Обновл. митр. Пётр (Блинов) |
Родился в 1893 году в селе Ново-Ризодаево Сызранского уезда Симбирской губернии (ныне с. Новый Ризадей Сызранского района Самарской области) в семье крестьянина [1].
По некоторым сведениям, был кухонным послушником Томского мужского монастыря.
Летом 1914 года служил псаломщиком в Никольской церкви села Верх-Ануйского Бийского уезда [2].
В сентябре 1914 года, будучи учеником дополнительных богословских курсов Томской духовной семинарии, рукоположен в сан диакона и назначен на вакансию псаломщика при Никольской церкви Томска [3]. 15 октября этого же года, согласно прошению, отчислен от занимаемого места с 16 октября [4].
24 апреля 1916 года был рукоположен в сан священника к церкви 38-го Сибирского стрелкового запасного полка [5], размещавшегося в Томске.
В 1917 - 1922 годах служил в Томской церкви Иоанна Лествичника.
Пользовался популярностью среди своих прихожан. Высокий ростом, плечистый, он обращал на себя внимание внешним видом. Не получив систематического образования, пополнял его чтением, запасом жизненных наблюдений. Проповеди и духовные беседы священника привлекали большое количество слушателей.
В марте 1918 года подвергался аресту по обвинению в агитации против советской власти, но выпущен на свободу по ходатайству прихожан, взявших его на поруки.
В начале 1920-х годов увлёкся идеями обновленческого движения, что нашло отражение в проводимых им богослужениях. Получив строгое предупреждение от епископа Барнаульского, временно управлявшего Томской епархией, Виктора (Богоявленского) [6], он на время подчинился начальству.
Создание группы "Живая церковь" и обновленческого церковного управления в Томске
После ареста летом 1922 года Преосвященного Виктора и других священнослужителей по обвинению их в противодействии властям в изъятии последними церковных ценностей "на нужды голодающих", священник Пётр Блинов собрал инициативную группу из числа духовенства и мирян и объявил о создании "Живой церкви". Учреждённое тогда же обновленческое временное церковное управление Томской епархией избрало его своим председателем. Сообщение о новом церковном управлении было передано в Москву, во Временное высшее церковное управление, всем благочинным Томской епархии, в Сибревком, в Томский, Алтайский и Новониколаевский губисполкомы.
Руководимое Петром Блиновым временное церковное управление постановило произвести перевыборы приходских советов, чтобы ввести в их состав сторонников обновленчества, приступить к изданию собственного печатного органа, создать комиссию по разработке материалов по коренной реформе Церкви. Постановлением от 9 июня 1922 года Томское церковное управление было преобразовано в Сибирское под председательством Петра Блинова. Оно высказалось за необходимость суда над патриархом Тихоном, но возбудило ходатайство перед местными властями об освобождении епископа Виктора и других священнослужителей.
Деятельность священника Петра Блинова всячески поощрялась властями, но среди прихожан и части духовенства он встречал неодобрение и осуждение. Блинов писал о таком противоборстве в газете "Красное знамя".
В начале сентября 1922 года пастырское собрание томского духовенства приняло основные положения группы "Живая церковь" и высказалось о возможности введения белого (женатого) епископата. 2 октября в Томске открылся Всесибирский съезд членов группы "Живая церковь", который постановил возвести священника Петра Блинова в сан епископа.
Обновленческий митрополит всея Сибири
8 октября 1922 года в Благовещенском соборе города Томска Петр Блинов, будучи женатым человеком, был хиротонисан во обновленческого епископа Томского и всея Сибири, что противоречило православным канонам. Хиротонию совершили Софроний (Арефьев) и Гавриил (Воеводин). Выйдя к участникам собрания в лаптях и сермяге, он поклялся, что будет "рабоче-крестьянским архиереем".
16 ноября этого же года был возведён в сан обновленческого митрополита Томского и Сибирского.
После переезда Сибирского церковного управления в Новониколаевск [7], возведен в сан обновленческого митрополита всея Сибири. В Новониколаевске обновленцы сделали своим кафедральным храмом Александро-Невский собор.
2 мая 1923 года был избран "деловым председателем" т.н. II Всероссийского Поместного Собора (первого обновленческого), проходившего в Храме Христа Спасителя. По инициативе Петра Блинова на Соборе были приняты решения "избрать архиепископом Крутицким, 1-м викарием Московской епархии" протоиерея Александра Введенского (в хиротонии которого, состоявшейся 6 мая, участвовал и Блинов вместе с другими 11 обновленческими архиереями), "закрыть монастыри как уклонившиеся от чистой монашеской идеи" и преобразовать их в братские христианско-трудовые союзы или общины для "подвига личного спасения".
