Саратовская православная семинария. Современный вид исторического здания. Фото Ю. Ракиной. |
- Адрес: Россия, 410028, г. Саратов, ул. И. В. Мичурина, 92
- Тел.: (845-2) 49-18-45, тел./факс: 49-18-44
- Официальный сайт: http://www.sarpds.ru
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Первая попытка открыть духовную школу в Саратове была предпринята еще в XVIII столетии. В 1770 г., когда Саратов входил в состав Астраханской епархии, было основано духовное мужское училище, которое носило название "духовная семинария". Однако 6 января 1777 г. оно было упразднено в связи с открытием в Астрахани новой семинарии. В течение последующих лет неоднократно предпринимавшиеся попытки возродить в Саратове духовное учебное заведение, к сожалению, окончились безрезультатно.
16 октября 1799 г. была учреждена самостоятельная Саратовская епархия. Центром епархиальной жизни стала Пенза. За два года до образования Саратовской епархии она утратила статус губернского города и в качестве уездного вошла в состав Саратовской губернии. В этой связи в Пензе оказались свободными многие административные здания, которые были переданы в ведение Св. Синода. В них-то и было решено разместить органы епархиального управления и духовную семинарию вновь учрежденной Саратовской епархии.
Стараниями преосвященного Гаия, Саратовская семинария, находившаяся в Пензе, открылась 1 октября 1800 года. В следующем году последовало восстановление Пензенской губернии, в связи с чем в начале декабря 1803 г. указом Святейшего Синода Саратовская епархия, включавшая в себя территорию двух губерний - Саратовской и Пензенской - была переименована в Пензенскую, соответствующему переименованию подвергалась и семинария.
В 1820 году в Саратове было открыто духовное училище.
В 1828 году была восстановлена Саратовская епархия, теперь в границах Саратовской губернии, а епископ стал именоваться Саратовским и Царицынским. Первым епископом в Саратов Святейший Синод определил еп. Моисея (Богданова-Платонова). Рекомендуя преосвященному здания для размещения епархиальных учреждений, Синод предписывал предусмотреть и размещение в них духовной школы. Речь шла о каменных зданиях, принадлежащих статскому советнику Устинову, расположенных вблизи Троицкого собора. Они-то и были приобретены для будущей Саратовской семинарии.
Необходимость в учреждении духовной школы в огромной по территории и немалой по населению Саратовской епархии была насущной. По сведениям клировых ведомостей за 1829 г., из 730 протоиереев и священников Саратовской епархии только 140 человек, то есть примерно двадцать процентов, получили полное семинарское образование, 243 человека вышли из семинарии, не окончив курса, а 347 человек, то есть около половины, даже не поступали в семинарии. Известный саратовский историк, член-основатель Саратовской Ученой Архивной Комиссии Александр Николаевич Минх так писал о нравственном состоянии духовенства Саратовского края на рубеже XVIII и XIX столетий:
В сентябре 1830 года в Саратов начали прибывать первые воспитанники будущей семинарии. Ими были ученики Пензенской семинарии, которые поступали туда из Саратовской епархии. Им надлежало заниматься в среднем и высшем отделениях. Для занятий в низшем отделении прибыли выпускники Саратовского, Петровского и Камышинского духовных училищ. 26 октября 1830 года был совершен торжественный акт открытия семинарии. В её ведении находились подведомственные Балашовское, Вольское, Камышинское, Петровское и Саратовское духовные училища [1].
Саратовская духовная семинария, фото XIX в. |
6 октября 1885 г. в семинарии была освящена домовая церковь во имя Иоанна Богослова. Поскольку общежитие своекоштных студентов по-прежнему располагалось в старом здании, здесь по благословению преосвященного Павла (Вильчинского) 18 декабря 1888 г. была освящена домовая Покровская церковь.
В 1899 г. было создано Общество вспомоществования недостаточным воспитанникам Саратовской семинарии. Большинство воспитанников были детьми сельского духовенства, часто происходили из семей бедных диаконов или псаломщиков, а потому приезжали в епархиальный центр на учебу нередко без гроша в кармане. Инициатором создания Общества стал ректор семинарии отец П. Г. Извеков.
