церковное управление было преобразовано в Сибирское под председательством Петра Блинова. Оно высказалось за необходимость суда над патриархом Тихоном, но возбудило ходатайство перед местными властями об освобождении епископа Виктора и других священнослужителей.

Деятельность священника Петра Блинова всячески поощрялась властями, но среди прихожан и части духовенства он встречал неодобрение и осуждение. Блинов писал о таком противоборстве в газете "Красное знамя".

В начале сентября 1922 года пастырское собрание томского духовенства приняло основные положения группы "Живая церковь" и высказалось о возможности введения белого (женатого) епископата. 2 октября в Томске открылся Всесибирский съезд членов группы "Живая церковь", который постановил возвести священника Петра Блинова в сан епископа.

Обновленческий митрополит всея Сибири

8 октября 1922 года в Благовещенском соборе города Томска Петр Блинов, будучи женатым человеком, был хиротонисан во обновленческого епископа Томского и всея Сибири, что противоречило православным канонам. Хиротонию совершили Софроний (Арефьев) и Гавриил (Воеводин). Выйдя к участникам собрания в лаптях и сермяге, он поклялся, что будет "рабоче-крестьянским архиереем".

16 ноября этого же года был возведён в сан обновленческого митрополита Томского и Сибирского.

После переезда Сибирского церковного управления в Новониколаевск [7], возведен в сан обновленческого митрополита всея Сибири. В Новониколаевске обновленцы сделали своим кафедральным храмом Александро-Невский собор.

2 мая 1923 года был избран "деловым председателем" т.н. II Всероссийского Поместного Собора (первого обновленческого), проходившего в Храме Христа Спасителя. По инициативе Петра Блинова на Соборе были приняты решения "избрать архиепископом Крутицким, 1-м викарием Московской епархии" протоиерея Александра Введенского (в хиротонии которого, состоявшейся 6 мая, участвовал и Блинов вместе с другими 11 обновленческими архиереями), "закрыть монастыри как уклонившиеся от чистой монашеской идеи" и преобразовать их в братские христианско-трудовые союзы или общины для "подвига личного спасения".

После "Собора" возглавил депутацию, явившуюся в Донской монастырь к заключённому Святейшему Патриарху Тихону для объявления ему "соборного определения" о лишении его сана и монашества. В присутствии депутации зачитывал и вручил Патриарху данное определение и потребовал признать новую церковную власть. Патриарх это требование исполнить отказался.

На заседании 8 мая 1923 года вместо ВЦУ был образован обновленческий Высший церковный совет, в списке членов которого (18 членов и 9 кандидатов) на 2-м месте, после Антонина (Грановского), стояло имя "митрополита всея Сибири" Петра Блинова.

На обновленческом предсоборном совещании 1924 года, когда некоторые раскольники стали высказывать желание начать диалог с Патриархатом, Блинов решительно выступил против каких бы то ни было попыток к примирению. Возглавляемое им обновленческое движение в Сибири стало ослабевать после 1924 года, когда в Новониколаевск приехал рукоположенный патриархом Тихоном епископ Никифор (Осташевский).

27 января 1925 года вошёл в состав Всероссийского съезда Пленума обновленческого Священного Синода.

Присутствовал на втором обновленческом Всероссийском Соборе с решающим голосом.

Подписался под обращением к архиепископу Кентерберийскому, примасу Англии.

Присутствовал на заседании расширенного Пленума сессии обновленческого Священного Синода от 1 и 2 октября 1928 года.

С 1 октября 1929 года награждён предношением креста при богослужении.

В 1935 году под давлением властей последовал самороспуск обновленческого Священного Синода.

Обновленческий митрополит Минский

С 1935 года - обновленческий митрополит Минский, управляющий "православными" церквами в Белорусской ССР.

Жил в Минске, где служил в церкви святого Александра Невского.

По воспоминаниям минского священника протоиерея Бориса Васильева, "популярностью и уважением Пётр Блинов не пользовался... По улице ходил в гражданской одежде... Народу к нему ходило молиться довольно мало... Сам он очень переживал, что его возьмут под стражу, и поэтому старался поставить себя чрезвычайно лояльным к советской власти, говорил проповеди на тему «Страна наша и правительство»".

4 февраля [8] 1938 года был арестован в Минске по обвинению в том, что он, "прибыв в начале 1935 года в Минск, по заданию японской разведки связался с польским консульством... создал на территории БССР шпионско-фашистскую организацию, в которую лично завербовал 20 человек, дав им задания на организацию шпионско-диверсионных групп на периферии".

15 апреля этого же года освобожден от управления и уволен за штат.

25 мая 1938 года особой тройкой НКВД БССР приговорён к высшей мере наказания.

Расстрелян 1 июля 1938 года. Похоронен в Минске.

Реабилитирован 4 декабря 1958 года военным трибуналом Белорусского Военного Округа.

Характеристики

По-видимому, к личностям, подобным Петру Блинову и к нему самому в первую очередь, относятся слова Антонина (Грановского) на Соборе СЦВ 1925 года:

"...Ко времени Собора 1923 года не осталось ни одного пьяницы, ни одного пошляка, который не пролез бы в церковное управление и не покрыл бы себя титулом или митрой. Живоцерковнические и содацевские архиереи не хотели посвящаться в епископы, их производили сразу во второй чин архиепископа. Вся Сибирь покрылась сетью архиепископов, наскочивших на архиерейские кафедры прямо из пьяных дьячков. Наплодилось невероятное количество архиепископов, митрополитов, которым не хватает белого крепу на клобуки. Открылась чудовищная, безудержная, хищная, ненасытная поповская свистопляска, какой-то наградный садизм..." [9].

По отзыву архиепископа Сергия (Ларина): "...активный гонитель Православной иерархии в Сибири; злейший враг монашества...".

По отзыву Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина): "Сибирский кот".

Сочинения

  • Отзывы и мнения об отношениях к бывшему Патриарху Тихону // Церковное обновление. 1924. № 19-20. с. 83.
  • О состоянии Сибирской Церкви

Использованные материалы



[1]  Согласно ortho-rus.ru. По другим данным, родился в Томской губернии около 1889 года в семье крестьянина-охотника.

[2]  Томские епархиальные ведомости, 1914, №11, часть офиц., с.168.

[3]  Томские епархиальные ведомости, 1914, №18, часть офиц., с.346.

[4]  "Томские епархиальные ведомости", 1914, №21, часть офиц., с.490.

[5]  "Томские епархиальные ведомости", 1916, №13, часть офиц., с.390.

[6]  В статье Е.А. Шабунина ошибочно указан еп. Виктор (Островидов).

[7]  По некоторым данным - в ноябре 1922 года. Согласно БД ПСТГУ, "после ареста епископа Софрония (Арефьева)", в декабре 1922 года: http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...d**

[8]  По другим данным - весной.

[9]  "Труды первого Всероссийского съезда или Собора Союза Церковное Возрождение", с. 37

Редакция текста от: 01.02.2015 18:35:41

"ПЕТР (БЛИНОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google