После "Собора" возглавил депутацию, явившуюся в Донской монастырь к заключённому Святейшему Патриарху Тихону для объявления ему "соборного определения" о лишении его сана и монашества. В присутствии депутации зачитывал и вручил Патриарху данное определение и потребовал признать новую церковную власть. Патриарх это требование исполнить отказался.
На заседании 8 мая 1923 года вместо ВЦУ был образован обновленческий Высший церковный совет, в списке членов которого (18 членов и 9 кандидатов) на 2-м месте, после Антонина (Грановского), стояло имя "митрополита всея Сибири" Петра Блинова.
На обновленческом предсоборном совещании 1924 года, когда некоторые раскольники стали высказывать желание начать диалог с Патриархатом, Блинов решительно выступил против каких бы то ни было попыток к примирению. Возглавляемое им обновленческое движение в Сибири стало ослабевать после 1924 года, когда в Новониколаевск приехал рукоположенный патриархом Тихоном епископ Никифор (Осташевский).
27 января 1925 года вошёл в состав Всероссийского съезда Пленума обновленческого Священного Синода.
Присутствовал на втором обновленческом Всероссийском Соборе с решающим голосом.
Подписался под обращением к архиепископу Кентерберийскому, примасу Англии.
Присутствовал на заседании расширенного Пленума сессии обновленческого Священного Синода от 1 и 2 октября 1928 года.
С 1 октября 1929 года награждён предношением креста при богослужении.
В 1935 году под давлением властей последовал самороспуск обновленческого Священного Синода.
Обновленческий митрополит Минский
С 1935 года - обновленческий митрополит Минский, управляющий "православными" церквами в Белорусской ССР.
Жил в Минске, где служил в церкви святого Александра Невского.
По воспоминаниям минского священника протоиерея Бориса Васильева, "популярностью и уважением Пётр Блинов не пользовался... По улице ходил в гражданской одежде... Народу к нему ходило молиться довольно мало... Сам он очень переживал, что его возьмут под стражу, и поэтому старался поставить себя чрезвычайно лояльным к советской власти, говорил проповеди на тему «Страна наша и правительство»".
4 февраля [8] 1938 года был арестован в Минске по обвинению в том, что он, "прибыв в начале 1935 года в Минск, по заданию японской разведки связался с польским консульством... создал на территории БССР шпионско-фашистскую организацию, в которую лично завербовал 20 человек, дав им задания на организацию шпионско-диверсионных групп на периферии".
15 апреля этого же года освобожден от управления и уволен за штат.
25 мая 1938 года особой тройкой НКВД БССР приговорён к высшей мере наказания.
Расстрелян 1 июля 1938 года. Похоронен в Минске.
Реабилитирован 4 декабря 1958 года военным трибуналом Белорусского Военного Округа.
Характеристики
По-видимому, к личностям, подобным Петру Блинову и к нему самому в первую очередь, относятся слова Антонина (Грановского) на Соборе СЦВ 1925 года:
По отзыву архиепископа Сергия (Ларина): "...активный гонитель Православной иерархии в Сибири; злейший враг монашества...".
По отзыву Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина): "Сибирский кот".
Сочинения
- Отзывы и мнения об отношениях к бывшему Патриарху Тихону // Церковное обновление. 1924. № 19-20. с. 83.
- О состоянии Сибирской Церкви
Использованные материалы
- Шабунин Е.А. "Митрополит Новониколаевский и Всея Сибири Петр (Блинов Петр Федорович)", страница сайта Образование и Православие:
- Страница сайта Русское Православие:
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3418
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_848 - "Томская <обновленческая> епархия"
[1] Согласно ortho-rus.ru. По другим данным, родился в Томской губернии около 1889 года в семье крестьянина-охотника.
[2] Томские епархиальные ведомости, 1914, №11, часть офиц., с.168.
[3] Томские епархиальные ведомости, 1914, №18, часть офиц., с.346.
[4] "Томские епархиальные ведомости", 1914, №21, часть офиц., с.490.
[5] "Томские епархиальные ведомости", 1916, №13, часть офиц., с.390.
[6] В статье Е.А. Шабунина ошибочно указан еп. Виктор (Островидов).
[7] По некоторым данным - в ноябре 1922 года. Согласно БД ПСТГУ, "после ареста епископа Софрония (Арефьева)", в декабре 1922 года: http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...d**
[8] По другим данным - весной.
[9] "Труды первого Всероссийского съезда или Собора Союза Церковное Возрождение", с. 37