6 марта 1906 году воспитанники семинарии присоединились к общегородскому протесту учащихся учебных заведений против решения Военного суда по делу эсерки Анастасии Биценко, убийцы известного в Поволжье борца с революционной гидрой генерал-адъютанта В. В. Сахарова. Произошедшее объяснялось семинаристами "сторонней агитацией" и даже угрозами со стороны учеников и студентов светских учебных заведений на случай отказа принять участие в общегородской ученической забастовке. Как бы то ни было, но поддержка со стороны семинаристов убийцы говорила о многом. Очевидно, что это было следствием не только общенационального кризиса, но и серьезных просчетов в системе духовного образования. Тем более, что отмеченный случай был не единственным "протестным" актом саратовских семинаристов, в результате которых в конце 1906/1907 учебного года семинария оказалась фактически закрытой. Епархиальное начальство предприняло ряд мер для искоренения в семинарских стенах бунтарства и для оздоровления духовной школы.
В 1908 г. Саратовский епископ Ермоген (Долганев) составил специальный отзыв на проект реформирования духовной школы, который был отослан в Санкт-Петербург на имя обер-прокурора Св. Синода, а затем под названием "Борьба за истину нашей духовной школы" опубликован в "Саратовском духовном вестнике" и отдельным оттиском. Главный тезис записки епископа Ермогена сводился к отстаиванию духовности школы, ее церковного характера в противовес предлагавшемуся светскому. Действительно, владыка не принял проекта организации "пастырских школ" наряду с духовными. Он отстаивал "цельную и неделимую" семинарию, в которой юношество наряду с получением знаний укрепляется "в духовном настроении, в молитве, посещении храма Божия, в сохранении себя к труду и послушанию". Епископ подчеркивал, что духовная семинария - часть Церкви, а не самостоятельное учреждение, поэтому годы обучения в ней должны были "приблизить атмосферу церковного служения к … свойствам и склонностям души юношей, … сроднить эту атмосферу с их душою, сделать ее близкою, приятною и дорогою: чтобы и молитвы, и церковь, и сами священнослужители, и все, что составляет круг мыслей, чувств, событий и предметов церковно-духовной жизни - все это не только предносилось бы пред умственным взором питомцев духовной школы, но уже и теперь в самой колыбели-школе ощущалось бы как родная атмосфера, как родная стихия".
В годы Первой мировой войны здание семинарии было частично отведено под воинский постой. С 20 августа 1914 г. весь состав учащих и служащих семинарии договорились жертвовать ежемесячно 3 процента от жалования на организацию лазарета имени преподобного Серафима Саровского.
1915/1916 учебный год в Саратовской семинарии долго не мог начаться, поскольку практически все здание было занято под нужды военного времени. В конце концов, так и не дождавшись освобождения здания от воинского постоя, руководство учебного заведения решило заниматься посменно в свободных классах, которые, по выражению современника, "удалось семинарии буквально отвоевать для себя". Постепенно совмещение в одном здании учебного процесса и воинского постоя стало привычным для обеих сторон. По просьбе военного начальства с 25 ноября 1915 г. семинаристы в домовой церкви начали вести с воинами беседы о войне и ее христианском восприятии. Более того, семинаристы регулярно посещали епархиальный лазарет, в котором обучали грамоте раненых воинов и беседовали с ними, а также благотворительные чайные-столовые, в которых учили детей многочисленных беженцев, появившихся за 1915 г. в Саратове.
Весной 1917 года Саратовское епархиальное руководство призвало всех подчиниться новому, Временному правительству. Правлением саратовской семинарии на имя председателя совета министров князя Г. Е. Львова была послана следующая телеграмма: "Саратовская духовная семинария долгом почитает приветствовать новое правительство и просить принять пожелания Вашему Сиятельству здравия, благополучия и всякого успеха в ваших трудах на благо дорогой родины".
8 мая 1917 г. в здании духовной семинарии состоялся епархиальный съезд педагогов духовно-учебных заведений, на котором председательствовал новый управляющий епархией - епископ Досифей (Протопопов). На съезде обсуждались наиболее острые проблемы семинарии, мужских духовных и женских епархиальных училищ в связи с обстоятельствами военного и революционного времени. Для их разрешения был сформирован Саратовский губернский союз педагогов духовно-учебных заведений. Его административным органом стал Делегатский совет.
Последний учебный год в Саратовской семинарии начинался в сложной и тревожной обстановке. В конце октября власть в Саратове захватили большевики. В городе не прекращалась стрельба, на улицах устраивались обыски. Так как многие семинаристы участвовали в вооруженной защите здания Саратовской городской думы, большевики были на них озлоблены особо. Духовные учебные заведения стали едва ли не первой их мишенью. Правление семинарии решило, что оставаться в городе воспитанникам просто опасно. 31 октября 1917 г. на совместном заседании педагогов духовно-учебных заведений было решено с 1 ноября временно прекратить занятия в семинарии и духовном училище. Занятия возобновились в январе 1918 г. и то лишь с воспитанниками I, V и VI классов. Ученики голодали, но занятия не останавливались. Дневной нормой на одного семинариста было полфунта черного хлеба. В связи с продовольственными затруднениями семинарское начальство постановило закончить занятия к началу Великого поста и перевести учеников в следующие классы по текущим результатам. После Пасхи в семинарию должны были явиться воспитанники остальных классов.
С 1918 г. большевистская власть начала целенаправленную и перманентную борьбу с духовной оппозицией в лице Церкви и ее учреждений. В Саратове уже в феврале значительная часть инвентаря семинарского общежития была реквизирована. В здании "старой" семинарии разместили канцелярию Красного Креста и Саратовскую ученую архивную комиссию.
Саратовская семинария была закрыта, видимо, вскоре после начала красного террора (сентябрь 1918 г.). Сын последнего семинарского инспектора Виталий Николаевич Златорунский (1909 - 2001) вспоминал, что окончательно семинарию закрыли в 1919 г., когда из здания на Малой Сергиевской выселили семьи инспектора и преподавателей.
Первая попытка возрождения семинарии
Возродить духовную семинарию с Саратове удалось лишь в 1947 г. благодаря решительности и энергии назначенного на Саратовскую кафедру святителя Бориса (Вика). В первый класс семинарии были приняты 15 человек, из них 5 были посланцами других епархий. Самому старшему было 46, а самому младшему - 19 лет. Из числа представителей духовенства в семинарию поступили только 2 человека, остальные принадлежали к таким социальным группам, как рабочие (2), крестьяне (1), служащие (6) и учащиеся (4).
Выпускник первого набора возрожденной семинарии протоиерей Всеволод Кулешов рассказывал о тех годах:
В 1950 г. в семинарии было уже 4 класса с 49 воспитанниками, а преподавательская корпорация состояла из 6 человек. Как и прежде, она занимала три здания, значительно удаленные друг от друга: учебный корпус - на Университетской, 64; общежитие - на ул. Мичурина, 124; общежитие - в Глебучевом овраге. В 1954 г. семинарией был куплен еще один дом у частного лица за 150 тыс. рублей, где разместились 24 воспитанника, а в 1956 г. по распоряжению управляющего Саратовской епархией митрополита Вениамина (Федченкова) семинарии было передано здание бывшей канцелярии епархиального управления по Смурскому переулку, 19. К этому времени в семинарии обучались уже 100 человек.
В результате гонений на Церковь, возобновившихся с особой силой с конца 1950-х гг., по всей стране резко сократился прием абитуриентов в семинарии. Это должно было стать, по замыслу властей, удобным предлогом для закрытия духовных школ. 4 мая 1960 г. новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви "рекомендовал" патриарху Алексию I закрыть киевскую, саратовскую и ставропольскую семинарии, ссылаясь на незначительное число учащихся и на неудовлетворительные бытовые условия. Патриарх вынужден был подчиниться. Первой жертвой стала ставропольская семинария, которую слили с саратовской. Но и ее вскоре постигла та же судьба - она была закрыта. За 13 лет своего существования Саратовская духовная семинария подготовила около 120 священников. Из них 37 человек несли службу в приходах Саратовской области.
Второе возрождение
В 1985 г. архиеп. Саратовский Пимен (Хмелевский) обратился в Саратовский городской совет с просьбой передать епархии здание бывшего архиерейского дома. На обращение последовал отказ.
Резкий поворот к лучшему наступил, когда в результате многочисленных требований управляющего епархией и благодаря настойчивости епархиального юриста Людмилы Мануковской вопрос о принадлежности архиерейского дома был вынесен на сессию Саратовского городского совета 6 мая 1991 г. Решение в пользу передачи здания епархии было, наконец, принято. Архиеп. Пимен направил патриарху Московскому и всея Руси Алексию II рапорт о возобновлении деятельности Саратовской православной духовной семинарии.
Тогда мало кто предполагал, что основная борьба за семинарию еще впереди, а решение саратовских депутатов долго останется только на бумаге. Дело в том, что в то время в помещении архиерейского дома располагалась библиотека Саратовского государственного медицинского института, которой Саратовский городской исполнительный комитет обязывался предоставить аналогичное по площади и техническим условиям помещение. Но городские власти не торопились выполнять принятое решение.
8 января 1992 г. в Саратовском облисполкоме состоялась встреча архиепископа Пимена с президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным. Об этой встрече владыка оставил запись в своем дневнике:
19 августа 1992 г. в архиерейском дневнике появляется такая запись: "Сегодня началось выселение библиотеки из архиерейского дома. Наконец-то. После стольких лет борьбы...".
В кратчайший срок был сформирован преподавательский состав и начались занятия. Курс семинарии по сравнению с общепринятым, был расширен за счет введения логики и истории философии.
С самого начала Саратовская духовная семинария обзавелась превосходной библиотекой, в которой было немало раритетов. Основу этого книжного собрания составили сотни томов святоотеческой, богословской, церковно-исторической, искусствоведческой, художественной литературы, подаренные архиепископом Пименом и его наследниками, а также протоиереем Лазарем Новокрещеных.
В 2003 году семинария согласно указу Священного Синода перешла на пятилетнюю систему обучения, что потребовало введения новых предметов и привлечения новых преподавателей. В учебный план были включены Миссиология, Риторика, Аскетика и ряд других дисциплин.
Саратовская духовная семинария. Здание на Радищева, 24 |
В 2005 году семинария переехала в новое отремонтированное здание на улице Радищева, 24-Б (здание бывшей Саратовской духовной консистории). Были значительно улучшены и условия проживания воспитанников — отремонтировано общежитие семинарии.
В 2007 году состоялась передача Епархиальному управлению здания дореволюционной семинарии по адресу улица Мичурина, 92.
В 2011 году Саратовская православная духовная семинария получила государственную лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, на право ведения учебной деятельности по основной образовательной программе 033400 «Теология». В основе программы лежит Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения, ориентированный на вхождение российских государственных образовательных учреждений в Болонский процесс. Учебный план и рабочие программы по дисциплинам разрабатывались совместно со специалистами Учебного управления СГУ им. Н.Г Чернышевского. Срок обучения 4 года, действуют очное и заочное отделения.
Иконостас храма во имя ап. Иоанна Богослова при СарПДС. Фото Андрея Гутынина |
Ректоры
- Никодим (Лебедев) (1830 - 1833)
- Анастасий (1833)
- Спиридон (Грацианов) (29 ноябpя 1833 - 16 апреля 1849)
- Сергий (Назаретский) (16 апреля 1849 - 1857)
- Никанор (Бровкович) (1 декабря 1857 - 1865)
- Варфоломей (Левитский) (1865 - 1869)
- Смельский Иван Васильевич (1869 - 1872)
- Гурьев Федор Васильевич (1872 - 27 февраля 1876)
- Лаврский Валериан Викторович (1875 - 27 февраля 1876), и.о.
- Лаврский Валериан Викторович (27 февраля 1876 - 1885)
- Заборовский Александр Иванович (11 октября 1885 - 21 октября 1887)
- Извеков Павел Григорьевич (апрель - декабрь 1886), вр.и.о.
- Извеков Павел Григорьевич (21 октября 1887 - 1903)
- Попов Гавриил Иванович (февраль 1903 - 1906)
- Григорий Максимов (1906 - 1910)
- Василий (Бирюков) (1910 - 1911)
- Серафим (Лукьянов) (9 августа 1911 - 1914)
- Борис (Соколов) (1914 - 1918)
- Черников Николай Иванович (1947 - 1948)
- Феогност (Дерюгин) (1948 - 1950)
- Сокаль Иван Иванович (1950 - 1953)
- Богданович Иван Николаевич (1953 - 1957)
- Феодосий (Погорский) (1957 - 1958)
- Кремлев Василий Петрович (1958 - 1961)
- Агафонов Николай Викторович (1992 - 1995)
- Александр (Тимофеев) (1995 - 2003)
- Лонгин (Корчагин) (2003 - 25 августа 2020)
- Игнатий (Депутатов) (25 августа - 20 ноября 2020)
- Сергий Штурбабин (с 20 ноября 2020 [2])
Инспекторы
- Иоанн (Чистяков) (1830 - 24 октябpя 1831)
- Анастасий (1831 - 13 мая 1833)
- Сокольский Константин Максимович
- Тихон (Солнцев) (22 августа 1838 - 1849) ....
- Александр (Хованский) (29 ноября 1857 - 16 марта 1859) ....
- Евсевий (Лещинский) (23 мая 1867 - 1869)
- Заборовский Александр Иванович (1870 - 11 октября 1885)
- Извеков Павел Григорьевич (17 апреля 1886 - 21 октября 1887) ....
- Успенский Владимир Михайлович (1889 - 1893)
- Ливанов Николай Николаевич (1893 - 1896)
- Иоанн (Левицкий) (13 февраля 1896 - 29 ноября 1900)
- Торопов Степан Арсеньевич (1901 - 1904)
- Целебровский Алексей Иванович (20 августа 1904 - 12 марта 1911)
- Златорунский Николай Васильевич (26 апреля 1911 - 1919)
- Яхонтов Дмитрий Григорьевич (упомин. 1947)
- Егоров Владимир Иванович (не ранее 1955 [3])
- Свиденюк Василий Петрович (26 июня 1957 - сентябрь 1959 [4])
- Николай (Кутепов) (1960 - 1961)
- Сычев Александр Константинович (1992 - 2011?)
- Герман (Лытус) (упом. 22 декабря 2011 [5])
Известные выпускники
- 1836 - свт. Гурий (Карпов), архиеп. Таврический
- 1842 - Прав. Александр Чагринский, свящ.
- 1850 - Нестор (Метаниев), еп. б. Дмитровский
- 1876 - сщмч. Константин Голубев, прот.
- 1883 - Несмелов Виктор Иванович, проф. КазДА
- 1885 - Петр (Соколов), архиеп. Петровский
- 1886 - Соколов Иван Иванович, проф. КазДА
- 1888 - сщмч. Феофан (Ильменский), еп. Соликамский
- 1889 - Серафим (Александров), митр. Казанский
- 1891 - сщмч. Иоанн (Днепровский), свящ., выбыл из 1-го класса по прошению
- 1893 - сщмч. Петр Покровский, свящ.
- 1895 - Полянский Евлампий Яковлевич, проф. КазДА
- 1899 - сщисп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский
- 1900 - Серафим (Лукьянов), митр. Западно-европейский
- 1901 - Онисифор (Пономарев), архиеп. б. Калужский
- 1901/2 - сщмч. Иоанн Миротворцев, свящ.
- 1902 - Николай Часовников, свящ.
- 1903 - Александр (Виноградов), еп. б. Житомирский
- 1911 - сщмч. Феодор (Смирнов), еп. Пензенский
- 1914 - сщмч. Петр Зиновьев, свящ.
- 1915 - Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий
- 1917 - сщмч. Гавриил Архангельский, свящ.
- 1918 - сщмч. Николай Сафонов, прот.
- 1951 - Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский
- 1953 - Ювеналий (Тарасов), схимитр. б. Курский
- 1955 - Варфоломей (Калугин), архим.
- 1961 - Серафим (Тихонов), архиеп. Пензенский
- 1997 - Флавиан (Митрофанов), еп. б. Череповецкий
- 1999 - Симон (Морозов), еп. Шахтинский
- 2000 - Серафим (Домнин), митр. Пензенский
- 2002 - Тарасий (Владимиров), еп. Балашовский
- 2004 - Филарет (Коньков), еп. Барышский
Видео
Фильм к 180-летию Саратовской семинарии (телестудия "Восхождение", 2012)
Использованные материалы
- История семинарии на официальном семинарском сайте
- Диакон Максим Плякин. "Святые выпускники Саратовской Духовной семинарии". Православие и современность № 6, 2008
- Книга к 180-летию СарПДС "Саратовская Православная Духовная семинария. История и современность". Издательство Саратовской епархии. Саратов, 2010 г., стр. 177 (взят только список ректоров)
- Саратовская духовная семинария с 1830 по 1919 годы // Православие и современность, Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии:
- Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1886, 1895, 1897, 1904, 1913, 1917 год, СПб, 1886, с. 98-99; 1895, с.100; 1897, с. 102; 1904, с.106; 1913, с. 112; 1917, с. 129.
[1] База данных и собрание материалов Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский патриархат), https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/651/
[2] Журнал № 87 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/5721952.html и Указ №210, портал Саратовской епархии, http://eparhia-saratov.ru/Articles/2020-ukaz-210
[3] Всеволод Кулешов «Мы помогали друг другу, чем могли» // Портал Саратовской епархии, https://eparhia-saratov.ru/Articles/my-pomogali-drug-drugu-chem-mogli и отчество №11 Из истории Саратовской православной духовной семинарии 1947-1961 годы, https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_54713
[4] Биография протоиерея Василия Свиденюка 19.02.1929 - 22.05.2011, ЖМП, 2012, май, http://www-old.srcc.msu.ru/bib_roc_2012/jmp/12/05-12/24.html
[5] История Саратовской православной духовной семинарии от основания до наших дней // Официальный сайт Саратовской духовной семинарии, http://www.sarpds.ru/menu-istoriya-seminarii/menu-istoriya-s...rt=